Меркурий

Четырнадцатого мая тысяча восемьсот двадцать девятого года день выдался солнечным и почти безветренным. Бриг Черноморского флота «Меркурий» практически потерял ход . Паруса его повисли а четырнадцати весел никак не могло хватить, чтобы уйти от погони. В кают – компании собрался совет.

«Господа офицеры! Мы атакованы, и неприятель, требует сдачи корабля, - капитан –лейтенант Казарский  обвел взглядом собрание. – Буду откровенен, спасти нас может только чудо. – Голос капитана дрогнул. -  Лучшие турецкие корабли: «Селимие», и «Реал-бей» намерены изрешетить «Меркурий». Сто восемьдесят четыре орудия у них, - сжал тонкие губы Казарский, - против наших двадцати. Предлагаю высказаться.
Иван Петрович – обратился он к младшему по чину, штурману, поручику Прокофьеву.
- Драться! – Упрямо наклонил голову офицер.
Вы, Дмитрий Петрович, - кивнул капитан к мичману Притупову.
- Похоже, нам не уйти, —  ответил мичман с живой, немного напряженной улыбкой, - бриг не должен достаться врагу.
Офицеры  одобрительно зашумели.
- Господа! -  заторопился лейтенант Скарятин, -  Бой!
- Дмитрий Петрович прав, поддержал Притупова лейтенант Новосильский, - Предлагаю,  если погибать, то последний офицер, выстрелом из пистолета  зажжет крюйт-камеру.
- Отличное предложение! – Хлопнул по столу  Казарский. – Если возражений нет, приказываю: бой принять, бриг не сдавать, последний живой из нас вот из этого пистолета, - он положил на стол  оружие, - стреляет в крюйт-камеру.  Флаг не спускать! Любого, пожелавшего сделать это,  расстреливать.
Команде построиться.

Капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский молча обошел строй. Левая рука его нервно теребила золоченый эфес наградной сабли.  Сто пар внимательных глаз пристально следили за каждым движением молодого командира.
«Ребята! – Остановился и громко заговорил Казарский, - будет бой, и я призываю вас к одному -  не посрамить чести Андреевского флага и выполнить долг до конца!»
Строй замер. Казалось, сама смерть обмахнула людей своими крыльями и каждому заглянула в глаза. Два огромных вражеских корабля раздавят крохотный «Меркурий»  как муху.
Но, сдаться…? Повисла тревожная пауза.

«Не посрамим! – Выкрикнул кто-то из глубины строя. И, словно плотину прорвало - зашумели голоса моряков: « Долг исполним! Умрем, но флаг не спустим!»
Казарский облегченно вздохнул.  «К бою!» - Коротко отдал он команду.

Капитан прошел на мостик.
- Федор Михайлович, обратился он к лейтенанту Новосильцеву, - слушай мой приказ: бить прицельно по рангоуту из всех орудий, только это может вывести вражеские суда из строя.
- Есть! – Козырнул лейтенант.
- А нам, - Казарский  невесело улыбнулся штурману, - маневрировать.
Офицер серьезно кивнул. Над кораблем прошелестели  первые турецкие ядра. Сто десяти пушечная махина  зашла с кормы. Начался бой.

Скоро неприятельские залпы стали накрывать «Меркурий». Не всегда спасало даже  искусное маневрирование. Однако, отважный бриг злобно огрызался своей артиллерией. Противник наседал, сам лез на рожон. 
«А ну-ка, еще правее! – Отдал команду Казарский. - И корабль вплотную приблизился к турецкому «Селимие» так, что стали видны лица вражеских матросов.  Ударил залп и марсель и брамсель сразу повисли  на судне капудан-паши. Следующим залпом туркам так  разбили рангоут, что  «Селимие», быстро откатился в сторону и  лег в дрейф.
«Ура!» - Раскатисто разнеслось над русским бригом.

Но легче не стало. Второй турецкий корабль «Реал-бей»  навис над  «Меркурием» всей мощью своих семидесяти четырех орудий.
- Пробоина ниже ватерлинии! – Доложил вестовой.
- Заделать! – Рявкнул в ответ капитан.
-Мичман Притупов уже там.
«Отлично», - Успокоился Казарский.
 
Сражение развернулось с новой силой. Турки били по непокорному русскому кораблику жесткими продольными залпами.
- Пожар на корме! – Доложили Казарскому, и в эту секунду страшный взрыв  отбросил его далеко в сторону.
« Капитан убит!» – Истошно закричал кто-то. Черная тень паники метнулась с одного борта  брига на другой, и застыла посредине.
«Капитан жив!» – Ответил на это судовой врач, подбегая к поднимающемуся на ноги Александру Ивановичу. –  Ранены?
- Похоже контузия. – С трудом выдохнул Казарский. 
«Пожар по левому борту!» – Послышалось с палубы.
Казалось, это конец, весь  корабль объят пламенем. Но, не прошло и десяти минут, как стали приходить новости бодрее: «Пожар потушен! Пробоина заделана!»
«Молодцы!» - Мысленно похвалил команду капитан.

Ожесточение боя достигло предела. Корабли хлестали друг друга разрушительными залпами. Густые облака порохового дыма укутали  сцепившихся в смертельной схватке врагов. И только  молнии выстрелов, в  адском грохоте  указывали на то, что не все еще разрушено на судах и пляска смерти продолжается.

Вдруг, турецкий корабль прекратил огонь и стал уходить влево.
 Казарский впился в противника взглядом. «Ну, конечно, перебиты фор-брам-рей и нок-фор-марс-рея. Упавшие лисели и паруса закрыли  пушечные порты.  Это лишило «Реал-бей» возможности продолжать бой, и он лег в дрейф.
«А ведь это победа».  - Устало улыбнулся Александр Иванович, и сел на ящик.
Над бескрайними просторами Черного моря снова разнеслось русское: «Ура!».
***
В эту минуту на палубу турецкого «Реал-бея» из каюты  вышел бледный мужчина, мало похожий на турка. Его сопровождал конвоир. Мужчина подошел к лееру, вздохнул глубоко, и, с тоской  посмотрел вслед уходящему русскому бригу.
«Стройников! – Закричал ему по-французски турецкий офицер, - ваши моряки сумасшедшие! – Он махнул рукой вслед «Меркурию» - Они  разбили наш корабль! И покалечили  «Селимие»! Они герои!»
Капитан первого ранга Стройников побледнел и выпрямился так, словно его ударили по лицу.  Он  отвернулся от турка и бросил взгляд полный тоски в небеса.
Ах, если бы  повернуть время вспять!
Но, лишь мысленно мог он теперь оказаться в прошлом - двумя днями ранее, когда командир фрегата «Рафаил» еще мог сделать выбор.  Ведь они, так же как эти – на «Меркурии» -  оказались одни  против турецкой эскадры.
Но … «Рафаил» спустил Андреевский флаг.


 
Примечания:

 Бриг -  (англ. brig) — двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем.  (Википедия)

 Каю;т-компа;ния — общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание на корабле. Термин происходит от сочетания слов: из голландского языка — «kajuit» — «каюта» и французского — «compagnie».

Крюйт-ка;мера — во времена парусного флота — помещение на военном корабле, предназначенное для хранения пороха (как бочек с порохом, так и готовых к стрельбе пороховых зарядов) и сигнальных ракет.

Ранго;ут (ранго;утное де;рево, ранго;утные дерева;) (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении)...

Ма;рсель (нидерл. marszeil) — прямой парус, ставящийся на марса-рее под брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте его называют: на фок-мачте — фор-марсель.

Бра;мсель (нидерл. bramzeil) — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брамсель соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель.

Ватерли;ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Также — в теории корабля элемент теоретического чертежа: сечение корпуса горизонтальной плоскостью.

Дрейф -  отклонение корабля от прямого пути вследствие ветра или бокового течения. Лечь в дрейф - значит распустить различные паруса на корабле во время сильного ветра таким образом, чтоб он оставался неподвижным, испытывая лишь некотор. наклон в подветренную сторону. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.)

Фор-брам-рей и нок-фор-марс-рея (ре;я) (нидерл.) — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи боргов и бейфута к мачте или стеньге. Предназначена для постановки прямых парусов или крепления сигнальных фалов и фигур (конусов, шаров и т. д.). Рей, предназначенный для подъёма сигнальных флагов и фигур носит наименование сигнального.
В зависимости от того, к какой мачте принадлежат реи, а также от местоположения на мачте, они получают дополнительные наименования -  фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, и т. д.  крепятся к фок-мачте (википедия)

Ли;сель (нидерл. lijzeil) — дополнительный парус, ставящийся в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах.

Пушечный (орудийный) порт — это отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы.

Капуда;н-паша (осман.) — титул командующего флотом Османской империи.


Рецензии