Чтобы помнили. Глава 10

   Начало: http://www.proza.ru/2018/02/21/2000

   На следующее утро началось наступление. Сначала это было просто передвижение в сторону противника. К немецкой линии обороны приблизились вечером. Бойцы получили приказ готовить позиции, благо, артобстрела со стороны противника не было, зачистка хорошо прошла. Лиза мало что понимала во всей этой людской суете, но старалась четко исполнять приказы, полученные непосредственно ею.

   Ночью войска пошли в атаку. Это был первый бой, который Лизе довелось увидеть, и по ее впечатлениям, самый страшный из всех. Казалось, что наступил конец света. Темная южная ночь от орудийных залпов временами становилась светлее солнечного дня. Грохот орудий, свист снарядов, а местами и грохот танковых гусениц – все это сливалось в один постоянный оглушительный рев. Но страшнее всего оказалось не это. Страшнее всего были крики. Стоило в обстреле наступить паузе, как со всех сторон неслись крики раненых и умирающих людей.
 
   «На самом деле всё иначе» - думала Лиза, высовывая голову из укрытия. Ни в одном из фильмов о войне не доводилось ей слышать, как ужасно кричат умирающие люди. Да и общее впечатление о бое, когда ты оглушен, ослеплен и с трудом понимаешь, где находишься, никакая художественная картина передать не могла. Увидев, как недалеко рухнул, как подкошенный, лейтенант, Лиза поползла в ту сторону. Вслед ей неслось: «Ты куда, дура!».

   Добравшись до лейтенанта, Лиза глянула на него. Жив. Теперь Лиза пыталась сообразить, как эвакуировать его с поля боя. Сзади подполз Ринат:

   - Ты его все равно не дотащишь! Куда рванула?

   - Дотащу, - рявкнула в ответ Лиза, и, умудрившись перевернуть раненого на плащ-палатку, потащила.

   Ринат пристроился рядом с Лизой. Вдвоем они быстро уволокли раненого с линии огня, и, пособляя друг другу, перебрались через окопы. Позже, когда Лиза осматривала рану (пуля попала в бедро, но артерия задета не была) и передавала раненого Тамаре Самвеловне, Ринат выговаривал ей:

   - Твое дело помощь оказывать, таскать санитары должны.

   - Ага, много вы утащите, вдвоем-то?

   - Достаточно, в других ротах тоже санитары есть. 

   Лиза строго посмотрела на Шарафутдинова. Ринат был ее подчиненным, но сейчас явно забыл о субординации. Дурой Лизу тоже назвал он. Впрочем, на «дуру» Лиза не обиделась, у Рината с его акцентом это прозвучало скорее смешно, чем обидно. К тому же он действительно беспокоился о Лизе, не имеющей навыков поведения в бою. Лиза махнула рукой и скомандовала Ринату:

   - За мной!

   Лиза как могла осторожно подобралась к очередному раненому бойцу, Ринат двигался следом. Однако когда она взглянула на раненого, сразу поняла – не жилец, вместо живота кровавая каша. «Если сейчас вытянет, то все равно впереди перитонит и мучительная смерть» - проплыло в голове у Лизы. Но боец почти сразу умер у нее на руках от потери крови и шока.
 
   В паре Ринат с Лизой притащили еще троих раненых, так получалось намного быстрее и проще. По пути Лиза видела, как Маруська помогает солдату, у которого кровь заливала лицо. Позже Василевич вновь попалась им, теперь она поддерживала паренька с перебитой рукой.   

   Когда Лиза с Ринатом вновь очутились на поле боя, комбат поднял бойцов в атаку.

   - За Родину, за Сталина! – звучало в пахнувшем гарью и смертью воздухе.

   Лизе быстро пришлось убедиться, что, как бы банально это ни звучало, смерть действительно имела запах. Он был сладковатым при массированном кровотечении, неприятным, отдающим экскрементами при ранениях брюшной полости. Порою же запах смерти был запахом жареного мяса.

   Услышав комбата, Лиза на несколько секунд остановилась. Потом, подбираясь к очередному раненому бойцу, она прокручивала набежавшие мысли: «Опять врут. В каком кино можно увидеть, что солдаты в бой идут с именем Сталина? Во многих источниках это тоже опровергается. А ведь идут, вон, своими ушами слышу».

   Немного спустя бой закончился, немцы отступили. Сколько точно времени прошло, Лиза сказать не могла. Ощущение времени покинуло ее полностью, осталась только усталость и какое-то странное опустошение. Впрочем, отдых пока не предвиделся. Надо было срочно оказать посильную помощь оставшимся раненым, помочь Тамаре Самвеловне с отправкой тяжелых в госпиталь. Лиза, общаясь с ней, еще раз поразилась, насколько облик фельдшера не вязался с окружающей обстановкой. Тамара Самвеловна была наполовину грузинкой, наполовину сванкой по происхождению и потрясающей красавицей. Лицо ее с выразительными чертами, шикарные блестящие волосы, манеры, все говорило, что перед тобой настоящая княжна. «Что такая женщина делает на фронте?» - подумала Лиза. В то же время Тамара Самвеловна была профессионалом, все действия которого направлены на скорейшую помощь раненым. Ни о чем другом она не думала. 
 
   Когда Лиза уже валилась с ног от усталости, ее наконец-то сменили. 

   Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/24/2093


Рецензии