Пытка

ИНТ. СЦЕНА - ДЕНЬ

На сцене появляется КОНФЕРАНСЬЕ.

КОНФЕРАНСЬЕ
Ревнивая жена и тёща, всё время подливающая масло в огонь ревности – что может быть страшнее для мужчины? Как ему, страдальцу, жить на свете, не сходя с ума? Наша история называется «Пытка». Она о том, как Марка Мученика пытали жена-скандалистка и язвительная тёща.

Конферансье покидает сцену.

Декорация: три пуфика и стол перед ними. На столе – огромный кремовый торт, две чашки чая, два блюдца, нож и две чайные ложечки.

На пуфиках сидят ИЛОНА, молодая женщина, и ИНЕССА ЛЬВОВНА.

Инесса Львовна и Илона отрезают от торта два больших куска и кладут на блюдца.

Инесса Львовна с шумом прихлёбывает чай, ложечкой ест торт, зажмурив глаза от удовольствия, потом открывает глаза и смотрит на Илону.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ты знаешь, я уверена, что в сочной черешне всегда есть косточка. Вот мой зять Марк. Такой отличный мужчина. Но не может быть, чтобы у него не было хоть одного изъяна!

ИЛОНА
Мама, что ты имеешь ввиду?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Я думаю, моя крупинка, у твоего мужа кто-то есть!

ИЛОНА
Да, у него есть любимая жена и другие родственники.

Инесса Львовна укоризненно качает головой.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Как весело, Илона! Будь же ты серьёзной, наконец! И в кого ты такая наивная, моя девочка? Наверное, в отца, сантехника. Не пора ли повзрослеть? Что показала проверка его телефона и компьютера?

ИЛОНА
Ничего, мать моя Инесса Львовна. Любовницы не обнаружено.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Он умело маскируется. Но когда к тебе явится страшилка и жарко пролепечет, что у неё с твоим мужем – любовь! – будет поздно.

Инесса Львовна отправляет в рот ложечку с порцией крема.

Илона отхлёбывает чаю и, нахмурив брови, смотрит на Инессу Львовну.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
М-м-м, какая прелесть! Поверь, мой бесценный пупсик: твой Марк тебе изменяет!

ИЛОНА
Но ведь у нас великая любовь!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Как высокопарно: великая любовь! Так слушай страшную правду, дитя наивное! Сегодня в обед я зашла в кафе выпить бокальчик вермута и увидела Марка с какой-то мадам! Они сидели и уплетали пиццу!

ИЛОНА
Как с мадам? Ты не ошиблась?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ха! И ты не веришь матери? Да, там был Марк! Со своей пассией! Ах, как жаль, что мой телефон без фотокамеры! Сделала бы снимок!

ИЛОНА
Я думаю, он в кафе был с коллегой. Они просто обедали вместе. Такое было уже несколько раз. Так что, не выдумывай, мама.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Не дерзи матери, гусёнок! Что это с тобой? Поешь сладкого и успокойся! И подумай: почему он обедал с ней, а не с тобой, своей женой?

Лицо Илоны принимает злое выражение. Она ставит чашку на стол и сжимает кулаки.

ИЛОНА
Ну, Марк! Прибью! Все волосы вырву! Уши обломаю! Ногу бубликом согну! О, как я устала от его измен!

Илона поднимается, три раза пинает пуфик и садится.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ну, так что же мы с тобой делать будем, коза моя рогатая?

ИЛОНА
Надо с ним поговорить. Пусть выложит всё начистоту!

Илона топает ногой.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Он тебе солжёт! Солжёт, доченька! И язык при этом не прикусит!

Инесса Львовна отправляет в рот ложечку крема и блаженно зажмуривает глаза.

Входит МАРФА ЗАХАРОВНА.

МАРФА ЗАХАРОВНА
А вот и я, дорогие мои! О, вы вкусный торт уплетаете? По какому случаю?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Нам нужно подсластить горечь измены твоего сына!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Не поняла?

ИЛОНА
Марфа Захаровна, Марк нагло встречается с другой дамой! Мама видела это! О, как невыносимо носить рога! Они склоняют мою грешную голову к земле-матери, куда мы все уйдём!

Марфа Захаровна садится на пуфик.

МАРФА ЗАХАРОВНА
Мой сын – воплощение верности и самой крепкой любви к своей непутёвой жене! Как вы смеете обвинять моё дитятко в грехе?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Послушай, Марфа. Я видела твоё чадо в кафе! Он ядовито улыбался какой-то змее, что сидела с ним за одним столиком и хищно ела пиццу!

ИЛОНА
О, как мне тяжко! Я страдаю, как мученица в кипятке!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Страдает она! Села мужу на шею и мается от безделья! Целыми днями в Интернете сидит! Ну, и корова!

ИЛОНА
Что? Да как…

МАРФА ЗАХАРОВНА
Марк для неё целыми днями на работе горбатится. А она только его деньги тратить умеет. Ну, и лошадь!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Что такое, старуха Шапокляк? Ты осмелилась оскорбить мою дочь?

Инесса Львовна поднимается и упирает руки в бока.

Марфа Захаровна встаёт и тоже упирает руки в бока.

МАРФА ЗАХАРОВНА
Вы – одной коровы молоко! Что ты мужа пилила, пилила, так что он сбежал от тебя. Что доченька твоя моего сына грызёт и грызёт, как бобриха свирепая.

Илона вскакивает.

ИЛОНА
Замолчите! Я люблю Марка! А он… он… он не ценит этого и по сторонам башкой вертит, как турникет.

МАРФА ЗАХАРОВНА
Ну, что ты врёшь, Илона?

ИЛОНА
Я говорю чистейшую правду! О, сколько у него было романов на стороне! Да мне памятник нужно поставить за моё ангельское терпение!

МАРФА ЗАХАРОВНА
И сколько же у него было романов?

ИЛОНА
Не помню. Мама много раз видела его с… макаками.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Именно так, Марфа!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Да всё вы врёте, убогие! Мой Марк – ангел!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Не ангел, а чёрт с копытами!

Марфа Захаровна толкает Инессу Львовну в грудь. Инесса Львовна вцепляется в волосы Марфы Захаровны.

МАРФА ЗАХАРОВНА
Отпусти! Слышишь: отпусти!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Сейчас ты будешь лысой!

ИЛОНА
Всыпь ей, мама! Всыпь! Эта семейка та ещё семейка! Они все из сумасшедшего дома!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Вай-вай! Помогите, убивают!

Инесса Львовна отпускает волосы Марфы Захаровна и толкает её в плечо так, что Марфа Захаровна падает.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Получила, вобла? Здорово я тебя отделала!

Марфа Захаровна поднимается.

Входит МАРК. 

МАРК
О! Гости у нас!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Явился, зять? Грешный и скрытный, да? Ты что же, зятёк, жене своей изменяешь?

ИЛОНА
Я горько плакала до его прихода.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ничего себе! Это же тяжкое преступление – обижать беззащитную женщину! Какой же ты садист, зять! Я тебе дочь доверила, а ты издеваешься над ней, слабым и беззащитным ребёнком?

МАРК
Не пойму, о чём вы говорите. Я всегда с Илоной вежлив и внимателен.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Сомневаюсь, грешный зять! Сомневаюсь, хоть терзай меня и рви на части!

Инесса Львовна приближается к Марку.

МАРК
Что случилось, пока я был на работе дольше обычного?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
И ты ещё спрашиваешь, зять?

МАРК
Инесса Львовна, на что Вы намекаете?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Поклянись говорить только правду!

МАРК
Какую правду? У меня и так нет секретов от моей семьи!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Говори честно: кем является дама, которую ты угощал пиццей в кафе?

МАРФА ЗАХАРОВНА
Марк, не оправдывайся перед ними! Они не прокуроры!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Понятно, в кого у зятя такое воспитание!

ИЛОНА
Говори, Марк! Кто эта расфуфыренная обезьяна?

МАРК
Я сидел в кафе и кушал пиццу. И ко мне подсела Элла. Однокурсница. И мы просто поговорили. Она замужем, у неё трое детей. Вот и всё.

ИЛОНА
Значит, сама подсела?

МАРК
Да, сама. Мы не виделись пятнадцать лет. Да, Илона, годы быстро утекают. И мы становимся мудрее и опытнее.

ИЛОНА
Только не философствуй, как твой отец после чтения белиберды!

МАРК
Да будет тебе из-за всяких пустяков слёзы лить. Мы молоды! И надо жить и наслаждаться любовью! Не успеем оглянуться, как станем стариками.

ИЛОНА
Хватит рассусоливать! Ты – изменник и бабник!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Не слушай их, сын! Они – две ржавые фантазёрки. Им бы только поклевать тебя, моего идеального сына!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Молчи, защитница опасного преступника!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Прикуси язык, кобра!

МАРК
Так. Всё понятно. Илона и тёща от безделья беснуются.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Не хами, зять!

МАРК
Не хами? В моём же доме меня и попрекать? Сели обе на мой хребет! Тянут и тянут из меня соки! А кто Вы такая, Инесса Львовна, чтобы я содержал Вас? А ты, моя птичка, сколько ещё времени будешь безработной?

ИЛОНА
Так вот как ты закукарекал! Вот чего ты хочешь! Чтобы дома никого не было, и ты без страха водил любовниц!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Негодяй! Изверг! Гонишь бедного ребёнка вкалывать? Ты же знаешь, что у неё нет профессии! И ей придётся стоять за прилавком по двенадцать часов в день! Какой же ты жестокий тип, зять!

МАРК
Лень сожжёт вас обеих! Растолстеете и одичаете! Тортики им подавай! Сериалы на одну и ту же тему!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Так их, сын! Рази горгон горячим словом правды!

ИЛОНА
Ты – изменник, Марк! Мама видела тебя с этой овцой! Вы так мило блеяли! 

Илона ходит взад-вперёд, взлохмачивая волосы и шумно дыша.

ИЛОНА
Предатель! Я люблю тебя! Я сильно-сильно люблю тебя! Я забочусь о тебе, готовлю, создаю уют в доме. И так ты благодаришь меня?

Илона сжимает кулаки, кидается на Марка и колотит его кулаками по плечам. Марк берёт её за руки.

МАРК
Илона, это была Элла, моя однокурсница. Мы обедали вместе. И вспоминали наши студенческие дни. Вот и всё. Она замужем и у неё трое детей. И нам никогда не быть вместе. Никогда.

ИЛОНА
Не верю я тебе, питекантроп!

МАРК
О-о-о! Господи! Как надоели мне эти скандалы на пустом месте!

Марк обращает лицо вверх и протягивает руки к потолку.

МАРК
Смотрю на сапсана и тяжко вздыхаю: когда вдохновенно и я полетаю? Когда разорву гименеевы цепи? Молчат небеса и не могут ответить.

Марк хватается за голову.

МАРК
Так явственно вижу хмельные картины: друзья, дискотеки, житьё как малина, красотка в объятьях моих отдыхает… Супруга, как может, мне жизнь отравляет.

Марк обнимает Марфу Захаровну и отходит от неё.

МАРК
Рыдает душа: совершил я ошибку! Жениться хотел на красавице шибко. Твердили друзья: «Будет горько и тяжко». Не верил, не слушал. Душа – ах, бедняжка! – как птица трепещет, но связаны крылья. Летят к небесам горьких слов эскадрильи. Ошибка! Ошибка! Зачем торопился? Свободой своей за неё расплатился.
Марк садится на пуфик и закрывает лицо руками.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ты слышала, мой бесценный пупсик? Этот ловелас считает ваш брак ошибкой!

Илона заламывает руки.

ИЛОНА
О, неблагодарный! Не тебе ли я целовала руки и ноги? Не тебя ли я боготворила? Не для тебя ли страдала от жары у плиты, готовя вкуснейшие блюда? Не тебе ли стелила мягкую постельку? Но ты никогда не ценил это! Ты вертел направо и налево бесстыжей головой в поисках смазливых самок!

Илона падает на колени и воздевает руки кверху.

ИЛОНА
О, небо! Обрушь на неверного супруга самую суровую кару!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Ну, актриса! Ну, актриса! Ишь, как изобразила любовь к моему сыну, замарашка!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Не смей глумиться над искренними и благородными чувствами моей девочки!

Появляется СЕРГЕЙ. Илона поднимается.

СЕРГЕЙ
Здравствуйте! Илона, мне нужно тебе сказать очень важную вещь!

ИЛОНА
Да? А может, не надо ничего говорить?

СЕРГЕЙ
Надо, милая. Надо. Илона! Птичка моя сладкоголосая! Куколка моя страстная! Я долго думал над всем этим, не спал, ворочался, кряхтел. И понял, что не могу без тебя! Выходи за меня замуж, Илона!

Марк подходит к Сергею.

МАРК
Неужто любовник?

МАРФА ЗАХАРОВНА
Ох, и коварная лиса твоя Илона, безумная Инесса!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Дочь моя Илона, кто этот странный мужчина? Может, он квартирой ошибся?

СЕРГЕЙ
Ничего я не ошибся! Илона – моя возлюбленная! Мы уже полгода вместе!

МАРК
Полгода обмана! Какой позор и стыд на мою честную голову любящего мужа!

ИЛОНА
Сергей, какого чёрта ты приковылял?

СЕРГЕЙ
Звать тебя замуж! Я знаю, что ты хочешь этого! 

ИЛОНА
Вот тебе приспичило!

СЕРГЕЙ
Разве я могу допустить, чтобы ты и дальше мучилась во власти злобного деспота – твоего мужа? Когда ты мне рассказывала, как он тебя истязал, моя кипящая кровь застывала в жилах!

МАРФА ЗАХАРОВНА
Ну, и сказочница!

МАРК
Как ты могла предать меня, любимая? Зачем ты выдумала, что я мучил тебя, как Малюта Скуратов в пыточной камере? А я тебя так любил! А я тебе так верил!

Звучит музыка.

МАРК
(поёт)
Берёзки шелестят в духмяной роще. Тропинки ленточка – к чистейшему ручью. В нём солнышко лучи свои полощет. Пичуга весело льёт песенку свою. Здесь воздух сладок и, как мёд, целебен. Тут мыслишь только о кудеснице-любви! Легчайший ветерок ведёт молебен, встречая с радостью две прелести зари.

Марк танцует с Марфой Захаровной.

МАРК
(поёт)
А я грущу под шёпот листьев: ушла красавица бесстыдно, нарушив грубо нашу клятву, обидев Бога самого! Ведь завещал господь мужчине любить одну из тысяч женщин, а той одной любить супруга как бога сердца своего!

Марк падает на колени и воздевает руки кверху.

МАРК
(поёт)
Берёзки успокаивают сердце. Ручья целебность мне энергию даёт. В любви всего важнее – это верность! Но кто теперь мне милую вернёт?

Музыка смолкает. Марк поднимается.

МАРФА ЗАХАРОВНА
Что же теперь будет, сынок?

МАРК
Боль мою не унять.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Почему ты не говорила мне о Сергее, Илона?

ИЛОНА
Мама, я не хотела расстраивать тебя. Ведь ты такая ранимая. Как актриса драматического театра.

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Ты обманула меня, дочь моя! Вера моя в тебя утрачена.

СЕРГЕЙ
Илона, ты согласна быть моей женой? Мы будем делить радость и горе и плодить человечков.

ИЛОНА
Вот что ты наделал? Что ты наделал, человек неразумный? Зачем ты появился тут?

МАРК
Болезнь в организме не утаишь.

Марк обнимает Марфу Захаровну и плачет.

МАРК
Мне плохо, мама! Я страдаю, как мученик Иона! Разве смогу я простить изменницу? Я дышал ею!
 
СЕРГЕЙ
Я забираю тебя, Илона! Ты ни на секунду больше не останешься со своим палачом! О, бедняжка, на тебе лица нет от страха перед ним!

ИНЕССА ЛЬВОВНА
Зять! Прости меня, глупую. Это я виновата. Я следила за тобой. И каждую твою встречу с дамой воспринимала как измену моей дочери. Из-за меня она постоянно была на нервах. И сотворила грешное дело. Что же я наделала, несчастная баба-яга?

МАРК
Вы такая, какая есть. Что с Вас взять?

ИНЕССА ЛЬВОВНА
О, зять! Мой милый зять! Как мне искупить свою вину?

МАРФА ЗАХАРОВНА
Да чего уж там, сватья. Горе-то какое!

Инесса Львовна и Марфа Захаровна обнимаются и плачут.

Сергей пытается обнять Илону, но она отталкивает его.

Появляется ЭЛЛА.

ЭЛЛА
Всем привет! Ой, как вас много! Марк, любимый, ты уже получил развод от своей ведьмы? Ты обещал, что через два месяца мы поженимся и поедем в свадебный круиз вокруг России!

Немая сцена.


Рецензии