Пришёл брат с фронта... всем, прошедшим войну, пос

 Если кто-то думает, что в глубоком тылу было легче переносить тяготы войны, то он ошибается...

Тасе было на начало войну девять-десять лет. Черноволосая, смуглая, стройненькая- она больше похожа была на цыганку, чем на своих родителей- выходцев с Украины. Они когда-то практически всем кланом собрались и поехали за лучшей долей, в Сибирь. Да так там и осели.

Детей было много, двенадцать человек, да большинство забрало лихое время- голод, отсутствие лекарств, страшные на то время болезни. Когда началась война, отец Дмитрий Иванович и старшие братья-Миша и Ваня, ушли на фронт. Да все,собственно,  мужчины ушли. Ни в одной хате не осталось никого, кроме женщин и глубоких стариков.

Фросе было побольше, ей и доставалось больше, в смысле работы. Они все с утра до вечера работали на полях, кто колоски собирал, кто на картошке был. Женщины пахали на себе, так как коней тоже отправили на фронт, а трактора, что стояли на МТС,да ещё и в соседней деревне, требовали ремонта, но некому было этим заниматься...

В доме оставалась только Мотя, семнадцатилетняя девушка,она была больна, парализована. Но у нее было одно удивительное свойство- она всегда знала всё обо всем.Кто погиб на фронте, кто придет живым. Поэтому женщины после работ на колхозных полях, несмотря на усталость,шли не домой, а к ним в хату и подступали к Моте с расспросами о своих близких.

Она ни разу не ошиблась. Мама тоже спросила раз- как там наши? Мотя закрыла глаза, полежала так некоторое время, а потом сказала:" Наши, мамо,прийдут до дому вси...Миша будет ранен..." Больше мама не приставала к ней.

Силы у Моти уходили быстро, она на целый день была оставлена в хате одна, пролежни, недоедание, общее состояние угнетения делали своё дело. Она часто плакала:"Бабушка! Забери меня к себе! Я так устала!" Бабушка умерла незадолго до войны, они были очень дружны при её жизни. У бабушки был целительский дар и что-то, видно, передалось и Моте. Девушка часто с ней разговаривала так, как будто бабушка стояла рядом с ней.

В 43-ем ее не стало. Пришли домой с поля, а Мотя умерла... Лежала она, как и положено умершей, сложив руки на груди. Ее хоронили всей деревней, даже дали отгулы, чтобы сходить на кладбище.

Есть было катастрофически нечего! Выручало, правда, то, что давали на трудодни картошку. А хлеба не было совсем. Был он только у председателя. Сын председателя, Колька, частенько выносил хлеб на улицу, созывал ватагу ребят, в том числе и Тасю, и предлагал всем за краюшку хлебушка сругнуться как-нибудь матом. А надо сказать, что в доме у Таси этого никогда не было, никто не ругался . Поэтому для нее это было просто ужасным испытанием. Хлеб так сладко пах! Даже живот сводило...

Кто заругается, тому доставался кусочек хлебушка... Когда очередь доходила до Таси, Колька в очередной раз с безнадёгой в голосе спрашивал:"Ну, что? будешь ругаться?" Тася отрицательно качала головой, крепко сжав зубы и до синевы прикусив губу.
-" Ну хоть словечко! Что тебе стоит? Что, хлеба не хочешь? Хоть "дурак" скажи!"

Она так ни разу и не с заругалась. Колька ей уже и так, махнув рукой, давал хлеб, но упрямая хохляцкая кровь не позволяла ей брать его. Так и уходила. Спрашивается, зачем приходила? Она и сама не знала, наверное, хотя бы просто понюхать.

...Война шла на убыль. Уже кто-то где-то пришёл, в соседних деревнях, слышно, встречали своих мужиков... В один из дней пришло письмо от Миши.

Он писал, что лежит в госпитале, ранен в руку, скоро придет домой. Мама вздохнула с облегчением- слава Богу, один уже почти дома!Через месяц пришло еще одно письмо-"Еду, ждите!"

Он приехал на праздник 1 мая, шел по деревне, прихрамывая на одну ногу, красивый, такой родной!

Конечно, был устроен пир горой! Стол накрывали всей деревней, тащили всё, что у кого было, да и он не с пустыми руками приехал- он привез целую торбу с едой и, конечно, хлеба!

Как Тася радовалась хлебу! Она его долго нюхала, боялась даже есть, вдруг он не настоящий! Потом отрезала себе краюху и ушла за печку есть.Ела долго, отщипывая по кусочку... сначала просто клала на язык и держала так, пока рот не наполнится его вкусом до конца, потом глотала.

Вечер удался на славу! Стоял патефон, ребятишки с удовольствием по очереди крутили его ручку, переставляя пластинки, а Миша танцевал со всеми женщинами по очереди. Мама увидела вдруг, что его лоб покрылся испариной, что ему трудно ходить, стал сильнее хромать. Удивило, конечно, писал про ранение в руку, а тут явно же что-то с ногой... Ну, где рука ранена, там и ногу, видно, задело.

Все разошлись уже за полночь, Мише постелили постель, он подошёл, грузно сел, как-то странно заскрипев при этом, стал раздеваться... Вот тут все домашние и увидели, что у него нет ноги- протез... Специально не писал, чтобы не расстраивать заранее.

Мама заплакала, прижавшись к его груди, но он сказал, поцеловав ее: " Ну что вы, мамо, главное, что живой! Остальное такая ерунда!" Он рассказал, что они ходили в разведку и он подорвался на мине.Ребята тащили его обратно под миномётным огнём  со стороны противника,ну а там дальше госпиталь...Учился ходить заново.

Через несколько дней война закончилась...


Рецензии
Какая детская чистота... Где растёшь, того и набираешься. Не понимая матерных слов, я уже учась в техникуме, не представлял себе, что можно не употреблять в разговоре.(А техникум горный- шахтёры) Был на курсе мальчишка,любитель читать, так он у нас за белую ворону почитался, что-то было не от нашей жизни в нём, и все его сторонились.
Только с творчеством, с книгой понял , сколько грязи в мате, сколько уродства.
С удовольствием прочитал Вашу миниатюру. Спасибо.

Галкин Сергей Иванович   25.11.2019 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Очень любила и люблю своего дядю. Жаль, что им мало отмеряно после войны многим.

Людмила Галактионова   26.11.2019 14:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.