C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Олимпиада и репутация

Олимпиада высветила один очень глубокий ценностный конфликт. Если очень огрублять и упрощать, то между Западом и Востоком. Почему так накалена обстановка на самих играх, почему градус допингового скандала стал столь высок, почему наши болельщики, чиновники от спорта, да и многие спортсмены – просто не понимают, но чувствуют пропасть между «нами» и «ними»? Потому что затронуты самые важные представления о достоинстве и порядочности человека, и эти представления, оказывается, коренным образом расходятся «у нас» и «у них». Западная цивилизация основана на представлении о достоинстве, порядочности каждого конкретного человека о его репутации. Репутация – это безукоризненная биография, открытая ближним, прозрачная для оценок ближними, но замкнутая на свое собственное достоинство, свободу и ответственность. Больше того, репутация далеко не только личное дело: это одна из самых важных экономических категорий. Это качество может принадлежать семейному роду, поселению, корпорации, - да любому сообществу, в принципе. Например, спортсмену, например, олимпийцу. Возможно, это атавизм рыцарского кодекса чести, возможно – наивно воспринятые религиозные максимы. Но предел положен твердо – вот это можно, а вот это я делать не буду ни при каких обстоятельствах.
Запад долго и бесполезно предлагал «нам» свое понимание порядочности. Не вышло: и в царской России, когда формировался свод российского имперского мышления, и после – в молодой Советской республике, достоинство определялось скорее подчинением начальству, лояльностью власти, «революционной законностью» и прочими изобретениями пошлой, убогой, но спасительной позиции – начальству виднее, партия наш рулевой, я винтик, я как все. Ценности независимости, свободы, ответственности не излучаются человеком изнутри вовне, а скорее так: их угодливая интерпретация навязывается человеку извне. Основная работа «невидимой руки» власти как раз в этом. Вот механизм и сработал. Совершенно искренне, с чувством исполненного долга, принося в жертву ради победы любой ценой, раз приказано, все, что только можно и чего нельзя – люди идут на обман, на жульничество, на организованную в гигантских масштабах ложь. И не испытывают никакого дискомфорта, пока не зажегся свет, пока все не стало очень видно, и пока людям прямо в лицо не сказали – вы недостойные люди, ваша репутация уничтожена, вам не место среди порядочных людей. Как? За что? Флаги, знамена, гимны, гербы? Родина? Отечество? Нас обидели! Да мы же ничего плохого! – кроме хорошего, не думали, не делали, у нас все так!
Конечно, ценностный конфликт никогда не вписан в национальные, профессиональные, корпоративные и прочие рамки. В абстракции – да, в жизни – нет. Но в жизни столкновение ценностей очень болезненно, а в абстракции – совсем нет. Абстракции проживают в мышлении, а жизнь – полна эмоций. Как жаль, что наша жизнь в плену эмоций, очень далеких от мышления, от абстракций, от адекватного представления о порядочности, достоинстве и репутации.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.