Рассказы о детях. Ответственный заказ

Каждая мама могла бы стать писательницей, если бы просто записывала наблюдения за своими детьми, потому что дети – это неутомимые исследователи и открыватели, правдоискатели, мудрецы и фантазеры, художники, изобретатели и предприниматели. У каждого ребенка свой мир, и заглядывать в этот мир безумно интересно. А если не просто заглядывать, а быть с ним заодно, почувствовать себя таким же, как он, вместе с ним совершать открытия, то окружающее заиграет новыми яркими красками и откроет новые свои стороны.
У меня двое детей. Сейчас они уже взрослые люди, самостоятельные, с уже сложившимися характерами, нашедшие себя. И я благодарна за их воспитание не только моим родителям и родителям мужа, но и их замечательным учителям и еще людям, которые занимались с детьми так называемой внеклассной работой.
Мои дети ходили на занятия в Выборгский Дворец пионеров (в Ленинграде). Занятия они выбирали сами.

Дочка выбрала для себя ботанику. Занималась в этом кружке с 5 по 9 класс. Занятия вела удивительной доброты и широкой эрудиции, а главное, огромной любви к своему делу, природе и детям женщина – Екатерина Викторовна.  Девочки с удовольствием ходили на занятия, на весенних каникулах работали в Ботаническом саду, ухаживали за растениями. Летом на месяц ездили в Выборг, там в парке Монрепо помогали собирать гербарий. Ездили с кружком на экскурсию в Минск. Потом она поступила в биологический класс 225 школы. Ей  очень повезло. Преподавали там замечательные учителя Левины Михаил Гершович и Татьяна Павловна. Почти все их ученики стали потом студентами вузов, нашли свою дорогу в жизни.
 Ботаника не стала дочкиной профессией, но знания и навыки очень пригодились. Она с отличием закончила Фармацевтическую академию, работает по специальности.
Каждую весну в начале марта мы с ней и внучкой ходим в Ботанический сад. В это время там начинают цвести азалии. На улице еще лежит снег, а в оранжерее – весна! Какие нарядные краски, как не хватает их в повседневной жизни! И эта красота проникает прямо в душу и живет в ней еще какое-то время, прикрывая эту душу от всяких мелких бед и неприятностей. Мне кажется, что встречи с хорошими людьми тоже живут в душе долгие годы. Становится легче только от сознания их существования в твоей жизни.

Сыну очень нравилось конструировать. Он любил мастерить из бумаги всякие модели машинок, корабликов. Такие модели учили делать в детском журнале «Мурзилка» и на «кружке», который назывался «Начальное моделирование».
В этот кружок его приняли, несмотря на юный возраст – 6 лет. Папа уговорил воспитателя. Мне приходилось работать на полставки, чтобы возить его туда 2 раза в неделю. Но мальчик был так счастлив, что это того стоило. В Выборгском Дворце пионеров вели кружки замечательные педагоги. Вспоминаю их с благодарностью. С третьего по десятый класс мой сын занимался в судомодельном кружке. Вел этот кружок Валерий Максимович. К сожалению, не помню его фамилию.
Можете себе представить двадцать мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет тихо и увлеченно делающих модели разных кораблей из всяких подручных материалов (это ведь были 90-е годы)? А человек, которого они слушались с полуслова, просто сидел с ними вместе и также увлеченно мастерил модель. При этом давал советы, учил обращаться с инструментами и материалами, рассказывал о кораблях. Не слышала, чтобы он хотя бы раз повысил голос. А потом были соревнования, ведь модели были «на плаву». Это был праздник, где присутствовали и родители, и друзья, которые болели за своих участников. Несколько раз Миша занимал первое место по городу на этих соревнованиях. Сколько было радости! А призы были одинаковые: маленькие радиоприемники.
Но не это главное. Мальчишки не шатались по дворам, не курили в подъездах, не просиживали перед телевизором, а занимались делом. Навыки, полученные на кружке, потом пригодились им в жизни. Они все научились делать своими руками. Тогда ребята вряд ли понимали, сколько добра сделал для них этот тихий, скромный человек. Но думаю, что все матери вспоминают о нем с благодарностью. Мишины модели до сих пор стоят у нас дома на видном месте. Одна модель уехала в Финляндию, а одна была на ледоколе «Красин», который стал музеем.
Примерно, раз в месяц, а то и чаще, мы с сыном ходили в Военно-морской музей, чтобы уточнить какую-нибудь деталь в оснащении корабля, чтобы его модель соответствовала оригиналу.
Однажды я завлекла его в Кунсткамеру, пообещав потом непременно зайти в Военно-морской музей, благо он был рядом. Надо было как-то разнообразить интересы мальчика. В Кунсткамере было очень интересно. Мне. Сын рассеянно смотрел по сторонам.  Мы поднялись на самый верх, чтобы увидеть огромный глобус-планетарий. В 1713 году он был подарен Петру Первому, 3 года везли его в Россию из Германии, поместили в Кунсткамере. Потом он сгорел при пожаре в 1747 году. Но его восстановили, в 1901 году перевезли в Царское Село. Оттуда немцы увезли глобус в Германию, но в 1948 году вернули обратно в Ленинград. Глобус был потрясающий. Но на сына он впечатления не произвел.
Потом мы ходили по залам. Сколько нового о разных странах, народах, их обычаях! Вдруг я замечаю, что мой сын что-то напряженно ищет. Ну, наконец-то, и ему стало интересно. Спрашиваю:
- Что ты хочешь найти? Я тебе помогу.
- Выход. Я ищу выход. Ты же обещала в Военно-морской музей сходить. Пора!
И пошли мы опять смотреть на модели кораблей. Теперь уже я шла, всячески изображая интерес к военно-морскому делу.
Вдруг вижу пару: курсант и девушка. Стоят они около модели эсминца, кажется. Он ей увлеченно рассказывает о боевом оснащении этого эсминца. Она прилагает неимоверные усилия, чтобы скрыть зевоту, расширяет глаза (видимо, чтобы они не слипались). Курсант ничего не замечает. Вот бы ему с моим сыном на эту тему пообщаться, а мы бы с девушкой кофе попили. Но мой сын интересуется торпедным катером (или сторожевым кораблем?) и тащит меня в другой зал. Девушка с грустью и сочувствием провожает меня глазами. Что ж, любовь требует жертв, материнская, тем более.
А девушке, в общем-то, повезло. Хорошо, когда мужчина так увлечен своей работой. Это настоящий мужчина, надежный. Главное, разделять его интересы и никоим образом не выказывать безразличие к ним. Общие интересы привязывают людей друг к другу даже сильнее, чем любовь. Тут связь причинно-следственная.
Оставив девушку с курсантом, мы с сыном прошли к нашему торпедному катеру, где он стал срисовывать в блокнотик какую-то деталь. Сейчас бы просто сфотографировал на телефон за 6 секунд. Но в этом срисовывании был свой плюс - деталь запоминалась, ее назначение и связь с целым.
С телефонами и фотоаппаратами мы потеряли очень важное умение наблюдать. Вспомните, как в погоне за кадрами мы щелкаем направо и налево, даже не пытаясь рассмотреть пейзаж, здание, памятник. А потом дома с трудом вспоминаем, что это и где, а главное, зачем мы это сняли, что нас тогда удивило. Снимаем для того, чтобы показать другим. А им, оказывается, это совсем неинтересно.

Военно-морской музей переехал сейчас из здания Биржи в другое здание на Крюковом канале. Здание красивое, огромное, экспонатов там помещается намного больше, чем в прежнем здании. Я побывала там прошлым летом с племянником. Он был в восторге. Вот туда надо бы водить мальчишек на экскурсии и рассказывать им о доблести матросов и офицеров Российского и Советского флота, о географических открытиях русских моряков, об их кругосветных путешествиях, о покорении Арктики.

Сын не стал конструктором, даже не пошел в Корабелку. Объяснил нам с мужем, что модели – это хобби, и не надо хобби превращать в профессию. Закончил он Политех. Занимается логистикой, очень увлечен своей работой. На свои модели смотрит с теплотой и любовью. Иногда говорит: «Вот выйду на пенсию и буду делать модели».

А я вспоминаю один эпизод из его детства.
  Приближался мужской день – 23 февраля. Сын учился в первом классе. Но сейчас он болел и в школу не ходил. Однако увлеченно что-то чертил.
- Дедушка, а ты сможешь сделать танк по моему чертежу? – спросил Миша.
Дедушка был на пенсии, а раньше он работал слесарем, руки у него были «золотые».
- Конечно, смогу. Начерти, размеры поставь, чтобы понятно было, как инженеры делают.
Как делают чертежи инженеры, Миша знал. Иногда я брала работу на дом.
-  Из фанеры делать? – спросил дед.
- Можно просто из дерева, так быстрее.
К вечеру чертеж был готов. А рано утром дедушка отправился в гараж, куда он регулярно ходил всю зиму чинить свой «запорожец». Этот автомобиль должен быть к весне в полной боевой готовности, чтобы на нем уехать на дачу, прожить там все лето, изредка приезжая в город, и осенью вернуться, набив его до отказа выращенным урожаем. А потом снова ремонтировать его всю зиму.
На этот раз у деда было ответственное задание от внука, надо было не ударить в грязь лицом и выполнить заказ. Он прихватил с собой обед «сухим пайком» и термос с чаем. Вернулся из гаража поздно вечером. Бабушка уже начала волноваться.
 Танк был готов. Он был вырезан из дерева. Это было почти ювелирное изделие. Башенка, орудие – все при нем.
- Ждал, пока лак высохнет, - объяснил дед свое позднее возвращение.
Миша деловито взял танк в руки, осмотрел его со всех сторон, вытащил свой чертеж, взял линейку, сравнил размеры. Мы, молча, наблюдали за ним. Наконец, он кивнул головой.
- Годится,…. и таких 17 штук. У нас в классе 17 мальчиков, я им хочу подарки на 23 февраля сделать.
Дедушка был крепким, служил на минном тральщике, поэтому в обморок не упал. Зато на диван упали, трясясь от смеха, мы с бабушкой.
Фраза: «И таких 17 штук» - стала нашей семейной поговоркой.
Наверное, в каждой семье найдется много своих историй, главными героями которых были дети. Главное, не лениться записывать, чтобы потом они сами про себя читали.
2018
На фото: мои свёкор, свекровь, я и дети гуляем в Сосновке


Рецензии
Читал Ваше об отношениях и в голове песни Моны Соло🙌. Замечательные дети!
Моряки, кстати, пьют за женщин тосты с третьего, и по тридцать второй! Он жеж, сын, с юмором.

Юрий Игнатюгин   21.01.2021 00:18     Заявить о нарушении
А третий за тех, кто в море. Я пью и сейчас, если добираюсь до него.

Людмила Петрова 3   21.01.2021 00:32   Заявить о нарушении
Ого! Вот это женщина! Я бы выпил вместе!

Юрий Игнатюгин   21.01.2021 21:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.