Огранка камня

Самое сложное в описании (на наш  взгляд) ювелирных товаров – их производство: множество терминов, которые зачастую не понятны даже специалистам. Попробуем, представить процесс производства с лингвистических позиций: профессионализмы, заимствования, которыми пестрят книги, учебники и учебные пособия, часто мешают восприятию текста.
     Производство ювелирных изделий состоит из нескольких этапов. Вначале создаётся эскиз будущего изделия. Эскиз - модель ювелирного изделия. Следующие технологические  этапы: заготовка материалов, создание формы, отделка, художественная обработка, огранка и закрепление вставок  или камней.
    Оправа должна крепко держать камень. Оправа называется  каст / каста - англ. cast - “форма / тип / выражение лица» // царга - нем. Zarge –«рама» // шатон фр. chaton – «котенок; оправа камня» - (с «коготками»?).
     С лингвистических позиций представляют интерес  термины и профессионализмы гранильного производства, среди которых преобладают заимствования. Использование заимствованной лексики облегчает профессиональное общение специалистов разных стран. Слово в языке-источнике и в принимающем языке нельзя рассматривать  как тождества. Их называют межъязыковыми омонимами, если они имеют те же понятийные, денотативные и сигнификативные связи.  Исконные и заимствованные слова, попадая в профессиональные языки (профессиональные диалекты) приобретают в них разные значения в соответствии со смысловым наполнением  такого диалекта и   культурно-историческим своеобразием деятельности. Важно  определить, каким образом,  и какие сведения об окружающей действительности в целом и ее отдельных фрагментах накапливает или  хранит человек посредством языковых единиц.
Если  специальные процессы и результаты обработки камня описываются в геммологических  словарях при разнородных принципах классификации (геммология –  область знаний о драгоценных камнях и их использовании [Рид 1986]) , то происхождение и  этимология названий, т.е. их лингвистическая сторона, как правило, остается необъясненной. Исключение составляют только отдельные составляющие изучаемого подъязыка,  широко используемые в торговой сети, через которую они подверглись детерминолизации, т.е. вышли из языка профессионалов и вошли  в общее употребление маркетологов, рекламщиков, пользователей ювелирной продукцией в связи с общественным интересом к соответствующим реалиям. Вне терминологической системы они входят в литературный язык на правах профессионализмов и очень часто неологизмов, хотя в профессиональном языке они могли употребляться в течение столетий. К новым языковым явлениям можно отнести названия ювелирных производств и  магазинов, в качестве которых используется специальная лексика огранки ювелирных камней: «Кабошон», «Калетта» и подобные.
   Многие названия, которые приняты в тематической группе (ТГ) «Ювелирные изделия / Ювелирные товары» сложно понять и запомнить, для облегчения этого мы обращаемся к  этимологическому анализу таких названий.
В древности драгоценные камни носили в натуральном виде или подшлифовывали их грани, снимая помутнения и загрязнения. Простейший способ огранки – кабошон (фр. Cabosh  –  «башня»)  – камень без граней в форме «застывшей капли» –  полусферы на плоском основании. Кабошон был  известен на Востоке и в Древнем Риме, для его изготовления использовали  окатыши. Сейчас кабошон используют для огранки бирюзы, лунного камня, яшмы, малахита, лазурита.
Собственно огранка, огранка алмазов,  зародилась в Индии, поэтому она называется индийской гранью. Наименование по месту обработки камня станет одним из типичных в изучаемой ТГ. Ср.: цейлонская огранка с множеством мелких симметричных граней.
Огранка –  производная лексема от   индоевропейского корня – gran   – «острие, шип»,  в славянских языках  –  «грань, угол, край» [ЭСРЯ I:452-453]. Огранка –  процесс шлифования камня плоскостями разных форм. Огранка способствует проявлению лучших свойств камня: его блеска, игры, скрывает дефекты камня,  типа бороды –  мелких трещин. Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) // полукруглой (сводчатой) // смешанной (верхняя часть гладкая, нижняя – с гранями или наоборот).
   В 1456г. голландец Л. ван Беркем впервые огранил алмаз сложными гранями с помощью алмазного порошка. Во второй половине XVII в. была изобретена фасетная (фацетная) шлифовка: на камень наносится множество мелких граней. Шлифовка < пол. szlifowac < нем. Slifen  –  «точить, шлифовать»[ЭСРЯ IV:455]. Гранями (фацетами / фасетами -фр. facette – «грань» < facetus – «красота, элегантность» > пол. «то же» [SEJP 1970:116]) обрабатывали драгоценные прозрачные камни.
До 1723г. Россия получала  обработанные (отшлифованные и ограненные) драгоценные камни чаще всего из Амстердама. По приказу Петра I  была открыта Петергофская шлифовальная и гранильная фабрика, называвшаяся мельницей, т.к. ее механизмы приводились в движение текущей водой. Мельница осуществляла шлифовку яшмы, мрамора, малахита,   под руководством иностранных специалистов производила мелкие декоративные предметы: табакерки, пуговицы. Русские ученики осваивали  и приемы огранки самоцветов, становясь мастерами.
На Урале, в связи с обилием сырья, действовали домашние мастерские. Знания передавались в роду, от поколения к поколению, или были освоены в заводских местных школах. С 1751г. в Исетском заводе (будущем Екатеринбурге) действует Екатерининская гранильная фабрика (огранивались местные самоцветы). Представляет интерес факт, что шлифовальная фабрика, открытая там же в 1736г., работала  отдельно.
    Фасетная огранка делится на два основных типа: бриллиантовую и ступенчатую. Различия связаны с формой, количеством и расположением граней относительно друг друга. Гранями иногда называют только четырехугольные формы, а треугольные – клиньями. Бриллиантовая (через нем. Brillant < фр.brillant - «блестящий») [ЭСРЯ I:214] считается классической, и существует версия,   что французская лексема первоначально и обозначала огранку, а потом название перешло на материал.
 Если таким способом обрабатывается не алмаз, а другой камень, то его название входит в определение: цирконовый бриллиант, топазовый бриллиант.
     Бриллиантовая «идеальная» огранка имеет 57 граней (их число может доходить до 240). Венецианский гранильщик Перуцци в к.XVII в. создавал 58 граней. Огранка называется утроенной. (Перуцци / Peruzzi Cut). Известна и удвоенная огранка, вышедшая из мастерской кардинала Мазарини (Мазарини/Mazarini Cut). Тыльная, иногда нижняя,  сторона камня называется павильоном (лат. Papilio - «бабочка»  > фр. pavillon – «похожий на бабочку увеселительный шатер» > Pavillon - «то же») [ЭСРЯ III:182], т.е. происходит специализация одного из ЛСВ бытовой лексемы –«форма». Грани павильона сходятся в одну точку –  шип. Удовлетворительной этимологизации слово не имеет [ЭСРЯ IV:440]. В Европе такую огранку называют  Point Cut / пирамидой. Раньше вместо шипа грани сводили на калетту (фр. Kaletta - маленькая площадка). На  сторону павильона приходится 24 грани. Лицевая сторона (33 грани) называется корона / коронка / верх (пол. korona < лат. korona –  «венок») [ЭСРЯ II:334]. Здесь располагается самая большая грань –  площадка (пр. - слав.  –   «плоская») / таблица –  из народной латыни tabla > tablica – «доска, стол» [ЭСРЯ III:287;6]. Грани располагаются тремя поясами, которые создают круглую форму. Эта разновидность огранки называется круглая бриллиантовая. Также бриллиантовую огранку называют полной (не менее 32 фасет около площадки и не менее 24 внизу). Ее разработали в 1600г. в Париже. Круглую огранку применяют при обработке не только алмаза, но и горного хрусталя, турмалина, реже  –  изумруда и рубина.
   Кроме классической круглой  в настоящее время используются при обработке алмазов формы: багет, каре, угол, сердце, изумруд (названа по материалу, хотя учитывается и восьмиугольная форма) Багеты делятся на трапециевидные // прямоугольные // овальные // угловатые // квадратные // треугольные // шестиугольные // восьмиугольные. Простая огранка  носит имя огранки восьмеркой  /ординарной. Она имеет 8 фасет у площадки, 8 внизу (для мелких камней). В последнее время больше внимания уделяется крупным камням. Получили известность огранки: Хайлайт – Кат / Хайлайткат – англ. highilight – «выделить, подчеркнуть» cat - «кот / перенос. - «первый сорт» (всего-73 фасета, из них 41- вверху); «королевская  (86 фасетов), величественная (102 фасета).
   Фасетная огранка  розой / роза (через нем. Rose < лат. rose) известна в Европе с XVI в. Это огранка без верхней площадки. Допускается, что она произошла  от камней с отколотой вершиной (Table Cut) Она имеет названия по месту обработки камня:  голландскоая роза (24фасета), антверпенская роза, полуголландская (12 фасетов), двойная голландская. Корона состоит из симметричных граней. Огранка крестовая роза с ее четырехугольными гранями (в большинстве) включает и треугольные грани. Одинарной или двойной розой гранят алмазы и некоторые темные,  слабо просвечивающие камни.
    Кроме того, выделяют некоторые разновидности розы, которые принадлежат к фантазийным. Фантазийность (пол.fantazja <  phantasia < fantasia   – «представление, вымысел, ощущение» [SEJP 1970:118 ЭСРЯ IV:185]  –  дополнительное свойство огранки, которое «накладывается» на основную характеристику.  Этим  свойством отличается  - шар, где имеет значение количество симметрично расположенных граней от 120(простая форма), 168(обычная) до 840(сложная).
 Отдельно классифицируются огранки:
 яйцо / овал (336 шестиугольных граней, соединенных в форме овала), применяемая при огранке алмаза;
маркиз (фр. Marquis < *markensis [ЭСРЯ II:574] – титул;
 удлиненный камень; перстень с таким камнем [Portail lexical], который называют также лодочкой;
 бриолетт /бриолет / капля, груша (фр. briollette   – «капля, слеза»). При такой огранке, называемой также грушевидной /  каплевидной, особое внимание привлекают  вытянутые и перекрещивающиеся грани. Максимально удлиненную часть груши / капли называют головкой. Это - одна из старейших огранок  в Европе. Во Франции украшения такого типа прикрепляли к платью невесты, вторично выходящей замуж.
 Прозрачные твердые камни (алмаз, топаз, рубин, аметист) с 56 фасетами прекрасны, т.к. свет, проникая вглубь, смотрится  одинаково выигрышно со всех сторон.
   Выделим также твистер (англ. Twister – «обманщик, лгун; вертушка; ураган-вертун») / спиральная огранка с его четырехугольными гранями, расположенными в виде спирали.
     Ступенчатая фасеточная огранка / ступенчатая огранка / огранка лесенкой применяется при обработке прозрачных цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна которых возрастает в направлении рундиста.  Рундист  – край, оконечность камня, которая образует его периметр; узкий поясок, определяющий форму бриллианта; плоскость, отделяющая верх от низа; ребро, соединяющее две пирамидки в ограненном драгоценном камне. Из фр. Ronde  – «круг», через нем. Rund – «ободок, разделяющий верхнюю и нижнюю части камня».
 Количество фасет внизу больше, чем вверху, чтобы подчеркнуть цвет камня. Самой простой (из ступенчатых) является таблитчатая огранка, когда площадка делается плоской для ее увеличения; применяется  для перстней-печаток. Ступенчатую огранку подразделяют на квадратную, прямоугольную, ромбовидную.
   Огранка клиньями / клиньевая  – разновидность ступенчатой. Каждая фасета разделена на 4 клина. Удлиненные  формы характерны для этого типа огранки (*kъlinъ – «клин» < колоть) [ЭСРЯ II:251].
 К эффектам, наблюдаемым у подобных форм, относится так называемый галстук-бабочка. При клиньевой огранке он проявляется на гранях низа,  в области,  примыкающей к шипу калетте. Это – нарушение угла наклона некоторых граней от оптимального.
       Таким образом, исследуемый материал свидетельствует как о детерминолизации специальных названий, так о терминолизации уже освоенных русским языком чужих лексем и слов общего употребления. Ориентация русского общества XVIII в. на немецкий и французский языки проявилась и в данной области.
Виды огранки называют чаще всего по форме обработанного объекта, реже по месту или создателю новых форм. Учитывается простота или сложность работы, цена материала, его качества


Рецензии
Интересно, а остающуюся после огранки камней пыль(порошок) используют ли для восстановления исходного материала или изготовления каких-либо других украшений?

Либо только в качестве абразива обрабатывающих инструментов и приспособлений?

Рияд Рязанов   05.06.2018 15:59     Заявить о нарушении
Этого я не знаю. Я пишу как филолог, лингвист, экономист и товаровед. Знаний по производству у меня немного. Хотя я собираю по крупинкам и эти сведения. Но об использовании пыли нигде информация не встречалась. Осколочные бриллианты идут в дело, а пыль не знаю. Хотя в технике"русская мозаика" для малахита идет порошок, получаемый при обработке камня. Здесь есть геологи, возможно, они ответят Вам. При обработке янтаря отходы используются, но уже как янтарная кислота.

Марина Николашвили   05.06.2018 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.