Академ и наш б класс гл. 8

       ГЛАВА 8. ВИТЬКА

        А теперь вернемся  к  моменту учебы в четвертом классе….
        В  третьем и  четвертом  классе   моим соседом по парте был Витька Лукьянов. Жил он в одном доме со мной, помнится, в третьем подъезде. Жил он вместе со старшим братом - симпатичным таким голубоглазым парнем и мамой, которая работала уборщицей в  домоуправлении, или как их называли тогда? ЖЭКе!

        Во времена социализма  существовало равенство всех граждан, и кандидат, а то и доктор каких- либо  наук,  мог вполне жить по - соседству со слесарем- сантехником, к примеру. Причем, МНСу ( младшему научному сотруднику) квартиру могли дать даже меньшей площади, нежели многодетному  дворнику. Квартиры в ту пору «распределяли». На них записывались в «очередь», и при сдаче очередного нового дома, все кандидатуры очередников рассматривались на специальной «комиссии», которая решала - сколько метров жилой площади ты имеешь право занимать. Только кандидаты и доктора наук имели право на дополнительные квадраты жилья. То есть занятия наукой поощрялись.

      Кроме того, поощрялось и желание семьи иметь много детей.  Помнится, в новых домах за Пустырем  Академия Наук выделила сразу две квартиры на площадке для семьи Рожковых. Двое из этой семьи - Муся и Сашка учились в нашем классе, потому и знаю эту историю. Но, если честно, такую многодетную семью я помню только одну.

     Нашим родителям не платили «материнский капитал», и, тем не менее, практически у всех в нашем классе был брат или сестра. Ну, это к слову!

      Что же касается Рожковых, то с ними в детстве, да и позже, я практически не общалась и написать мне о них, к сожалению, в данной части книги нечего. Одно помню хорошо, Муся на уроках часто рисовала в тетрадях разных животных, по большей части лошадей. И получалось у нее это здорово.

      Ну, это я опять отвлеклась. Что поделать? Мои воспоминания, как и мысли,  имеют свойство перескакивать с одного на другое.
 
     Вот так и жили – дружно и вполне равноправно, пока  в Академе  не началось строительство так называемых,  «сливочных» или «профессорских» домов, и  бОльшая  часть наших соседей  перебралась в них. Так что одни оказались все- же «равнее» других.

    Лично мне было жаль, что из соседней квартир уехали две девочки, с которыми  мы вместе играли во дворе. Зато на площадке поселилась Лада Степанова, с которой впоследствии дружила моя младшая сестра. А в соседнюю квартиру въехала тетя Света Мацюшевская, с которой долго дружила моя мама. Вот так всегда – «когда убывает в одном месте, то прибывает в другом».

    … Кстати говоря, «равенство» до определенных пор  поддерживала  и система вывоза мусора в нашем районе.  Будь ты хоть директор, хоть кандидат наук, хоть «простой смертный» - в час  «икс» утром или вечером   ты должен был выходить к «мусоровозке» со своим «поганым» ведром.  В части производства «отходов» жизнедеятельности» все, понятно, равны.

     А впоследствии там- сям воткнули мусорные баки, еще больше «углУбив», как говорил автор «перестройки», разрыв между прослойками  нашего  «академгородовского» сообщества.

      Не всегда опрятные эти «мусорки» ужасно портят пейзаж Академа. И окна  памятной мне  квартиры в 305 доме, где мы жили, теперь смотрят вместо зелени на огромную, вечно «растрепанную» мусорку.

    Впрочем, «не будем о грустном»…
    Начала писать-то я о Витьке… итак…

     Был он тихим «троечником», списывал у меня уроки, никогда меня не обижал, не дергал за косу, и вообще, вел себя в отношении всех девчонок очень прилично.
         В прошлом году, встретившись с одноклассницей Леной Татарниковой, мы вспомнили забавный эпизод из прошлого.
 
        Тогда, году в 1972-73  еще только зарождалась  традиция поздравлять мальчишек с Днем Защитника Отечества, а девчонок - с Днем 8 Марта.

        Как справедливо заметил Маков, прочитав мои черновики, Дня Защитника Отечества тогда не было. А был День СА и ВМФ, что в расшифровке означает - День Советской Армии и Военно- Морского Флота. Исправляюсь, хотя сути это не меняет. На мой взгляд, проще было бы этот день по аналогии с Женским назвать просто Мужским Днем и всё! Но я не Президент, увы, и мой взгляд мало кого волнует.

       Итак,  наша Софья Васильевна, должного опыта в праздновании  этих Дней на тот момент не имела, потому просто попросила мальчишек  принести что-то из дома девочкам в подарок. В означенный день все они пришли в школу с разными подарками. А когда учительница предложила подарить подарки девочкам, не уточнив, что дарить их следует своим соседкам по парте, то много мальчишек подарили подарки... мне и Ленке.

     По какой причине это произошло - непонятно. Не скажу, что были мы с ней какими-то  особенными. Хотя, здесь, я лукавлю. Каждый человек, а уж тем более ребенок, считает себя уникальным, единственным и неповторимым.

      И, хотя мне приятно думать, что все эти мальчишки уже в то время  «отличали» нас с Ленкой от других, по большей части,  это произошло, я полагаю, из принципа   « все  пошли,  и я пошел». Но, тогда - торжество было сорвано, некоторые девчонки даже плакали, Софья Васильевна была в замешательстве, но отбирать у нас подарки, понятно, не стала. И мы с Ленкой пошли по своим домам с полными портфелями подарков  весьма довольные жизнью.

      Как сейчас помню -  мы с сестрой долго разглядывали подарки: пузырек с духами,  необычную  ручку, книжку, еще какие-то милые мелочи. Но самый приятный моему сердцу подарок сделал мне именно Витька. Он подарил мне мягкую игрушку - коричневую средних размеров плюшевую собачку. Это сейчас подобными игрушками завалены дети, а в те времена, это был дорогой подарок.

       Вы не поверите, но из поездки к младшей сестре в Новосибирск  в этом году я привезла эту собачку!

      Как выяснилось, она уцелела при всех переездах и подросшие племянницы милостиво согласились мне её вернуть, чтобы теперь с ней   играла МОЯ ВНУЧКА-  Ева.

       Ну, что же! Фото собачки «изрядно потрепанной, но непобежденной», прожившей в моей семье больше сорока лет, пережившей не меньше семи переездов, служившей игрушкой уже трем поколениям детей  я помещаю в эту книгу. Заслужила!
 

        Что же касается Витьки… Кто знает, как сложилась бы его жизнь , если бы к нам в 4  классе не перевели второгодника Медникова.  О, эта была известная в нашей «деревне» личность! То ли ранняя смерть отца на него повлияла, то ли еще что, - мать свою он уже в четвертом классе не слушался вовсе, старшего брата игнорировал. И,  как говорили тогда,  «связался с плохой компанией», совсем учебу забросил и потому попал  в наш  класс на повторное обучение.
       В  жизни Витьки его появление сыграло роковую роль. Слабохарактерный Витька потянулся к нему - более сильному, понятно, тоже «попал в плохую компанию» и став постарше, они оказались замешаны в каких-то делах, и оба угодили в колонию. Больше в нашем классе они не появлялись.

     Хотя, нет, кажется,  появлялись еще раз. Потому как я помню, что  уже в «новой» школе все классы собрали в актовый зал, дабы обличить их  «позорящее школу поведение». И сначала  выступал кто-то из учителей, а потом слово дали мне, поскольку я занимала в то время какую-то общественную должность.
      А мне Витьку было жаль.  Я хотела сказать о том, что парень он  добрый, но слабохарактерный, и что несколько лет он был моим соседом по парте, и что- то еще. Но поднявшись с кресла, вслух я сказала : «Я Витьку знаю неплохо. Мы с ним вместе сидели… ». Закончить выступление я не смогла, потому как весь зал дружно «ржал», а я вместе с ним.

     …Что же касается подарков к 8 и 23 – то после того случая, все стали исправно «скидываться» в праздники и дарить всем всё одинаковое. К чему лишние обиды?


Рецензии