Дата Память нетленна!

     Сколько себя помню – 23 февраля каждый год бывала почти такая же погода, как в тот страшный февраль 1944 года, когда без всякого на то основания  были депортированы  чеченцы и ингуши в холодные бескрайние степи Казахстана и Средней Азии. Всегда шел крупными хлопьями мокрый снег, дул пронизывающий ветер, словно погода старалась напомнить, КАК  БЫЛО, когда совершалось это чудовищное преступление.
С того жуткого времени прошло уже 74 года. День 23 февраля 2018 года выдался тихим, не по-февральски теплым, бесснежным. По всем телевизионным каналам транслировались передачи, посвященные Дню защитника Отечества. Я тоже, как и все россияне, смотрела фильмы про подвиги  известных  и безымянных героев, переживала за них, потому что и мой дядя, и дядя моего мужа погибли в войне с фашистской Германией. Они воевали на фронте, а их родных в вагонах для перевозки скота увозили в неизвестность с намерением стереть из их памяти свою Родину – Даймохк, Нохчийчоь.  Долгих тринадцать лет мой народ жил в изгнании с надеждой, что они вернутся домой. Лишенные Родины, но не павшие духом.
Я родилась на чужбине через шесть лет.  Мне было шесть с половиной, когда я приехала на свою историческую родину, о которой не было никакого представления, но которую я любила, как самое дорогое, что может быть у человека.
Скорбная дата – 74 года со дня депортации – выпала на благословенную пятницу, когда весь мусульманский мир в полдень становится на  рузба – намаз, т.е. на пятничную молитву и просит у Всевышнего  прощения – не только за себя, но и за ушедших в мир иной…
Мир признает Холокост, Хатынь и др. черные трагические страницы в жизни народов. Светлая вечная память всем жертвам человеконенавистнических режимов! Светлая память представителям 61 национальности,  погибших в депортации!
…В феврале 2018 года ничто не напоминало о том, что произошло 74 года назад…   Но все равно – память нетленна!


Рецензии
Память погибших в депортации нетленна! 23-го февраля я с болью вспоминаю своего дядю Ивана, схваченного немцами в плен в первый день войны. После освобождения концлагеря, где он томился долгих пять лет, его, как неблагонадежного, переправили на рудники Кызылкума. Там он и сгинул. Горькая, обездоленная судьба. Бабушка, его мать, всю жизнь прожила с мечтой найти могилу сына. Не удалось. Из архивов поступала короткая справка: "Умер от воспаления легких в лазарете такого-то лагеря, захоронен в общей могиле". Горько осознавать несправедливость и жестокость... С уважением, Зоя

Декоратор2   31.01.2019 10:30     Заявить о нарушении
Дааа, Зоя, сколько их, безвинно убитых и бесследно исчезнувших с лица земли... Горько...Светлая память им всем!
Помню тоже, как моя бабушка с тоской подолгу смотрела в окно долгими ночами на луну и тяжко вздыхала: у нее тоже была справка, что сын пропал без вести. И так же умерла, не узнав, что он похоронен в Ворошиловградской области в братской могиле (их было 5 человек).

Спасибо за отзывчивость души, за теплоту сердца!

Айза Барзанукаева   01.02.2019 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.