Коты и кошки - 20

     Жизнь человеческая, как стёжка деревенская: то вверх, то вниз, то через яры и пустоши бежит. Вот и мне всякое пришлось повидать. Особенно было трудно в Перестроечные времена, когда магазины опустели, а жить-то как-то надо было. Тогда и вошли в моду разные плетёные корзины, вывязанные крючком сумочки, а из посуды фигурного плетения из тоненьких прутиков блюда и хлебницы, наподобие больших селёдочниц под фрукты и овощи. Особенно в них удобно было мыть всякие овощи, подставив посудину под струю воды.
     Однажды я, с подругой Таней, ехала с работы и у кинотеатра «Спартак», где садоводы-цветочницы продавали букеты, увидели мы шустрого мужичка, который продавал свои изделия: корзины разной величины и вместимости, с одной и двумя ручками, бутыли и баночки, заключённые в прутяное плетение,  узорные блюда. Молодец мужик, его искусные изделия собрали целую толпу покупателей. Шум, гам, он только успевал плату за товар принимать. Заинтересовавшись тем стихийным рынком, тем «что дают», мы даже раньше намеченного  вышли из автобуса. А надо сказать, что в те годы мы взяли себе в привычку покупать себе всё одинаковое. Даже в платьях мы ходили одинаковой расцветки, только у меня немного размер больше. Короче говоря, я принесла домой аккуратненькую корзинку, в ней я потом яблоки и помидоры из сада возила. Одинаковые мы купили блюда. У меня это блюдо служило, под хлебные изделия, а у Тани блюдо отвоевала кошка, Сима. Она даже в зубах волочила его по дому. Затащит, куда ей вздумается, ляжет на спину, передние и задние лапки вверх торчат. А кошка эта была с таким характером, что и цепной собаки не надо. Её не погладишь, не-ет, даже хозяевам с её характером порой не сладить было. Таня всегда поцарапанная ходила.
     Таня работала в бухгалтерии, и если срочно нужно было сдать отчёты, то частенько носила домой «домашнее задание». Дома до глубокой ночи что-то там считала. Семья её давно уже спит, а у неё настольная лампа горит на столе и… рядом блюдо с кошкой.
     Через несколько лет эта кошка у них умерла, так они в этом блюде её и похоронили.

                ***
     Есть люди, которые готовы поклясться, что просто обожают всех котов и кошек, даже с умилением смотрят на голых страшилищ, на которых я предпочитаю не смотреть, а то ещё, не дай Бог – приснится это заморское чудовище. Но кошки, как люди: одних любишь, рад встрече, о других не вспоминаешь, а третьих  - если б знала что встречу, без хлеба бы дома сидела, и за порог бы не вышла. Есть такие, на которых взглянешь, словно нечаянно горошину перца раскусишь… Вот такого кота я увидела, лет 40 назад, в том селе, откуда родом был мой муж.
     Поехали мы с семьёй в отпуск. Дети у нас ещё были дошкольного возраста и я, куда бы с ними не шла, держала их за руки, чтоб этих непосед потом не пришлось искать по селу. У бабушки Василины на огороде росла шелковица. Мои мальчишки или с котёнком играли, или «паслись» возле крупной бело-розовой шелковицы. Но в тот день было воскресенье. А раз воскресенье (ныдиля по-украински), то у кого-то в селе свадьба (высильлля). Село-то большое. На свадьбе играл местный духовой оркестр. Так что можно безошибочно понять на какой улице свадьбу справляют. На свадьбу собиралось всё село. Приглашённые садились за длинные столы, в специально для этого построенном шалаше. Остальные просто стояли в сторонке и говорили о том, о сём. Эта свадьба от бабушкиного дома была совсем недалеко и звуки духовых инструментов, особенно стук барабана, довели моих мальчишек до слёз. Уж очень им хотелось посмотреть на сельских музыкантов. Ладно. Мы принарядились и я, вместе со свекровью и детьми пошли «посмотреть на молодых» - на жениха с невестой. Эта свадьба была смешанная. Наша девушка выходила замуж за молдаванина. Приехавшие в село гости так лихо отплясывали, что нам было чему удивляться. Но дети и есть дети. Оказалось, что им срочно надо было сходить за кустик. Я особо не знала расположение улиц села, где родился мой муж. Пошла наугад в какую-то глухую улочку. Пока мы там за кустиками справили свои дела, начал накрапывать дождь. Тогда мы и услышали препротивнейшее кошачье мяуканье. Мои глазастые непоседы вскоре высмотрели откуда доносится кошачья жалоба. Это был огромный котище. На Украине таких размеров коты редко встречаются, грязно рыжего окраса, толстый и неуклюжий. Если моих детей интересовал странного вида кот, то я смотрела на вишню, на ветках которой он лежал. Эта вишня тоже была не здешняя, а откуда-то привезённая. Ягоды только-только начинали краснеть, но они были такие крупные, что их с дороги было видно. Мы бы ещё долго смотрели на это диво, но припустил дождик и мы побежали к бабушкиной хате. Бабушка уже выглядывала нас, стоя у калитки. Мы тут же забежали в сени и тут мои малыши, наперебой стали рассказывать бабушке про того необычного кота, который был такой ленивый, что даже с вишни не пожелал слезть и спрятаться от дождя. Бабушка Василина только вздохнула и рассказала нам про сортовую вишню,  и про кота, у которого болели задние лапы и он просто не мог слезть с дерева. Хозяйка же, спасая ягоды вишни от птиц, устроили на вишне кошачью лежанку. Птицы побаивались такого крупного кота. Зато потом, когда созреют вишни, хозяйка вязала черешки с ягодами в пучочки и продавала их на базаре в районном городе. И что интересно, она ни за что не хотела продавать те вязаночки своим односельчанам. Боялась, что ещё у кого-то в огороде вырастет такого сорта вишня.

                ***
     Случается так, что в доме у кого-то из членов семьи есть любимчик, в смысле собака или кот, который больше слушается и выделяет кого-то из домочадцев. Так у моих знакомых большой полосатый кот только у хозяйки есть просил и только с её  стороны кровати спать ложился. Ну и, конечно же, если что натворит, то хозяин высказывал своё неудовольствие, начиная со слов: «А твой кот…» Спорили-спорили они и вот надумали они уравновесить своё хозяйство – дед принёс в дом щенка. Теперь за холодильником появились две плошки. Но вот беда, щенок маленький, а котище не подпускает его к плошке.
     Пока малыш рос натерпелся он обид от вредного кота… Но порода берёт своё. Когда через несколько месяцев я зашла в их квартиру, то глазам своим не поверила. На старом кресле лежал кот с очень злыми глазами, а у него на спине сидел подросший щенок, крепенький такой, с победным видом взирал по сторонам. Понятно, что теперь уже он главный в доме… На меня пару раз гавкнул, но с объезженного кота так и не пожелал слезть.

                ***


Рецензии
Здравствуйте, Анна! Такое удовольствие получила, читая Ваши истории про котов! Но самое интересное то, что чувствовала, что действие где-то в Одесской области происходит: имя Василина, шелковица, молдаванин, деревенская свадьба во дворе (специально строили шалаш). Как будто вернулась в село под Балтой, где проводила летние каникулы; там собаки жили во дворах, а коты ловили мышей и забегали в дом только попить молока.
Спасибо за Ваши воспоминания, пробудившие мои.
Всего Вам доброго!

Галина Марчукова   30.06.2019 20:50     Заявить о нарушении
Доброе утро, Галина. Родом я с Винницкой области, но уже больше 40 лет живу в Сибири. Самые яркие воспоминания, конечно же детские. Спасибо Вам за душевное прочтение. Лёгкого Вам понедельника!
С уважением,

Анна Боднарук   01.07.2019 01:22   Заявить о нарушении
В детстве была в Виннице, Гнивани, Сутисках, Тыврове. Купалась в красивом Буге.
И Вам хорошей недели!

Галина Марчукова   01.07.2019 11:27   Заявить о нарушении