Восковые яблоки

В одном городе N шел дождь. Он барабанил целое утро, день, и уже подбирался к вечеру, даже не собираясь останавливаться, щедро заливал тротуары.
Люди в городе проходили мимо маленького магазинчика с покатой зеленой крышей, не замечая внимательного взгляда хозяина сего заведения. ОН стоял, привалившись к прилавку и наслаждаясь звуком стекающей в желоб дождевой воды. Внимательные голубые глаза замирали на чьем-нибудь мокром затылке и провожали вплоть до того, пока пешеход не скроется из виду. Человек при этом вздрагивал, оборачивался, и, втянув голову в плечи, шел дальше. Как мог бы отметить кто-нибудь внимательный, на магазинчике не висела вывеска. Вместо нее на ржавых цепях болталась пустая крашеная деревяшка в разноцветные узоры. Местами краска уже облупилась, но, видимо, хозяина не волновал представительный вид своего заведения.
Для тех, кто знал это место, он и не требовался.

Люди оказывались здесь разные. Именно оказывались. Одни приезжали на роскошных автомобилях, другие приходили пешком, третьи –парковали свои велосипеды у маленькой проржавевшей стойки, напротив. Но как правило, никто из этих людей никогда не встречался друг с другом.

Каждый, кто входил в магазинчик, оборачивался на звон колокольчиков, висящих над входной дверью, разглядывал полки, заставленные разными склянками, коробочками, баночками и присаживался напротив хозяина, оставаясь с ним наедине.
Товар, которым торговал здесь ОН, никто не мог купить в другом ином месте ни за какие деньги. А все дело в том, что хозяин этот продавал очень специфичную продукцию. Причем, очень качественную, обработанную и подобранную индивидуально к каждому клиенту. Естественно, влетало это все в копеечку.  Хотя иногда действовала система скидок.

 Об этом магазине клиенты вспоминали часто, но, вот незадача, поделиться своими мыслями и восхищениями, увы, не могли. Язык каждый раз как будто отнимался и ничего, как ни старайся, сказать не получалось.

А дождь все усиливался. Хозяин вздохнул и покачал головой. Противно, однако.
Вдруг, звякнул колокольчик. Хозяин обернулся и увидел замершего в дверях седого человека с проплешиной на голове. Тот сжимал в руках края очень старого, болотного цвета плаща, как будто надеялся, что таким образом стекающая вода не попадет на идеально чистый пол магазинчика. Круглые очки незнакомца запотели, мешая хозяину увидеть его глаза. ОН с интересом рассматривал прибывшего.
-Добрый день, что вам угодно?

-Простите, - Робко извинился незнакомец. -  Я не помешаю? Можно ли у вас переждать дождь? Видите ли, мой плащ совсем промок…
-Разумеется можно. – Поразмыслив, ответил хозяин.  –Вы можете повесить его вон там, и присаживайтесь, я принесу кофе.
-О, у меня совсем нет денег. – Забеспокоился незнакомец.  –Не надо кофе.
-Ерунда. – Отмахнулся хозяин. – Я сам собирался его пить. Просто составьте мне компанию, ладно? В самом деле, не будете же вы просто стоять и смотреть?
-Благодарю. – Незнакомец неловко потоптался на месте и все же присел на предложенный стул.

Одет незнакомец был весьма небогато, отметил про себя ОН.
Хозяин сходил за кофе.
-А что вы продаете? – Незнакомец наконец протер очки тонким, полинявшим свитером и теперь с интересом рассматривал баночки, скляночки и коробочки, расставленные в порядке, понятном одному только хозяину.
-Разное. – Просто ответил хозяин. – Вон там стандартные желания все по ГОСТу, вон в тех бутылочках. Там дальше – удача разной концентрации, успех я храню в таких коробочках, а это, - ОН указал на маленькую полупустую полку. – нечто очень редкое.
Незнакомец уставился на хозяина в изумлении.
-Настоящие?
-За подделками ко мне не обращаются…
-И…почем, прошу прощения?
Хозяин хмыкнул и вытащил из кармана список с ценами и развернул его перед незнакомцем.
-Весьма и весьма дорого.
-Оу, - лицо незнакомца покраснело. Он опустил взгляд на стол. – Я не знал. Извините, вашим посетителям наверняка не понравится соседство с таким как я.
-А что с вами не так? – Удивился хозяин.
-Мои доходы, - Незнакомец вздохнул. – не позволяют приобрести здесь ничего.  Я… не очень подхожу к этому месту и не хочу мешать вам работать. Прошу прощения, мне стоит уйти.
Человек собирался встать, но хозяин, опередив его, налил в его чашку еще кофе.
-Я же сказал, - Ровным голосом проговорил ОН. – у меня перерыв. Прошу вас. – Хозяин подтолкнул чашку к собеседнику.
Тот снова опустился на стул и с неловкой благодарностью принял угощение. Пока он пил, хозяин заметил, что он наконец перестал дрожать и довольно улыбнулся.
-Это самый потрясающий кофе, который я когда-либо пробовал! – Восхитился незнакомец.
-О, благодарю. Я сам выращиваю.
-Сами? Но позвольте, разве кофе может произрастать в нашем климате?
-Может. – Хозяин кивнул. – Важно только знать некоторые особенные детали. К счастью, для меня это не проблема.
Несколько минут они наслаждались горячим напитков в абсолютной тишине. Кофе был так хорош, что незнакомец и не заметил, как на столе появилось блюдо с вишневыми слойками. Должно быть, этот странный хозяин сходил за ними, пока он отвлекся.
-Так вы говорите, вы торгуете желаниями?
-Да.
-Но позвольте, милейший! Разве можно купить желания за деньги?
-О да, и еще как можно. Конечно, цены за желания разнятся, в зависимости от того, что именно хочет клиент.
-Ну, например, сколько стоит богатство?
-Вам в валюте?
-Естественно.
-Вот, - Хозяин протянул незнакомцу бумажку с цифрой. С очень большой цифрой.
-Но позвольте, как же бедный человек сможет купить себе богатство, если оно столько стоит? А разве богатому оно надо? Замкнутый круг получается.
-Может и так. – Согласился хозяин. – Но мир не может состоять из одних богачей, поймите. Как вы думаете, к чему приведет такой сценарий?
-К безбедному будущему?
-Напротив. – Возразил хозяин. – К еще большей бедности. Как бы человек ни был богат, на то он и человек, чтобы гнаться за еще чем-то большим. Уверен, при таком раскладе цены полетят вверх и даже пуговицы будут стоить как вертолеты.
-Но ведь это нечестно! –Глаза незнакомца наполнились грустью. Он высморкался в мятый платок и посмотрел на хозяина с укором. –Почему кто-то может быть богатым просто так, а кто-то нет?
-Такова жизнь. – Просто ответил Хозяин.
Незнакомец фыркнул и что-то пробурчал, но беззлобно.
-И кто же ваши покупатели? Банкиры? Политики? Актеры?
-Ну-ну, не только. К примеру, вчера ко мне заходил один приятный молодой человек. Обычный студент, знаете ли. Он просил у меня удачи на экзамене.
-И что же?
-Он ее купил. Для него я даже сделал скидку. Сами понимаете, стипендия у них так себе…
-Кто вы такой? – Испуганно пробормотал незнакомец. – Джин? Дьявол?
Хозяин усмехнулся и махнул рукой.
-Нет, что вы. Я с ними не сотрудничаю. Да и сомневаюсь в их существовании. Или вот недавно. – Хозяин явно воодушевился и закинул ногу на ногу. – Ко мне пришла девушка. Знаете, молодая, наивная такая. Попросила меня приготовить любовь богатого, красивого юноши к себе.
-И вы ей ее продали?
На лице хозяина появилась загадочная улыбка.
-Что ж, видите ли, когда человек чего-то хочет, ему стоит формулировать свои желания точнее. Я продал то, что на просила.
-Но ничего более?
-Размытые желания дают размытые ответы. Ее суженный может оказаться паток на алкоголь, других женщин или что-нибудь еще похуже.
-Но она об этом не задумывалась?
-Не знаю. Она просила богатого и красивого. Я такого и дал.
-О! Но ради Бога! Не лепили же вы этого юношу у себя в подвале?
Хозяин захохотал.
-Ну конечно нет! Я просто устраиваю приятное стечение обстоятельств для клиента.
-Я вам не верю. – Пробормотал незнакомец. – Разве можно так…продавать желания, надежды и мечты?
ОН окинул посетителя задумчивым взглядом, как будто принимая внутри себя какое-то решение.
-Смотрите.
Хозяин поднялся из-за стола, открыл шкафчик и вытащил два абсолютно одинаковых яблока, поставил их на стол перед незнакомцем.
-В чем разница? Между ними.
Незнакомец прочистил горло и склонился над яблоками. Понюхал их, нахмурился, потыкал пальцем.
-Можно их потрогать?
-Конечно.
Старик покрутил яблоки в руках и чуть надавил на каждое, улыбнулся.
-Вот это настоящее, - Он протянул его хозяину. – а это – восковое!
-Но признайте, копия очень точная, верно?
-Да. Невероятно точная, я бы сказал.
-И? что вы мне еще скажете?
-Это загадка, так?
-Может быть.
-Что же, я по молодости любил такие загадки. Давайте попробуем…
-Видите ли, - Перебил его хозяин. – мой товар похож на эти яблоки. Исходите из этого.
-Вы хотите сказать, что ваш товар – это восковое яблоко?
Хозяин улыбнулся.
-Именно.
-Но как?
-Эти яблоки очень похожи.  –Начал свое объяснение хозяин. - Они почти одинаковы, но только одно из них настоящее. Также, как и мой товар. Мои желания похожи на настоящие, выглядят и даже пахнут так, но они никогда не сравнятся с реальными. Та девушка, что пришла ко мне за любовью красивого богача действительно получила ее, но будет ли она от этого счастлива? Тот, кто ей достался соответствует лишь двум ее требованиям.
-Но живой человек имеет массу недостатков. – Понимающе кивнул незнакомец.  –А как же тот студент? Вы говорили, он получил то, за чем пришел.
-А тот студент, мой друг, является отличником, который очень долгое время внимательно учил предмет, но из-за волнения ему казалось, что он ничего не помнит. Я лишь слегка помог ему упорядочить мысли и успокоиться.
-Так вы обманываете людей?
-Ни в коем случае! Я даю клиентам то, что ни просят, но многие не понимают, что их желания зависят только от них самих. Настоящие желания, я имею ввиду. Вот какое у вас самое сокровенное желание?
Незнакомец пожал плечами.
-А что мне уже желать? Я старый, больной и одинокий. Мне желаний сотня надо. И то, я не уверен, что имей я сотню, загадаю хотя бы одно правильное. Наверное, я бы хотел просто быть счастливым и все. Неважно сколько мне осталось.
-Тоже хорошо. Но счастье ж может заключаться в разных вещах.
-А какая разница, молодой человек? Счастье на то и счастье, что неважно в чем заключается. Главное, чтобы оно было.
-А чем вы занимались, когда были молоды? – Неожиданно перевел тему хозяин.
-Я держал булочную-пекарню. –Покорно ответил незнакомец. - Небольшую лавку такую, недалеко отсюда.
-И что же случилось?
-Я постарел. – Просто ответил незнакомец и печально махнул рукой. -  Дети заниматься этим не хотят, да и я уже не в силах. А потом стали ходить ко мне домой всякие…Предлагали продать, очень настойчиво. В костюмах, все по-деловому. Сначала я не соглашался, но все же пришлось уступить. Видите ли, место там очень хорошее было. Сейчас на месте булочной какой-то цветочный магазин.
-Вот как. Но вам нравилось то, чем вы занимались не так-ли?
-Конечно так! Стал бы я держать пекарню, если бы этого не любил?
-И вы бы…хотели вернуть пекарню себе? Чтобы все стало как раньше? Вы отгадали мою загадку, и я могу предложить вам приз. – ОН бросил красноречивый взгляд на шкафчики с «желаниями».
Незнакомец задумался. Он побарабанил сухим, морщинистым пальцем по столу и наконец, отрицательно покачал головой.
-Нет, не думаю. Конечно, я скучаю по ней, но…Как я говорил, я уже слишком стар, чтобы заниматься подобным. А нанимать других, чтобы они выполняли мою работу? Нет уж, увольте.
-А если бы вы снова стали молодым?
-Но тогда мне бы пришлось забыть весь свой прежний опыт и начинать все сначала, разве не так? Какой тогда в этом всем смысл?
Хозяин нахмурился и сложил ладони домиком.
-Вы правы, совершенно никакого. Хотя, на мой взгляд, молодость – это прекрасно.
-Молодость должна быть своевременна. Если я стану молодым сейчас, то как я буду жить в этом мире? Я совсем: и по воспитанию, и по мировоззрению, и всякой прочей чуши отличаюсь от теперешних молодых людей. Даже от вас.
-Но тогда...Что же вы хотите в качестве приза?
-О, я вас умоляю! Вы приютили старика в этот отвратительный ливень, дали ему кофе и прекрасную беседу. Это я еще получаюсь вам должен!
-Вы уверены?
-Абсолютно.
-Что же, тогда я попрошу вас выпить со мной еще и по чашечке чая. В уплату долга. Что скажете? Кофе конечно хорош, но чай в такую погоду я ценю больше. Ну так что, мм?
Незнакомец улыбнулся и покачал головой.
-Вы слишком добры, молодой человек. Конечно, я не откажусь. Но разве вам не надо работать?
-Об этом не беспокойтесь. Сюда никто не придет. Пока. А я, понимаете ли, не терплю одиночества.
-Ну, я вас понимаю. Сам такой. Наливайте.

Хозяин улыбнулся и отошел к своим шкафчикам с пустыми чашками. Незнакомец повернулся к окну. Дождь и не думал прекращаться. Казалось, будто бы всю улицу залило и придется спасаться на лодках. Старик невольно залюбовался оранжевым фонарным светом, который тенями падал на мокрый асфальт, превращая его в расплавленное золото. Люди на улице шли строгими рядами с разноцветными зонтиками. Некоторые, кому как и незнакомцу не посчастливилось оказаться без них, либо галопом неслись по залитой водой улице, либо пробирались под крышами домов, в надежде, что покатые крыши хоть чуть-чуть прикроют от непогоды. Он покосился на свое пальто. Эх, все такое же мокрое. Придется ехать домой в нем. Главное – снова не заболеть, потому что денег до конца месяца тогда совсем не останется.
-Чай готов. – Мягкий голос хозяина вывел его из задумчивости.
Незнакомец улыбнулся.
-А его вы тоже сами выращиваете?
-На этот раз нет.  –На лице хозяина появилась лукавая улыбка. - Его я покупаю в индийском магазинчике через дорогу. Знаете, он очень хорош. Особенно в это время года. Сам не понимаю, как это получается, но когда я его пью, то сразу вспоминаю свое путешествие в Индию, в город Варанаси.
-Это значит, что чай качественный, раз вызывает такие воспоминания.
-Да…Подождите, пока не пейте, я кое-что забыл. – Хозяин вмиг оказался у полки с какими-то пыльными глиняными вазочками. Внимательно оглядев их, ОН выбрал две и поставил на стол.
-Я забыл про особенные травы. Всегда добавляю их в чай, так вкус становится насыщеннее. Вы обязательно должны попробовать.  –ОН положил их в ситечко и добавил в кружку незнакомца. – Сахар?
-Да, пожалуйста.
Хозяин предложил ему вторую вазочку и подал щипчики.
-А он должен быть таким темным?
-Тростниковый.
-О. А на вкус?
-Почти такой же.
На столе также появились тарелочки с конфетами, зефиром и цукатами.
-Вы пейте. Говорю, вам точно понравится.
-Спасибо-спасибо. – Старик отхлебнул из пузатой в горошек чашки и его брови поползли вверх. – Действительно, очень…необычный вкус. – Он замолчал, наслаждаясь ароматом и прикрывая глаза. - Вы говорите, вспоминаете Индию. Странно. А я вот вспомнил детство в деревне. Как мы бегали в поле пасти коней и на речку купаться. Там росли какие-то полевые цветы, по запаху очень похоже. Знаете, достойный напиток. Вы всем своим гостям предлагаете чай?
-Нет, только тем, с кем могу поговорить. Зефирку?
-Да, пожалуйста. И все же, я так и не понял, кто вы? У меня такое чувство, будто бы я знал вас раньше, хотя не могу сказать, что встречал кого-то подобного.
-Хм, вы не первый, кто говорит мне это. И все же, - Хозяин сцепил пальцы вместе. –мне интересно. Вы отказались от подарка, почему? Вы все еще можете передумать.
Старик отмахнулся.
-Я выпил с вами чаю и съел зефир. Этого хватит. Вы сами сказали -  ваши желания «восковые яблоки». Оставьте их тем, кому это будет по вкусу и кому они нужны. Мне желать нечего.
-Нечего… - Пробормотал Хозяин и кивнул.
Они просидели так еще где-то с час. Хозяин внимательно слушал незнакомца. Даже записал пару-тройку рецептов булочек. Незнакомец, в свою очередь, получил небольшой пакетик чая, хоть ему и было неловко до корней своих седых волос.
За окном окончательно стемнело. Хозяин зажег кованные лампы и в магазинчике стало совсем уютно. Незнакомец потерял счет времени. Уже очень давно с ним никто так не разговаривал, как этот молодой хозяин. Они обсуждали все на свете. От кухни и лучшего способа посадки семян, до живописи и кино. Он по-настоящему почувствовал себя…нужным что ли…
-Дождь закончился. – Неожиданно хозяин кивнул в сторону окна.
-Точно.  –Старик посмотрел на улицу и перевел взгляд на часы. – Боже мой!  - Вскочил он. - Как поздно! Я вас задержал!
-Скорее я вас. Ничего страшного, я получил удовольствие от нашей беседы.
Незнакомец улыбнулся и стиснул крепкую ладонь хозяина.
-И я, молодой человек, и я.
Хозяин помог незнакомцу надеть сухой, теплый плащ и проводил прямо до порога.
-Приходите еще. Я уверен, нам будет, что обсудить.
-Конечно, я как раз принесу вам книгу с рецептами, которые я всю жизнь собирал. Уверен, вам понравится. Там есть одни особенные пироги с патокой…
-Спасибо, а я в свою очередь закуплюсь чаем.
Они еще раз тепло пожали друг-другу руки и попрощались.
ОН провожал незнакомца взглядом до тех пор, пока тот, покачивающейся походкой не скрылся за поворотом.
 Хозяин еще немного постоял у окна, вглядываясь в темноту ночи. Наконец, ОН развернулся и принялся убирать со стола чашки и тарелочки. Сгрудив это все в пластиковый таз, чтобы потом отнести в свою квартиру наверху, ОН взял со стола две пыльные вазочки. Поставив ту, что с травами на полку, ОН задержал взгляд на сахарнице. Усмехнувшись, ОН стер с нее большим пальцем полоску пыли и медленно пошел к себе на верх.
На очищенной части сахарницы еле виднелась маленькая витиеватая надпись: «Счастье спрессованное».
Старик не знал, с кем он повстречался тем вечером. Возможно это был демон или пришелец, загадочный дух или еще кто-то настолько древний и неизвестный, что не укладывалось в голове. Однако, когда на следующий день он вернулся – в магазине уже никого не было, а на столе одиноко лежал маленький пакетик чая.


Рецензии