Огранка камня
Производство ювелирных изделий состоит из нескольких этапов. Вначале создаётся эскиз будущего изделия. Эскиз - модель ювелирного изделия. Следующие технологические этапы: заготовка материалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок или камней.
Оправа должна крепко держать камень. Оправа называется каст / каста - англ. cast - “форма / тип / выражение лица» // царга - нем. Zarge –«рама» // шатон фр. chaton – «котенок; оправа камня» - (с «коготками»?).
С лингвистических позиций представляют интерес термины и профессионализмы гранильного производства, среди которых преобладают заимствования. Использование заимствованной лексики облегчает профессиональное общение специалистов разных стран. Слово в языке-источнике и в принимающем языке нельзя рассматривать как тождества. Их называют межъязыковыми омонимами, если они имеют те же понятийные, денотативные и сигнификативные связи. Исконные и заимствованные слова, попадая в профессиональные языки (профессиональные диалекты) приобретают в них разные значения в соответствии со смысловым наполнением такого диалекта и культурно-историческим своеобразием деятельности. Важно определить, каким образом, и какие сведения об окружающей действительности в целом и ее отдельных фрагментах накапливает или хранит человек посредством языковых единиц.
Если специальные процессы и результаты обработки камня описываются в геммологических словарях при разнородных принципах классификации (геммология – область знаний о драгоценных камнях и их использовании [Рид 1986]) , то происхождение и этимология названий, т.е. их лингвистическая сторона, как правило, остается необъясненной. Исключение составляют только отдельные составляющие изучаемого подъязыка, широко используемые в торговой сети, через которую они подверглись детерминолизации, т.е. вышли из языка профессионалов и вошли в общее употребление маркетологов, рекламщиков, пользователей ювелирной продукцией в связи с общественным интересом к соответствующим реалиям. Вне терминологической системы они входят в литературный язык на правах профессионализмов и очень часто неологизмов, хотя в профессиональном языке они могли употребляться в течение столетий. К новым языковым явлениям можно отнести названия ювелирных производств и магазинов, в качестве которых используется специальная лексика огранки ювелирных камней: «Кабошон», «Калетта» и подобные.
Многие названия, которые приняты в тематической группе (ТГ) «Ювелирные изделия / Ювелирные товары» сложно понять и запомнить, для облегчения этого мы обращаемся к этимологическому анализу таких названий.
В древности драгоценные камни носили в натуральном виде или подшлифовывали их грани, снимая помутнения и загрязнения. Простейший способ огранки – кабошон (фр. Cabosh – «башня») – камень без граней в форме «застывшей капли» – полусферы на плоском основании. Кабошон был известен на Востоке и в Древнем Риме, для его изготовления использовали окатыши. Сейчас кабошон используют для огранки бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита.
Собственно огранка, огранка алмазов, зародилась в Индии, поэтому она называется индийской гранью. Наименование по месту обработки камня станет одним из типичных в изучаемой ТГ. Ср.: цейлонская огранка с множеством мелких симметричных граней.
Огранка – производная лексема от индоевропейского корня – gran – «острие, шип», в славянских языках – «грань, угол, край» [ЭСРЯ I:452-453]. Огранка – процесс шлифования камня плоскостями разных форм. Огранка способствует проявлению лучших свойств камня: его блеска, игры, скрывает дефекты камня, типа бороды – мелких трещин. Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) // полукруглой (сводчатой) // смешанной (верхняя часть гладкая, нижняя – с гранями или наоборот).
В 1456г. голландец Л. ван Беркем впервые огранил алмаз сложными гранями с помощью алмазного порошка. Во второй половине XVII в. была изобретена фасетная (фацетная) шлифовка: на камень наносится множество мелких граней. Шлифовка < пол. szlifowac < нем. Slifen – «точить, шлифовать»[ЭСРЯ IV:455]. Гранями (фацетами / фасетами -фр. facette – «грань» < facetus – «красота, элегантность» > пол. «то же» [SEJP 1970:116]) обрабатывали драгоценные прозрачные камни.
До 1723г. Россия получала обработанные (отшлифованные и ограненные) драгоценные камни чаще всего из Амстердама. По приказу Петра I была открыта Петергофская шлифовальная и гранильная фабрика, называвшаяся мельницей, т.к. ее механизмы приводились в движение текущей водой. Мельница осуществляла шлифовку яшмы, мрамора, малахита, под руководством иностранных специалистов производила мелкие декоративные предметы: табакерки, пуговицы. Русские ученики осваивали и приемы огранки самоцветов, становясь мастерами.
На Урале, в связи с обилием сырья, действовали домашние мастерские. Знания передавались в роду, от поколения к поколению, или были освоены в заводских местных школах. С 1751г. в Исетском заводе (будущем Екатеринбурге) действует Екатерининская гранильная фабрика (огранивались местные самоцветы). Представляет интерес факт, что шлифовальная фабрика, открытая там же в 1736г., работала отдельно.
Фасетная огранка делится на два основных типа: бриллиантовую и ступенчатую. Различия связаны с формой, количеством и расположением граней относительно друг друга. Гранями иногда называют только четырехугольные формы, а треугольные – клиньями. Бриллиантовая (через нем. Brillant < фр.brillant - «блестящий») [ЭСРЯ I:214] считается классической, и существует версия, что французская лексема первоначально и обозначала огранку, а потом название перешло на материал.
Если таким способом обрабатывается не алмаз, а другой камень, то его название входит в определение: цирконовый бриллиант, топазовый бриллиант.
Бриллиантовая «идеальная» огранка имеет 57 граней (их число может доходить до 240). Венецианский гранильщик Перуцци в к.XVII в. создавал 58 граней. Огранка называется утроенной. (Перуцци / Peruzzi Cut). Известна и удвоенная огранка, вышедшая из мастерской кардинала Мазарини (Мазарини/Mazarini Cut). Тыльная, иногда нижняя, сторона камня называется павильоном (лат. Papilio - «бабочка» > фр. pavillon – «похожий на бабочку увеселительный шатер» > Pavillon - «то же») [ЭСРЯ III:182], т.е. происходит специализация одного из ЛСВ бытовой лексемы –«форма». Грани павильона сходятся в одну точку – шип. Удовлетворительной этимологизации слово не имеет [ЭСРЯ IV:440]. В Европе такую огранку называют Point Cut / пирамидой. Раньше вместо шипа грани сводили на калетту (фр. Kaletta - маленькая площадка). На сторону павильона приходится 24 грани. Лицевая сторона (33 грани) называется корона / коронка / верх (пол. korona < лат. korona – «венок») [ЭСРЯ II:334]. Здесь располагается самая большая грань – площадка (пр. - слав. – «плоская») / таблица – из народной латыни tabla > tablica – «доска, стол» [ЭСРЯ III:287;6]. Грани располагаются тремя поясами, которые создают круглую форму. Эта разновидность огранки называется круглая бриллиантовая. Также бриллиантовую огранку называют полной (не менее 32 фасет около площадки и не менее 24 внизу). Ее разработали в 1600г. в Париже. Круглую огранку применяют при обработке не только алмаза, но и горного хрусталя, турмалина, реже – изумруда и рубина.
Кроме классической круглой в настоящее время используются при обработке алмазов формы: багет, каре, угол, сердце, изумруд (названа по материалу, хотя учитывается и восьмиугольная форма) Багеты делятся на трапециевидные // прямоугольные // овальные // угловатые // квадратные // треугольные // шестиугольные // восьмиугольные. Простая огранка носит имя огранки восьмеркой /ординарной. Она имеет 8 фасет у площадки, 8 внизу (для мелких камней). В последнее время больше внимания уделяется крупным камням. Получили известность огранки: Хайлайт – Кат / Хайлайткат – англ. highilight – «выделить, подчеркнуть» cat - «кот / перенос. - «первый сорт» (всего-73 фасета, из них 41- вверху); «королевская (86 фасетов), величественная (102 фасета).
Фасетная огранка розой / роза (через нем. Rose < лат. rose) известна в Европе с XVI в. Это огранка без верхней площадки. Допускается, что она произошла от камней с отколотой вершиной (Table Cut) Она имеет названия по месту обработки камня: голландскоая роза (24фасета), антверпенская роза, полуголландская (12 фасетов), двойная голландская. Корона состоит из симметричных граней. Огранка крестовая роза с ее четырехугольными гранями (в большинстве) включает и треугольные грани. Одинарной или двойной розой гранят алмазы и некоторые темные, слабо просвечивающие камни.
Кроме того, выделяют некоторые разновидности розы, которые принадлежат к фантазийным. Фантазийность (пол.fantazja < phantasia < fantasia – «представление, вымысел, ощущение» [SEJP 1970:118 ЭСРЯ IV:185] – дополнительное свойство огранки, которое «накладывается» на основную характеристику. Этим свойством отличается - шар, где имеет значение количество симметрично расположенных граней от 120(простая форма), 168(обычная) до 840(сложная).
Отдельно классифицируются огранки:
яйцо / овал (336 шестиугольных граней, соединенных в форме овала), применяемая при огранке алмаза;
маркиз (фр. Marquis < *markensis [ЭСРЯ II:574] – титул;
удлиненный камень; перстень с таким камнем [Portail lexical], который называют также лодочкой;
бриолетт /бриолет / капля, груша (фр. briollette – «капля, слеза»). При такой огранке, называемой также грушевидной / каплевидной, особое внимание привлекают вытянутые и перекрещивающиеся грани. Максимально удлиненную часть груши / капли называют головкой. Это - одна из старейших огранок в Европе. Во Франции украшения такого типа прикрепляли к платью невесты, вторично выходящей замуж.
Прозрачные твердые камни (алмаз, топаз, рубин, аметист) с 56 фасетами прекрасны, т.к. свет, проникая вглубь, смотрится одинаково выигрышно со всех сторон.
Выделим также твистер (англ. Twister – «обманщик, лгун; вертушка; ураган-вертун») / спиральная огранка с его четырехугольными гранями, расположенными в виде спирали.
Ступенчатая фасеточная огранка / ступенчатая огранка / огранка лесенкой применяется при обработке прозрачных цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна которых возрастает в направлении рундиста. Рундист – край, оконечность камня, которая образует его периметр; узкий поясок, определяющий форму бриллианта; плоскость, отделяющая верх от низа; ребро, соединяющее две пирамидки в ограненном драгоценном камне. Из фр. Ronde – «круг», через нем. Rund – «ободок, разделяющий верхнюю и нижнюю части камня».
Количество фасет внизу больше, чем вверху, чтобы подчеркнуть цвет камня. Самой простой (из ступенчатых) является таблитчатая огранка, когда площадка делается плоской для ее увеличения; применяется для перстней-печаток. Ступенчатую огранку подразделяют на квадратную, прямоугольную, ромбовидную.
Огранка клиньями / клиньевая – разновидность ступенчатой. Каждая фасета разделена на 4 клина. Удлиненные формы характерны для этого типа огранки (*kъlinъ – «клин» < колоть) [ЭСРЯ II:251].
К эффектам, наблюдаемым у подобных форм, относится так называемый галстук-бабочка. При клиньевой огранке он проявляется на гранях низа, в области, примыкающей к шипу калетте. Это – нарушение угла наклона некоторых граней от оптимального.
Таким образом, исследуемый материал свидетельствует как о детерминолизации специальных названий, так о терминолизации уже освоенных русским языком чужих лексем и слов общего употребления. Ориентация русского общества XVIII в. на немецкий и французский языки проявилась и в данной области.
Виды огранки называют чаще всего по форме обработанного объекта, реже по месту или создателю новых форм. Учитывается простота или сложность работы, цена материала, его качества
Свидетельство о публикации №218022400303
Либо только в качестве абразива обрабатывающих инструментов и приспособлений?
Рияд Рязанов 05.06.2018 15:59 Заявить о нарушении
Марина Николашвили 05.06.2018 16:22 Заявить о нарушении