Отряд КАО. Начало

   Попал я в Красноярск по распределению. Нас, всем курсом послали туда из Гомельского техучилища, которое было при заводе сельхозмашин. Человек 100 нас приехало, не меньше. И девочки были с нами, станочницы. Они сильнее всех пострадали в Красноярске от уголовников. Мы-то, ребята, держались вместе, нас голыми руками было не взять. У нас из борцовской секции было человек 20. Вот эта группа и стала потом ядром отряда КАО, когда мы его организовали.
   В посёлке, где мы жили, творилось чёрт знает что. И не только на танцах. У меня девушка была, из наших, и я приходил к ней в общежитие. Так соседки её часто плакали. Из-за чего? К примеру: у одной второй раз кастрюлю супа забрали. – Приходили и просто забирали еду. А жили то ведь бедно! А у другой сетку с продуктами сняли с окна. Девчатам посылки присылали из села, родные последнее собирали. – Где продукты хранить? – Вывешивали за окно. И половину этих припасов уголовники поснимали. Приспособились палками снимать.
   Местная шпана нас сперва серьёзно не воспринимали. – Дескать, это люди временные, скоро разбегутся. Но мы держались вместе и скоро показали, что мы сильнее их. Даже физически. Многие наши занимались борьбой. Но, главное, мы никогда друг друга не бросали, всегда помогали всем, чем могли. Конечно, в рабочем посёлке нелегко пришлось. Больше всего девочкам досталось. – Почти всех изнасиловали местные. – Плачут, плачут, а что они могут… И мою девушку тоже. Она уехала, написала мне письмо…
   Ну, и мы с самого начала старались держаться вместе. 

   Нравы у местных были жуткие. Что только не вытворяли бывшие уголовники! Один раз при мне принесли на танцы привязанную к стулу мёртвую женщину. Так она и сидела там весь вечер.
   Вся жизнь в посёлке диктовалась бандитами. На танцах происходили жуткие драки. Били чужаков и новичков. Однажды и меня чуть не забили до смерти, хорошо – ребята прибежали и выручили.
   А один раз я наблюдал, как стали бить одного новичка. Его обступила толпа с ножами и, наверное, убили бы. Но тут он пошёл на крайнее средство – задрал рубаху, оттянул свой живот и ножом отхватил кусок от своего тела. Толпа отхлынула, а он закричал: «Убить меня хотите? Нате, жрите!» И бросил им окровавленный кусок. Тут уж его бить не стали, разошлись. Видно этот новичок прошёл лагеря и тюрьмы, он знал, что делать…

   Яркой личностью того начального периода был Жора Гужук. Это был местный Робин Гуд. К нему за защитой бросались преследуемые, отчаявшиеся девчонки и жёны. И Жора, как мог, защищал их. – Он брал свою стальную «булаву» и бежал, словно на пожар. До драки обычно не доходило – местная шпана его боялась. У него и внешность была соответствующая – он был высокий и лохматый, с черной шевелюрой и сверкающими стальными зубами. Все знали, что Жора церемониться не будет. –  В посёлке знали, что у него за спиной уже была большая отсидка, как я понял, за его робингудовские подвиги. Но лагерь его не сломал…
    Жора был натурой артистической. Он любил всякие впечатляющие эффекты. – Я сам видел, как Жора цеплял зубами за верёвку двухпудовую гирю и крутил её вокруг себя. А когда он вселился в наше общежитие, любимым трюком его стало пробивать головой стенки. Особенно любил он это делать на спор, во время застолий, когда женщины кричали и чуть не падали в обморок. Конечно, стенки в общежитии были тонкие – одна доска и два слоя штукатурки под обоями, но на моей памяти никто не решился повторить этот трюк.
   А однажды я даже принял участие в его представлении. – Жоре кто-то наговорил, что его девушка Люся гуляет с другими. Жора был в ярости. Он ринулся в общежитие, как бешеный бык. Я подумал, что сейчас будет убийство, и побежал за ним. Пробегая мимо магазина, он сунул мне деньги и сказал, чтобы я немедленно купил шесть трёхлитровых банок томатного сока. И когда я притащил ему эти банки, он стал их разбивать и поливать томатным соком стены и пол в своей комнате и в коридоре. Картина получилась жуткая! Входящие люди отшатывались, думая, что это кровь. И в посёлке моментально распространилась весть, что Жора убил шестерых человек. – Собралась толпа, прибежала и перепуганная Люся. – В конце концов, всё благополучно разрешилось и влюблённые помирились.
   Несмотря на все эти дикие выходки, Жора был отличным производственником, начальником участка на своём заводе, и на работе его очень ценили. Когда Жора узнал, что мы организовали отряд для охраны порядка, он сам пришёл к нам. И мы, конечно, с радостью его взяли. Правда, потом, всё-таки, пришлось его отчислить – за самоуправство.

   Можно сказать, что я – один из организаторов Совета столбистов в 60-х годах. Совет столбистов был ещё давно – после революции, в 20-е и 30-е годы. Ну, а в моё время этот совет был нужен, чтобы организовывать общую жизнь в заповеднике. Ну, строить там чего-то, что-то делать совместно. И наказывать нарушителей. И мы это восстановили.
   Я тогда вышел с этой идеей на крайком, с Афанасьевым поговорил – сказал, что был там порядок раньше, а сейчас хозяина нет. И тогда организовали Совет столбистов.
   В КАО было много отрядов. Я обычно ходил с отрядом Кировского района. И лазили с ними по скалам, как заправские альпинисты. Без страховки все лазили тогда. Так было принято. Просто, цеплялись за какую-нибудь трещинку и поднимались. А спускаться ещё сложнее, чем подниматься.
   В то время, когда я пришёл в горком, я уже лазил по столбам. Ну, как середнячок лазил – не лучше и не хуже всех. За счёт силы лазил, потому что у меня руки были сильные, а это очень важно. А были там и настоящие мастера, альпинисты, я их видел. Кстати, я и с Абалаковым сидел, как с вами…


Записал А. Костерин.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.