Лист на стекле

В детстве мой одноклассник и друг Максим давал мне на время томики старинной немецкой энциклопедии – трофея привезённого его дедом-фронтовиком из Германии после войны...
Я очень любил перерисовывать разные интересные картинки из неё... Иногда срисовывал с натуры, но чаще, для пущей точности я прикладывал к залитому солнечным светом стеклу оригинал изображения и поверх него ставил белый лист... Остро наточенным карандашом я старательно выводил на нём линии повторяющие разные шедевры... Чего там только не было: карты, гравюры, надписи, сделанные старомодным готическим шрифтом, живописные работы, Мадонны и рыцари... Я хотел учиться рисовать, повторять красоту, преумножать её... Сейчас это может показаться смешным, но ксероксов-копировщиков тогда ещё не было, как и фотоаппаратов, что сейчас в каждом телефоне, поэтому такое занятие и его результаты казались мне настоящим дивом и чудом...
Что такое память?.. Только ли отголоски прошлого? А может и отблески будущего, будто бы подмигивающего сквозь призму прошлых дней, отражающегося на стенах сегодняшнего дня бликами неосознанного, бессознательного?.. Прошлое, настоящее и будущее – единая воображаемая линия для нас, единая осязаемая линия – для судьбы... Жизнь – как прорисовка настоящего – белого листа наступившего дня, положенного поверх страниц прошлого, листов испещрённых штрихами-зигзагами воспоминаний, пронизанных светом будущих дней...
Рисуя картину сегодняшнего дня, мы будто бы прикладываем белый лист к черновику нашей памяти, пытаясь повторить всё прекрасное, что можем там найти... Но, увы, вместе с тем мы ненароком привносим в наше настоящее и случайные штрихи былых ошибок и разочарований, сросшихся в нашем прошлом со всем незабываемо хорошим...
Вспоминаю в этой связи бессмертные строки Блока:
Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, – поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.


Рецензии