ХХХ Отзывы на творения Олеси Николаевой Шкаф
23/01-18
ЧУЖДЫЙ ОГОНЬ
А.И.
Чем холоднее и пустыннее на сердце – тем верней навстречу
и желтоглазое уныние, и косоротое злоречье…
Идут, хромцы, сосредоточенно, угрюмы и неутомимы,
то рощами, то вдоль обочины, на вид – простые пилигримы.
Но в ком заметят червоточины, тех окружают, обнуляют
и вид на жительство просроченный слюной на темя налепляют.
… Я знала тех, кто долго мыкался: то замирал кариатидой,
то лес валил, то в стены тыкался и кто не справился с обидой.
И стал кормить в себе томление, пока сквозь мысленную стужу
отчаянья и озлобления огонь не вырвался наружу.
Он тлел в подполье, злые жалобы шипели, лопаясь под спудом,
чтоб вспыхнуть вдруг: пора настала бы Надава вспомнить с Авиудом.
Как те страницы ни пролистывай, как голову ни прячь в тумане,
все видишь их огонь неистовый, самих же попаливший в стане.
…О, как бы жить, себя не мучая: ни власти не желать, ни славы,
изъять из сердца сны горючие и жароплавкие составы.
Средь облака сине-зеленого торчат чадящие затылки.
Найдет по запаху палёного Творец нас у слепой коптилки.
***
С.Ф.
''Но в ком заметят червоточины, тех окружают, обнуляют,
и вид на жительство просроченный слюной на темя налепляют. ''
Перекликается с бубновым тузом на спине Блока.
''Я знала тех, кто долго мыкался: то замирал кариатидой,
то лес валил, то в стены тыкался и кто не справился с обидой.
И стал кормить в себе томление, пока сквозь мысленную стужу
отчаянья и озлобления огонь не вырвался наружу.
Он тлел в подполье, злые жалобы шипели, лопаясь под спудом,''
Скорее всего речь идёт о литературном творчестве. Олеся Александровна лучше всего знает работу литераторов. Ждал -ждал человек признания, успеха, терпел многое ''лес валил, кариотидой стоял, '' а в результате ничего, пустое место, жизнь прожитая напрасно, незаметно пролетевшая в одних разговорах и ''разбитое корыто''. Обида и вопль, немой вой и недоумение. А времени уже нет. Подобный пример литератора был у меня перед глазами. От таких переживаний он как-то неожиданно заболел и быстро умер от рака. Как от огня Надава и Авиуда. Человек преподавал литературу занимался назидательными беседами, отбивал у людей всякое желание заниматься литературой, старательно гасил в других ''священный огонь'', старался высказать высокомерие. А фактически ничего не мог сделать, став очень похожим на главного героя Гоголевского'' Портрета'', уничтожавшего прекрасные произведения своих современников. Преподавание литературы очень коварно - эталоном может оказаться уровень учащихся и навсегда, и нет развития. Передо мною две таких судьбы. Один человек ''сгорел'', другой на пороге извержения. Оба преподаватели. Словно Олеся Александровна их лично знала. Но она знает других, своих коллег. Даже жалко их, их мучения.
И у обоих не было чувства Бога, гармонии мировой, хотя и растерзаной. И творения их оказались мертвыми и как бы ненужными, ничего не говорящими и не касающимися сердца. Это то с чего начинаются стихи Олеси Николаевой.
''Чем холоднее и пустыннее на сердце – тем верней навстречу
и желтоглазое уныние, и косоротое злоречье…''
Что и становится запахом смерти
''Найдет по запаху палёного Творец нас у слепой коптилки.''
С.Ф.
А все-таки строчка о человеке осталась - ''Из стихов смонтирую кровать'' . ''Утешение жене'' - так можно было бы назвать стихотворение. Очень нравилось официальное название лит.обьединения, советских времен , в которое он входил - ''Поэты хлебозавода'' ( Орехово-Зуево). Сейчас бы это звучало гениально!
***
24/01-18
Дорогая Ирина Бенционовна Роднянская в "Обзоре литературы 2017 года" опубликовала маленький отзыв на мою новую книгу стихов.
Теперь с огромным интересом жду ее обстоятельную рецензию, которую она собиралась написать.
...Зато новую книгу стихов Олеси Николаевой «Средиземноморские песни, среднерусские плачи» (М., ОГИ)https://www.labirint.ru/books/624426/ перечитываю чуть ли не ежедневно. В ней узнаются и прежняя изощрённо-воздушная стихотворная техника этого поэта, и зоркость земного зрения, преломленного линзой притчи, и вкус к аутопсии современного человека, – и тем не менее атмосферически автор в ней неузнаваем! Вспоминается слово Блока «Гамаюн – птица вещая». Если то, что обнаруживает Олеся Николаева на всех этажах нынешнего бытия, действительно зримо ею, а не чудится, то ждут нас времена душеиспытующие, душеопасные. Ключ подобрать к этой книге трудно, я оставлю читателя при загадке. Одно режет со страниц глаза: старость, даже дряхлость мирового эона, в котором выпало нам жить, сопутствуемая недостойным, а то и непристойным ряженьем, жирным сценическим гримом – от суперрасцветки столичных улиц до подмалёвки собственных душ. Резко стилизованные фольклорные мотивы своим невнятным трагизмом не столько противостоят этой масочности, сколько усиливают чувство тревоги, проникшее внутрь человека третьего тысячелетия сквозь услужливые драпировки повседневности. И – достигшее нутра самого поэта, хотя книга скорее эпична, чем лирична. В этих бесслёзных «плачах» есть разъедающая сила горького снадобья, к которому тянет прибегать ещё и ещё…
P.S. Кстати, мне сегодня позвонили и предложили устроить презентацию моих книг 24 марта в Манеже...
***
С.Ф.
Все приведенные эпитеты в адрес Олеси Николаевой
''В ней узнаются и прежняя изощрённо-воздушная стихотворная техника этого поэта, и зоркость земного зрения, преломленного линзой притчи, и вкус к аутопсии современного человека, – и тем не менее атмосферически автор в ней неузнаваем! '' - вполне подойдут и самому критику Ирине Роднянской. Она написала литературный балет на темы Олеси Николаевой, и хороший балет. Подобно как Родион Щедрин написал хороший балет ''Кармен сюита'' на гениальную музыку Бизе оперы ''Кармен'' Очень приятно и интересно читать, многое узнаешь и просвещаешься, расширяешь свой кругозор. Акварельные краски критики. Произведение искусства!
***
18/02-18
Прощеное Воскресенье
В России Хронос побежден,
к пространству пригвожден:
с погодой слит, с рельефом свит
и звездами блазнит.
Здесь Ленин Сталина дерет
за рыжие усы.
Здесь Сталин Ленина ведет.
схвативши под уздцы.
И птица Сирин здесь поет
невиданной красы.
И в недрах – Древний Змей живет,
и в кузнях – кузнецы.
Башмачкин мокрый снег жует,
Тряпичкин жжет чубук.
И Клячкин открывает рот,
да вырубили звук.
Все рядом: там - приказчик пьян.
ямщик попал в буран.
Святая Ольга жжет древлян,
бьет заяц в барабан.
Бомбист таскает динамит,
язык ломает фрик,
чело Державина томит
напудренный парик.
И стелятся туман и дым,
и Врангель входит в Крым.
Прощается славянка с ним,
а я останусь с ним.
Эпох сливаются слои,
хоть в славе, хоть в крови,
где все чужие – как свои,
пускай и визави.
Глядит зеленая звезда,
Земля пред ней, что взвесь,
и говорит, что навсегда
мы вместе будем здесь.
***
С.Ф.
Апокалиптические образы при детски-дурашливом ритме, рифмах кажутся ещё более абсурдными и апокалиптическими. Немножко с Пушкинским ритмом перекликается .
''Внимает он привычным ухом
;Свист;
Марает он единым духом
;Лист;
Потом всему терзает свету
;Слух;
Потом печатает — и в Лету
;Бух!''
Но чуть смешливей, пожизнерадостней, помоложе.
Вы словно играете в солдатики, потому что знаете метафизическое измерение истории. Как солдатики в ''Щелкунчике''
Я полагал, что Вы навсегда вознеслись , ушли в кино, оставив нас и стихи. После вознесения мы Вас не забывали, но было нечаянною радостью получить посланные Вами стихи.
Олеся - Сергей, дорогой! Простите меня, многогрешную, если я Вас невольно обидела или смутила словом, делом или помышлением. Вольно уж точно не желала этого, видит Бог!
С.Ф. - Обидели, назвав себя многогрешной. И ,что Вы можете меня чем-то обидеть. Это я у Вас прошу прощения, припадая к Вашим стопам, что обидел Вас. Вы моё искреннее восхищение, приняли за насмешку. Простите. Я же со своей стороны прощаю сам все, неведомое мне самому, что надо прощать -то? ''С миром изыдем!"
О, божество многогрешное! Я счастлив, что живу с Вами в одно время!
***
19/02-18
Х Х Х
Я осуществила бегство в болезнь:
в немощи телесной и дух мой хвор.
По ночам я слышу бессонную песнь:
стареньких вещей моих разговор.
Вспоминают страсти, спорят, кто прав.
Жизнь мою раскручивают задом наперёд:
туда, где я боялась, - дубовый шкаф
с незакрытой дверцей меня заберёт.
Иль из-под кровати выскочит хорь,
прогрызет материю, влезет в рукав.
Бабушка приходит, говорит мне: «Корь»
и навек ложится в зеркальный шкаф.
С коврика таращит олень глаза,
и у куклы в буклях щека в крови…
Я болею также, как бирюза:
гасну и тускнею от нелюбви.
Я бы и сейчас, пока не умолк
весь этот театр, таящий весть,
так бы и ждала, что сказочный волк
подтвердит: как названо, так и есть.
Ничего не умерло. Тот провал,
что скрывал пропавшее и темнил,
всё, над чем ты плакал, что целовал
да в слова обертывал, - сохранил.
***
С.Ф.
Какое-то новое качество глубинной любви. Не любви фейерверка и полета,. Глубинного бытия, так, что время останавливается.
Не очень уразумеваю ''навек ложится в зеркальный шкаф'' - фотография?
Почему-то Вы осознанное детство лучше передаете сейчас, нежели, когда Вы были ребёнком. В этих описаниях присутствует ткань вечности. А штрихи-то всего ничего. Явление бабушки, слово ''Корь'', а пробирает до глубины души, задевает струны подсознания. Впечатление, что у Вас впервые в стихах время останавливается. Рембрандтовская жизнь и тайна.. Новое течение бытия. И мостик чётко перебрасывается к детству, оно оживает. Можно подумать, что эта тайна, для Вас самой стала неожиданной! Вашими стихами приобщаешься к этой жизни. Проникаете, выявляет подсознателное, по детски ИСТИННОЕ. Волнуешься.
Ольга Благая - Я так поняла, что бабушка пришла в виде вещи из шкафа и опять туда ушла (легла).
С.Ф. - Врядли кофточка. Наверное, свадебная фотография.
Ольга Благая - По-моему, может быть, что угодно... Веер! :)
С.Ф. - Ожерелье. Перо страуса. Длинные перчатки.
Поставляем руду Олесе для стихов. Брошь. Зеркало.
Хотя у Олеси есть стихи о трюмо. Очень Ренуаровские.
Но это уже египетская тайна о письменах Олеси. Что значит ''бабушка за зеркальным шкафом''?
Может быть Олеся ответит стихами о бабушке?
С.Ф. - Ольге Благой - А может быть надо исходить из содержимого чемодана? Я вижу старые, чёрные, почти проволочные ''бабушкины'' очки.
Lisianna Riven
Зеркальный шкаф-это может быть и на тему того, почему зеркала занавешивают после смерти: чтобы душа землю покинула, не занавесишь-здесь задержится, будет приходить. Хотя, возможно, это и о старых вещах, а, может, все вместе. Зеркало- вообще вещь непростая, я бы сказала-сакральная.
С.Ф. - Надо вопросить пророка. Олесю.
С.Ф. - А что такое зеркальный шкаф? Просто зеркало на двери? Или хрустальные переливы? Узоры, грани. И тень ли бабушки, уходящая в зеркала , или предмет напоминание о ней?
От такого досконального следствия поэзия испарится.
С.Ф. - Кажется, бабушка была баронессой. Все-таки, скорее всего парадная фотография юной бабушки в бальном платье.
А может быть сама Олеся?
Олеся - Сергей Федоров-Мистик О, друзья! Это Вы в половину седьмого утра такие разговоры ведёте! Спаси Вас Господи! Зеркальный шкаф - это просто шкаф с зеркалом.
С.Ф. - Стихи о бабушке не дают спать. Так это воспоминание о бабушке в зеркале?
О! Объяснение в самих стихах. Просто ''зеркальный шкаф'' своим блеском заслонил тот же самый с незакрытой дверцей дубовый, который, когда-нибудь нас всех заберет.
''туда, где я боялась, - дубовый шкаф
с незакрытой дверцей меня заберёт.'' Жуть. Не по себе становится от детской впечатлительности. Стоячий гроб в виде дубового шкафа, с приоткрытой дверцей в вечность. Бабушка уже там. Теперь наша очередь.
С.Ф. - Но в стихах получилось два шкафа. Дубовый гробовой и зеркальный с хрустальными переливами.
Наверное Канон Андрея Критского сейчас особенно навевает навевает такие мысли о конце и Страшном Суде.
Жгёте сердца людей не хуже Андрея.
С.Ф. - Кино Тарковского - Олеси. Действительно перед Вами новая бездна для Вашего таланта. Кино это Ваше. Теперь этот гробовой шкаф не забудешь!
Lisianna Riven - Сергей Фёдоров-Мистик тоже жжёте, однако))
А Олеся наша любимая-космос. А внутри-маленькая девочка. И как это все сочетается-одному богу известно. Да, Тарковский в поэзии-ничуть не меньше.
Гениальная, при этом - без претензии на это :"зеркальный шкаф- это просто шкаф".
Обожаю.)
Ольга Благая - Зеркальный шкаф, куда положена бабушкина вещь (вещи) на вечную память, и шкаф, в котором все будем... Образное, выразительное, метафорическое сравнение (если можно так выразиться). Не будем больше мудрствовать, а то "От такого досконального следствия поэзия испарится." :)
Олеся - Ольга Благая милые и дорогие! Вы меня растрогали спорами и догадками, связанными со шкафом. Я это написала, не исследуя: просто показалось, что должно быть именно так. Но ваши предположения меня разбередили и заставили понять, почему же в одном случае шкаф открыт, а в другом он зеркальный. Конечно, это один и тот же дубовый шкаф. Когда он открыт, тем более ночью, он выглядит, как темный ход в неизвестность, где неизвестно кто скрывается и где можно пропасть. А бабушка в зеркальном шкафу - это значит, что дверь за ней захлопнулась, и зеркало закрыло вход к ней, замкнуло пространство на себе, знаменуя, что между этим миром и т е м нет до поры перехода.
С.Ф. - Преображенье шкафа и днём, и ночью. Разные измерения. Разная реальность. Разное бытие и космос.
С.Ф. - Вы своим шкафом превзошли Чеховский шкаф. Теперь он шкаф бабушки. Скорее снимайте кино!
NiNic Sinitsina - Сергей Федоров-Мистик нет: шкаф тёти Олеси)))
Ольга Благая - Olesia Nikolaeva, эх, старые мы с Сергеем стали, детскость потеряли... Только поэтическому гению Олеси ещё доступно детское восприятие открытого ночью шкафа как хода в неизвестность! А мы: гроб, гроб... :)
С.Ф. - ''У кого, что болит, тот о том и говорит.''
***
20/02-18
ДИРИЖЁР
Что кричал паровозу его кочегар,
скрылось дымом за первой сосной.
Что пчела нажужжала, вкушая нектар,
растворилось в ложбине лесной.
Свиристель, соловей ли – певучую вязь
всю впитал этот воздух густой.
Да и что нашептали нам духи, виясь,
с недоступной для нас частотой?
...Как оглох тайных звуков и знаков ловец:
для ключей не находит замков, -
ловит лишь колебанья воздушных колец,
завихренья ночных ветерков.
С молоточками среднего уха – надсад:
не для тонкого мира они.
Только прю и куют, и куют, и стучат,
кузнецу с наковальней сродни.
А меж тем – за доступною слуху страной,
прямо здесь, возле сердца и плеч, -
все симфонии космоса, хор неземной,
гул подземный,
древесная речь.
И судьбы шелестящее веретено,
голос крови и пульс нитяной,
зов потомков и предков моления,
но -
Дирижер к нам повернут спиной.
***
С.Ф. - Что кричал паровозу его кочегар,
скрылось дымом за первой сосной.
Что пчела нажужжала, вкушая нектар,
растворилось в ложбине лесной.
Очевидно кочегар, с криками гнавший поезд -душа этого поезда.
Сам поезд - тело.'' Мой друг осел'' - как говорили святые. И осла, и поезд погоняют с громкими криками.
''...Как оглох тайных звуков и знаков ловец:
для ключей не находит замков, -
ловит лишь колебания воздушных колец
завихренья ночных ветерков.''
Восприятие лишь мира видимого, колечек дыма.
''С молоточками среднего уха – надсад:
не для тонкого мира они.
Только прю и куют, и куют, и стучат,
кузнецу с наковальней сродни.''
Это вся наша жизнь. Когда день заканчивался программой ''Время'', и музыкой ''Время вперед'', где сто паровозов стучат молотками, под сирену гудка.
''А меж тем – за доступною слуху страной,
прямо здесь, возле сердца и плеч, -
все симфонии космоса, хор неземной,
гул подземный,
древесная речь.''
Как говорил мтр. Антоний Блюм - Бога надо ощутить у себя под кожей.
В сердце можно ощутить ''ветерок лёгкий'', присутствие Божие, подобное явление Бога пророку Илье.
В сердце изменяется время, открывается связь времен, приходит истинное Божественное знание, истина любви.
''Дирижер к нам повернут спиной.''
Бог не навязывает нам своей воли, своего общества, своего взгляда, перед которым будем трепетать и от любви, перед любовью Божией, но это уже не будет свобода. Подчинимся богатству Божию. На эту тему, любовь перед богатством, много вариантов, рассказиков у О'Генри.
Такое моё восприятие стихов матушки.
***
21/02-18
ФЕВРАЛЬ
1.
Землю вьюга побелила,
закружила, занесла:
то ли небо обвалила,
то ли к небу приросла:
путь прокладывая торный,
даже тьма свой ластик черный
вглубь подвала убрала,
обронила у кола.
Не поймешь: лишь междометья:
«ох», да «ах», да «видит Бог».
Чуть шагнул через порог –
провалился на столетье,
где частушки пишет Блок.
2.
Объясни, какая сила
дрожжи в пафос всей стране
накрошила, замесила.
Ишь, опять заголосила
с бабьим визгом о войне
бездна в белом зипуне:
бунта зуд, стальная жила,
зуб железный, глаз в огне.
То ли голь стучит в ворота
и открытым держит рот,
толстосум ли для чего-то
лезет задом наперед.
– Хочет он переворота?
Вот ему переворот:
честь бастарда и блудницы,
совесть вора, власть слепца,
ум глупца, разврат черницы,
поученья подлеца,
гордость мытаря, у барда
типуны на языке.
И взрывается петарда
у Керенского в руке.
Кровь на остром каблуке.
3.
Все покроет этот снег…
Блок ли, лох ли, печенег, –
черт не разобрать и линий.
Даже чёрный человек
в белом весь, на шапке иней:
демон или имярек?
Морок, морок этот снег.
…Но как только он сойдет, –
обнажатся дыры, сучья,
клочья, свалки, сделки, крючья,
воровские сходки, слет
активистов, случки сучьи,
абортариев отход,
норы и ходы барсучьи,
Философский пароход.
Талой вынесет водою
донесенья из чека
о расстреле Колчака;
лихоманку, паранойю
путать и смещать века;
духов звать издалека,
чтоб зарифмовать с собою;
сращивать наверняка
пыл хлыста и злость изгоя,
и нахрап временщика.
4.
…Я стою, а подо мною
облака и облака,
снег, подземная река.
И пространство свысока
держит время ледяное,
комья мерзлого песка…
***
С.Ф. - Если бы эти стихи были опубликованы сто лет назад, Блок бы не стал писать своих ''Двенадцать'', рука бы не поднялась.
''...
черт не разобрать и линий.
Даже чёрный человек
в белом весь, на шапке иней:
демон или имярек?...''
Какой сильный неожиданный парадоксальный художественный образ.
Не политический, а художественно-поэтический. Пушкин бы оценил!
''Землю вьюга побелила,
закружила, занесла:
то ли небо обвалила,
то ли к небу приросла:''
Это ему родное. Его.
Тоже бы понравилось.
''Но чёрный человек в белом весь'' - очень оригинально, это Ваше, даже не Пушкина. Может быть он так бы и не сумел.
Когда-нибудь будет учрежден орден почетного легиона Чёрного квадрата за оригинальность и образность мышления.
Ваш ''чёрный человек весь в белом'' вполне тянет на орден. Пишу без всякой иронии и юмора.
Образна боль о России -
'' обнажатся дыры, сучья,
клочья, свалки, сделки, крючья,
воровские сходки, слет
активистов, случки сучьи,
абортариев отход,
норы и ходы барсучьи,
Философский пароход.''
Красиво, но все это знакомо, хотя бы по предмету описания, политика. Это, или нечто подобное в ''Окаянных днях'' Бунина.
А Ваш ''чёрный человек в белом'' это просто чёрный бриллиант. Превосходит ''ослепительно чёрное солнце'' Шолохова.
Ольга Благая - Серёжа, не только чёрный человек в белом весь, но и печенег, и Блок, и лох - "Морок, морок этот снег."
С.Ф. - Все чёрные оказались белыми. И чёрный протвинь ,и Черный квадрат. И ''ослепительно чёрное солнце'', покрытое белым снегом, как пушистый зайчик в белых марлях февральского неба, которые на самом деле чёрные.
С.Ф. - '' Чёрный человек в белом'' перекликается с ''волками в овечьей одежде'', лжепророками. Олеся приводила свидетельства, что Блок, пророк и глашатай революции, написавший ''Двенадцать'', уже в это время был одержим нечистым духом, и ''умер от смерти''. Похоже в стихах ''чёрный человек в белом'' и есть сам Блок. Тем более все стихотворение - отклик на ''Двенадцать''
Отто Новиков - "Чёрный квадрат", Сергей ,будет главной иконой в храме Антихриста во дни его трёхсполовинойлетнего царствования на Земле. А номинантов на орден, Вами предсказанный, уже сейчас много...
Елена Литвинова - Это и с чёрным человеком Есенина перекликается особым образом.
Олеся - Елена Литвинова Да, надо было написать Чёрный человек с заглавной буквы. Спасибо.
С.Ф. - Орден чёрных протвиней. У всех домохозяек будут изыматься протвини, как тайные оккультные символы. А если сменить название на - ''протвинь'', что-нибудь изменится в картине?
Я сколько ни смотрю, я ни рожек не вижу, ни рожицы. По моему паранойя у тех, кто их видит. То же можно и в ''Красном квадрате'' увидеть. У Малевича много композиций с крестом. Но воинствующие люди видеть их не желают. А каков язык выражения подсознательного в человеке?
История с Чёрным квадратом очень схожа с непринятием ИНН. - ''От беса!"
С неприятием картошки во времена Петра l - ''От беса!"
В Дивеево православные говорили - ''Телевизор - труба в преисподнюю'' Правда в этой трубе время от времени появлялся патриарх и поздравлял людей с праздником. И Олеся появлялась.
А крест был на танках и самолетах фашистов, несущих смерть всему человечеству и человеческому. Все внутри человека.
Ольга Благая - Чёрный квадрат - это отсутствие света (Света), хаос, зло, ад...
С.Ф. - Протвинь - '' это хаос, зло, ад'' А где сковородки, на которых жарят грешников?
Все это фантазии отдельных зрителей. Люди накручивают, накручивают себя до кликушества.
С.Ф. - Чёрный квадрат изображает Темную материю, из которой на 95% состоит космос. Открытая только во второй половине ХХ века. Материя проявляет себя, движет галлактиками, ее существование доказано величайшими физиками, но ее никто не видел.
Так что Чёрный квадрат это материализм высшей пробы.
Ольга Благая - Сергей Федоров-Мистик, а зачем сковородки? Это же не "документ", а худ.образ. :) Что значит фантазии? Каждый воспринимает образ в силу своей культуры, образования, религиозных убеждений...
С.Ф. - 2*2 =4
А герой Достоевского из них сделал мировую трагедию ''Записки из подполья'' Но 2*2=4 не виновато в его расстройстве.
Художник не назвал квадрат адом, сном, космосом. А ''квадратом'' - 2*2=4, а это уже люди нафантазировали восемь кругов ада. А представьте, что вам скажут - Мужик пошутил. Он взял старую, чёрную рясу священника, которую хотели выбросить, вырезал квадрат со спины, и наклеил на картонку. Получился чёрный квадрат из материи. А люди увидели, стали креститься, -''Бес, сатана!'' - А это ''спина священника''.
Свидетельство о публикации №218022300097