Индийский поэт Джаядева 12 в
Историю санскритской литературы разделяют на период «классический» (до 8 в.), и последующий период «прогрессирующего упадка». Литературоведы последним выдающимся поэтом на санскрите называют Джаядеву Госвами, а его поэму «Гита-Говинда» - «лебединой песнью санскритской литературы». В этой поэме главными героями являются Кришна с его возлюбленной Радхой.
О жизни Джаядевы известно очень мало. Считают, что он был придворным царя Лакшманы Сена, о чем свидетельствует отрывок его поэмы, который обнаружили в Кашмире. Предполагается, что, покинув свой дом в юности, Джаядева активно проповедовал веру в Кришну. Через определенный период странствий Джаядева женился и остался жить в своей деревне. Через некоторое время поэт вновь отправился путешествовать. Теперь его путь был направлен на север Индии, в Джайпур и Вриндаван. Известно, что последние годы жизни поэт жил в своей родной деревне, где сохранилась его усыпальница. Вот и все данные, которые известны ученым. Знаменитые писатели 14-16 веков считали Джаядеву своим величайшим предшественником. Историки утверждают, что император Великих Моголов Акбар, несмотря на мусульманство, восхищался мистической лирикой Джаядевы. В 1615 году, при его правлении, манускрипт «Гита - Говинда» был проиллюстрирован в стиле монгольских художников.
О поэме «Гита - Говинда» среди ученых существует много мнений. Одни считают, что это произведение с трудом укладывается и в индийские, и европейские классификации (драматическая поэма, поэтическая драма). Другие теоретики называют это произведение величайшей большой поэмой, где поэт показал широкую картину мира. Видимо, как и другие великие художники, Джаядева просто сломал рамки жанровых предписаний. Творение Джаядевы не просто художественная литература, а с религиозной направленностью, даже – ритуальной! Литературоведы считают, что это все свидетельствует о возврате к синкретическому искусству древнейшего периода. В Индии вообще новое редко отменяло старое; оно как бы вырастало рядом с ним, придавая новые черты древу культуры. Историки говорят, что в 1 тысячелетии были созданы индусские предания («пураны»). Эти пураны, как и эпос, служили источником образов и сюжетов для всей последующей индийской литературы. На эти пураны опирается и Джаядева.
Джаядева.
Гита-Говинда.
«…Кришне великому верный и преданный,
Играми Кришны в душе зачарованный,
Слушай, взволнованный, слушай, внимательный,
Стих Джаядевы торжественно-сладостный.
Звук со смыслом в стихе сочетать одному Джаядеве под силу.
В сложном Шарана понаторел, и в глаголах – Умапатидхара.
Искушенный в любовных стихах, превосходит Говардхана присных.
Все, что нужно, уловит на слух царь поэтов, разборчивый Дхоя.
…Во время потопа хранящий великую Веду,
Божественный чели, приносящий победу,
Кешава дивный в образе рыбы, -
Слава, Вседержитель, тебе!
Опора вселенной, которой не видно предела,
Устой вековой, чья спина затвердела,
Кешава в образе черепахи, -
Слава, Вседержитель, тебе!
…Веды вечно хранящий, устой настоящий, миры выносящий,
Супостату грозящий, владыку празнящий, надменных разящий,
Ненавистному мстящий, оратай блестящий, за жертву молящий,
Нечестивых казнящий, себя в десяти находящий, - прославлен!..»
Свидетельство о публикации №218022300618