На старом Ашапском заводе

Есть такие  места где следует побывать, есть места куда хочется возвращаться, а бывают и такие  кои западают в самое сердце , обращаясь   приятными воспоминаниями да покоряя человека навсегда.
В 2017 году в самый  разгар июня месяца случилось мне ехать по запалённой дороге через  Ординский район. Время клонилось к обеду,  да в округе стояла такая жара,  что от зелёной пашни светлой таинственной дымкой поднимался к лазерному небу   лёгкий незримый пар…
Всюду раскинулась степь: здесь тебе ни перелеска, ни рощицы и только где-то на горизонте   величественные зелёные дали  словно мифический титан держат на своих плечах безбрежный небесный свод. А небо, что это было за небо!  Яркое, голубое и невероятно глубокое, точно  великий океан подле тропических широт. И поэтому океану  плыли во все концы прекрасные облачные фрегаты  чинно  направив по ветру свои паруса, да поглядывая на людей, кои оставаясь на грешной земле, как и столетие назад  растили хлеба, спешили по своим делам да ходили в  храмы,  кои в великом множестве  были представленыв этом благодатном краю…
Долго или коротко тянулся однообразный пейзаж, много или мало  проехали мы по степи,  да только  вдруг, на самом её конце,  показался маленький изящный куполок,  верный признак человеческого  селенья, точно приглашавший усталых путников заехать да  передохнуть часок-другой…
Вскоре на смену раскалённой степи пришли  уютные улочки с тенистыми садами, сказочные купеческие домики да простые крестьянские избёнки, каждая из которых утопала в зелени плодовых деревьев… Это был Ашап, старинное уральское село  заложенное жителями центральных губерний в некогда диком , необузданном но вольном и свободном краю…
Неведомо когда пришли сюда первые люди, да только  известно,  что в далёкий 17 век  стояла на  реке Большой Ашап маленькая татарская деревушка о пяти дворах.  Местные жители промышляли  рыбной ловлей,   добывали в рощицах зверя и птицу да  возделывали хлеба  на  широкой, плодородной степной земле.   Речку, протекавшую  через их деревню,  называли эти люди «Ашап», что означало с пермяцкого языка «медвежьи воды», да служила напоминанием о том, кто являлся истинным хозяином в этой необузданном и диком уголке …
Ближе к концу 17 века подле татарской деревушки появилось и русское селение, было оно вначале небольшим, а позднее разрослось до невиданных широт.  Ни кто не знает, кто его основал, да только сказывают, что были среди первых поселенцев Кулешовы и  Широковы, Игнатьевы и Погореловы, Канисевы,  Мальгиновы да  Суховы, кои почитаются ныне как родоначальники и самые древние династии старинного села.
В 1699 году  Лаврентий Нейдгарт вместе  с местными  крестьянами Федором Мальцевым и Боляком  Русаевым открыли на реке Ашап да нескольких ближних речках месторождения медной руды. Срочная новость об этом сразу была отправлена государю,  да только Пётр  1  не решился строить завод в диком медвежьем углу – чего  доброго  башкиры разорят или остяки созорничают.  И только в 1730 х годах принялся за дело Акинфий Демидов, выкупивший у иреньских татар  по реке Ашап  36 900 десятин земли. В 1741 году  в тихий далёкий край согнали  подневольных мужиков да начали строительство.  Первоначально плотину возводили подле нынешнего села Федуловка, а затем перенесли к  скромной татарской деревушке, почитавшейся древнейшей в этих заповедных местах.  Сказывают, что плотина вышла на славу, имела она 8 водяных колёс, а при ней располагалось 3 заводских корпуса, лесопилка да печь для обжига кирпича.
На месте татарской деревни строится новой  заводской посёлок, в основу которого создателями завода был изначальной заложен строгий архитектурный план. За каких-то четыре года на месте лугов да пашен возникли четыре широкие улицы,  ярморочная площадь, на которой размещались когда-то  здание  заводской конторы,  господский двор да  дивной красоты деревянный храм.  Сказывают,  что в 1825 года пришёл этот храм в совершенную негодность, а потому  воздвигли на его месте новую Троицкую церковь, сложенную уже из кирпича.
В 1744 году завод приступил к своей работе. Выплавляли здесь в ту пору не только медь, но и чугун. Специально для этого сырьё на  Ашпский завод доставлялось купеческими баржами за далёких приисков горного Урала, шедших по рекам Сылве , Ирени и Чусовой…  Местное железо ценилось в ту пору по всей империи, именно им были покрыты кровли Екатеринбургского гостиного двора, прослужившие без малого 200 лет! 
И всё бы было хорошо на заводе, да только основу его могущества составлял подневольный крестьянский труд. Немудрено, что в лихую пугачёвскую пору  приняли местные жители самозваного царя как освободителя.  Многие из них влились в лихую казачью армию, и даже управляющий заводом Блинов с распростёртыми объятьями встретил  Салавата Юлаева  и под его присмотром сжёг своими руками 6450 долговых. Сказывают, что  он сам происходил из крепостных, а потому прекрасно понимал и ведал долю простого мужика…
После подавления восстания на заводе начались расправы: многих забрали в рекруты, отправили в ссылку, а кого-то оставили в посёлке  да в назидание высекли плетьми. Условия работы стали в ту пору совсем тяжёлыми: требовалось  продолжать выплавлять железо, да заново отстраивать завод, повреждённый в пылу Пугачёвского угара… познавшие в ту пору свободу мастеровые  да те, кто уверовал в доброго царя не желали мириться с господским гнётом, и,  забрав свои скромные пожитки нет-нет да пускались в бега.  И было таких охотников до свободы настолько много, что к  1782 году, осталось на заводе всего-то 285 ревизских душ.
Тёмные то были времена да не самые  простые, только именно тогда  на заводе появляются первые учителя Пахом Колесников и Иван Федулов приглашённые из губернского города в 1788 – 1798 гг для господских детей. Были они людьми учёными да не в меру строгими по нынешним временам, но это было нормой времени. В тёплые летние дни , вместе со своими  учениками выезжали они на экскурсии в соседние деревни и города, смотрели как  живут простые люди, любовались природой,  проникали в тайны былого родного уголка. 
Первые учителя всеми силами старались привить своим подопечным любовь к родному краю, и  эта традиция, заложенная Пахомом Колесниковым и Иваном Федуловым  переживёт столетья  обратившись уникальной педагогической практикой, кою современные учителя Ашипской школы применяют по сей день!
К началу  19 века Ашпский завод вошёл во всю свою производственную мощь! Ежегодно в цехах его  выплавляли до  3 тысячи пудов «медного чугуна», 75 тысяч пудов меди, да  150 тысяч пудов железа, отправляя  первоклассный товар во все концы империи, а то и за рубеж. Подивился таким результатам Демидов да решил наградить своих мастеров за честный  и упорный труд. Сказывают, что оделся он простым мужиком да приехал  в Ашап в базарный день на ярмарку , посмотреть как люд простой живёт,  да что простым мастеровым  было надобно.  Потолкался Демидов между торговых рядов,  посудачил с мужиками да собирался на службу в местный храм зайти.  А храм то! На чём он только держится, брёвна давно прогнили, а крыша того и гляди упадёт. Смекнул тогда Демидов что было сделать надобно , уехал в свою резиденцию, подписал необходимые бумаги да выстроил в Ашапе в 1825 году новый кирпичный храм! Было в этом храме два предела , правый – в честь Петра и Павла, левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ни кто не знает каким он был, да только  заезжие купцы, ехавшие мимо  старинного села, специально сворачивали на его  широкие  улочки, дабы посмотреть на изысканную святыню, которая подобно  скифской принцессе царила теперь над просторами степей.
Ближе середине 19 века дела у завода пошли не важно.  Множился род  Демидовых рос неустанно в длину и ширину. И каждого нового родственника следовало куда то пристроить: поручить ему  заводик во владение или рудник какой. Долго или коротко, а Демидовы и сами не заметили, как некогда единая вотчина  превратилась в систему предприятий, у каждого из которых был свой  хозяин, стремившийся обмануть доверчивого родственника да урвать себе побольше кусок. Из-за этих семейных передряг стало Ашапское железо  низким по качеству и непомерно дорогим, а тут  ещё в 1836 году мастеровые взбунтовались, подожгли  в пылу задора родной завод, так у них от этого пол посёлка сгорело.  Пострадал в огне и новый демидовский храм, но заводчане его заботливо восстановили, перестроив в византийском стиле  и стал он таким, каким  мы знаем его сейчас.
Завод, конечно, тоже восстановили, но с этих пор держали  Демидовы ухо востро, в течение нескольких  следующих лет  охраняли завод отряды осинской внутренней стражи, специально высланные в Ашап из уездного города. В 1841 году вспыхнул новый бунт, на сей раз картофельный. Тогда губернские власти озаботились  тем,  что местные крестьяне  до сих пор не начали выращивать заморский корнеплод. Попытка  приучить окрестных мужиков к возделыванию нового овоща привела к народному недовольству.  Успели побунтовать и Ашапские мастера, только делали они это чинно «по правилам». Были  и остановка завода и стихийные потасовки , правда не такие масштабные как в соседней Медянке. И всё же пришлось управляющим порядком повозиться дабы успокоить разгневанных мужиков, благо родной завод в этот раз не тронули.
Ситуация вокруг завода, между тем ухудшалась.  В 1848 году «Суксунские заводы»  в состав которых входил и Ашап были признаны банкротами и проданы. Новый владелец «Товарищество Суксунских горных заводов»   с главным акционером пароходчиком Каменским, стремились  во что бы то ни стало возродить было производство, да только удача была не на их стороне. В 1860 завод остановил выплавку чугуна, в 1864 производство меди, а позже и вовсе –встал.  Никто не ведает почему , А в 1869 году случился на заводе чудовищный пожар, огонь уничтожил цеха  и водяные колёса, бывшие в ту пору деревянными, как и столетие назад.
Что было делать мастеровым? Подались они кто куда: кто в крестьяне, кто в ремесленники, кто кто-то  подрядился на другие заводы,  а самые ловкие выбились в купцы. Именно отсюда пошли легендарные  торговые династии Мамонтовых  и Зотовых, торговавших по всему Уралу,  а на своей малой родине выстраивавших  такие дворцы, что любой губернский город позавидует! Сказывают, что именно тогда появилась в народе присказка дескать «Ашап Кунгуру брат и Соликамску наместник!»…
Наше путешествие по Ашапу, межу тем,  н подходило к концу. Позади остался величественный пруд и пряничные купеческие домики. Ближе к центру села мы встретили пожилую женщину  держащую маленькую внучку на руках, да  показывающую девочке куда-то на горизонт. «Посмотри , сказала она, -  и этот храм и этот пруд и даже село-  всё наши предки построили!».
 Подле Троицкого храма весело  играла в салки целая ватага детворы. Девочки и мальчики многим из которых едва минуло 10 лет бегали и смеялись , радуясь тёплому солнцу да ясному летнему дню… Странно было это видеть бывалому горожанину,  ибо в наших  дворах дети давно не гуляют, а если и гуляют, то садятся рядком на лавочке, туда где есть wi-fi.
И тогда я понял : вот где живёт настоящая Россия и, вот откуда грядёт  возрождение нашей родины ! Ведь не зря говорил великий классик «Россия это деревня», а деревня – это мы! 


Рецензии