Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...

 

"Я не был солдатом, был всего лишь корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941-го видел, как наши, в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков... " – так писал о войне русский Хэмингуэй, полковник Советской Армии, член Союза Писателей СССР, Константин Михайлович Симонов. 

Родившись в семье генерала русской императорской армии Михаила и княжны Александры, в девичестве Оболенской, будущий шестикратный лауреат Сталинской премии с первых литературных шагов писал "для печати'', точно угадывая тот путь, который приведёт его труды именно на печатные страницы. Во время войны отдав весь талант великой и непобедимой Родине, Симонов, позже попав в партийную обойму и став "нужным" партии поэтом, все же, в отличие от многих коллег по писательскому цеху, так и не разучился совершать поступки, направленные на отстаивание собственных принципов. 

Ему досталась суровая эпоха в творчестве. Находясь на вершине литературной партийной власти, он росчерком пера главного редактора журнала "Новый мир'' отказал Б. Пастернаку в публикации его романа''Доктор Живаго", заставил замолчать группу советских писателей о трудах А. Солженицына, и участвовал в генеральской кампании травли на М. Зощенко и А. Ахматову. 

Тем не менее, в период ''правления'' Симонова, читателю были возвращены романы Ильфа и Петрова, булгаковский "Мастер и Маргарита" и "По ком звонит колокол" Хэмингуэя. Он выступал в защиту Л. Брик, вычеркнутой из биографии В. Маяковского, он принимал участие в "пробивании" спектаклей в "Современнике'' и Театре на Таганке, влиял на судьбы многих литераторов двадцатого века. 

В архиве писателя и возглавляемых им редакций не осталось ни одного неотвеченного письма. А сотни простых людей начали писать военные мемуары, сохранивших бесценные сведения, после прочитанных Симоновым и оцененных им "проб пера". 

Опубликовав в "Литературной газете" статью, провозгласившую главной задачей писателей отразить историческую роль Сталина, он все же попал в немилость к Хрущеву, и став опальным собственным корреспондентом "Правды" по республикам Средней Азии, уехал жить и работать в Ташкент. 

Трилогия "Живые и мертвые", за которую Симонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, сборники фронтовых очерков, десятки томов поденных усилий Симонова, названные им "Все сделанное", содержащие тысячи его писем, записок, ходатайств, предисловий, торящих дорогу "непробиваемым " книгам. 

Сегодня произведения Симонова читать практически некому – тема войны давно себя исчерпала, а литературный рынок, ориентирован больше на потребности 

любителей "легкого чтива" – детективы, фэнтези, дамские романы... Бессмертные стихи – молитвы, ознаменовавшие период лирической оттепели в военной литературе, принеся его автору всенародную известность, звучат все реже. Читая Симонова, понимаешь, что творил он в годы войны не по обязанности, а по глубокой потребности, благодаря живому началу, свойственному по-настоящему талантливому художнику. 

Нередко оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем гибели целого полка или дивизии, будучи корреспондентом свободным в передвижении в прифронтовой зоне, ускользая из окружения, Симонов читал лучшие свои строки артиллеристам, отрезанным тот линии фронта, разведчикам перед рейдом по вражеским тылам, читал в солдатских землянках, в штабных блиндажах... Его умение публициста предлагать официозную точку зрения в эмоционально -лирической версии, выковывалось с первых литературных опытов и не покидало творчество писателя, обессмертив его имя. 

Так совпало – любовь к Валентине Серовой, приме московского театра им. Ленинского комсомола, война, разлука – так стихи проступали на бумагу, как кровь проступает сквозь бинты. Позже, в мирное время, Константин Михайлович никогда не отказывался читать "Жди меня", например, на встречах с читателями, но всегда при этом как-то темнел лицом, снова и снова возвращаясь в свой сорок первый год. 

 

 

"Не написал бы я, написал бы кто то другой... " – так говорил автор книги "Глазами человека моего поколения", К. М. Симонов. 

 

 

ТМ ArtLOVEiriS 2018


Рецензии