Шкатулка

НЕПОСЛУШНАЯ

Вера болеет. Недавно к ней опять приходил доктор. В ее комнате звучали особые слова: хриплое, как тяжелое дыхание, — «бронхит», веселое и злое — «аллергия». А еще — «горчишники, компрессы, таблетки, микстуры и пипетки»…

Верина Мама — сильный человек. И дочку свою тоже хочет воспитать сильной.

— Как бы ни было тебе плохо, знай, что на свете обязательно есть кто-то, кому еще хуже… Найди его и помоги ему! — так говорит Мама.

Нет, нельзя долго болеть, когда рядом такая сильная Мама! Теперь девочка быстро поправляется. Ей уже разрешено ходить по комнате, делать уроки, сидеть у окна…

Дома тихо. Слишком тихо! Мама на работе и придет не раньше обеда, чтобы покормить Веру. Плохо болеть! Скучно! Хорошо, что хоть можно сидеть у окна и смотреть на улицу. Там движение, звуки, жизнь. Вот поскользнулся и чуть не упал торопливый пешеход. Как смешно он взмахнул руками, — будто хотел ухватиться за воздух. Но он не птица и летать не может. А настоящая птица качается на ветке лиственницы и наблюдает за всеми свысока. Это ворона. Серьезная. Никогда не улыбнется. Все время о чем-то думает! Интересно, о чем? О еде? О друзьях? (интересно, есть ли друзья у вороны?). О том, что скоро весна и пора собирать ветки для гнезда? А может быть, она вспоминает прошлое или мечтает о будущем? Вот взмахнула сильными крыльями и тяжело полетела куда-то. Не любит, когда на нее смотрят. Скрытная и осторожная! Никому не доверяет.

Как красиво падает снег! Танцующие в воздухе снежинки всегда успокаивают, потому что их много, они легкие и чистые, и нет им, кажется, конца, как у времени. А что такое время? Расстояние — это еще можно понять. Шаг шагнул — и отмерил расстояние. А кто шагает, образуя время? И почему только в одном направлении? И никогда не отдыхает! Разве можно без отдыха столько лет все вперед да вперед?

Вера отвернулась от окна. Сколько раз она внимательно рассматривала предметы обстановки! Дома все ей знакомо чуть ли не с самого рождения. Здесь с закрытыми глазами можно найти любую вещь. Некоторые из них, хотя и знакомы, но снова и снова привлекают внимание, будят воображение, не дают покоя. Вот, например, шкатулка на серванте — особенная, ни на что не похожая… Круглая, закрыта черной крышкой с цветочным орнаментом, а посередине — углубление, выемка размером с монету… Пальчик туда засунул, поднял крышку: вот шкатулка и открылась!

Вообще-то Вере строго-настрого запрещено лазать по ящикам, шкафам и шкатулкам, но день сегодня такой долгий, ей так скучно и одиноко, что она забывает о запрете. Мама придет нескоро. В запасе еще добрых три часа и надо же чем-то заняться, скоротать время.

— Открою шкатулку, посмотрю, что в ней лежит, и сразу же закрою. Никто и не догадается, что я туда заглянула!

Вера придвинула к серванту стул, залезла на него, взяла шкатулку в руки, ловко соскочила на пол и сняла крышку. В шкатулке лежали: золотое обручальное кольцо, розовая ленточка, дудочка, нитка с иголкой, наперсток и обрывок пожелтевшей от времени бумаги, на котором выцветшими фиолетовыми чернилами были написаны слова:

— Фиту, валу, сиви, фулу.

Под ними были нарисованы две стрелки. Они указывали в разные стороны, одна направо, другая налево…

— Что означают эти слова? Какие смешные! А стрелки зачем? Когда мама придет, обязательно спрошу ее! — подумала Вера и пропела на мотив известной песенки:

— Фиту, валу, сиви, фулу!

Вдруг комната закружилась, занавески колыхнулись, и шкатулка прыгнула со стола прямо в руки к девочке. Распахнулось окно, и Вера вылетела из него, крепко прижав шкатулку к груди. Земля мелькнула под ногами. Где-то внизу испуганно каркнула ворона.

Что было дальше, — Верина память не сохранила.

ЗАМОК

В одном удивительном месте, на стыке желтой — прежелтой пустыни, гранитных скал и синего безбрежного моря, отдельно от других, возвышается самая высокая на свете скала. На ее отвесные кручи не заберется никакой зверь, не прокрадется коварный тигр, не запрыгнут даже ловкие и бесстрашные горные козлы.

На вершине скалы красуется хрустальный замок, увенчанный звездой на высоком шпиле. Замок и звезда все время меняют свой цвет: ночью в ясную погоду они сине-голубые, как звезды, или желтые, как луна, или серебряные, как месяц; утром розовые, как рассвет, днем оранжевые, как пустыня, вечером — серые, как сумерки.

В одной из комнат замка, у прозрачной хрустальной стены на стуле за компьютером сидел мальчик лет десяти. Это был очень странный ребенок: с большой головой и тонкой шеей на узких покатых плечах, с тонкими руками и ногами, похожими на четыре паутинки, кое-как приклеенные к туловищу. Казалось, что ходить на таких ногах и работать такими руками просто невозможно, — слишком тонкими и слабыми были они!

На свет экрана откуда-то прилетела Божья Коровка. Жучок громко шлепнулся на лист бумаги, выпустил хвостиком не до конца сложенные крылья и деловито зашагал по столу. У Божьей Коровки было белое пятнышко на головке и две черные точки на красно-коричневом плаще. Мальчик обрадовался Божьей Коровке, улыбнулся ей и протянул к ней руку.

— Какая же ты красавица, Божья Коровка! Но почему ты так редко навещаешь меня? Пожалуйста, прилетай ко мне почаще! Одна ты у меня здесь друг! — сказал мальчик и подставил перед жучком палец, приглашая прогуляться. Тот вскарабкался на палец и остановился, задумавшись. Мальчик подул. Божья Коровка вспорхнула и улетела. Мальчик зевнул, встал и, волоча негнущиеся в коленях ноги, подошел к хрустальной стене.

Светило солнце. Внизу проплывали облака, похожие на стаи гусей. Под ними далеко внизу желтела земля.

— Скучно! — подумал мальчик. — Хоть бы случилось что-нибудь необычное!

Не успел он так подумать, как из проплывавшего рядом облака возникла девочка в голубом платье, с синими глазами, маленьким прямым носом, мягкими волнистыми волосами. В руках она держала шкатулку с черной крышкой. Еще один миг, — и девочка оказалась перед ним, в его комнате, незаметно, как мысль, пролетев через хрустальную стену.

— Ой, где это я очутилась?! — воскликнула девочка. Ее глаза, обрамленные длинными ресницами, широко распахнулись, маленький носик сморщился. Во взгляде было удивление. Страха в ее глазах не было.

— Ты в Хрустальном замке моего отца, великого волшебника Эргая! Скажи, как тебе удалось забраться сюда по этой отвесной скале? С тех пор, как я здесь живу, этого еще никому не удавалось, — ни зверю, ни человеку!

— Я и сама не знаю… Подожди, дай вспомнить. Я была у себя дома, открыла шкатулку… Потом…, что же было потом? А, вспомнила, я прочитала вслух какие-то слова.

И…

— И что?

— А дальше не помню!

— И ты оказалась здесь! Вот здорово! Мне сегодня везет!

— Да, мне тоже…. Только, что скажет мама, когда придет с работы и не застанет меня дома?

— Ты живешь с мамой?

— Да.

— А где твой папа?

— Мама говорит, что он в командировке выполняет какую-то важную задачу. Я его и не помню даже. У нас в классе почти все дети живут с мамами. Все отцы или в командировках, или в разводе. А ты с кем живешь?

— Ни с кем. Я здесь один.

— Совсем один?

— Ну, нет, не совсем. Мой отец все же иногда ко мне прилетает. У него так мало времени! Он так занят волшебными делами! А мамы у меня нет. Вернее, я не знаю, где она…

Как я рад тебе! Ты не поверишь, но я говорю правду: никогда еще не видел других детей так близко! Как тебя зовут?

— Вера! А тебя?

— Костя! Слушай, Вера, Давай поиграем во что-нибудь?

— Давай, но ты вначале объясни, что все это значит? Где я? Кто ты? Почему у тебя такой странный вид?

— Какой вид?

— Ну… Как бы это сказать… Необычный! Такая большая голова… Очень тонкие руки и ноги?

Костя откашлялся, приподнял плечи, чтобы казаться выше и солиднее, и заговорил медленно и четко, разделяя слова, как экскурсовод, ведущий по музею группу школьников:

— Вера! Ты находишься в Замке сбывшихся желаний. Этот замок мой отец построил специально для меня. Мой отец не хочет, чтобы я ходил по земле и подвергался там всевозможным опасностям, которые всегда угрожают там простым людям и обыкновенным детям. Мой отец очень опытный волшебник, может быть, последний настоящий волшебник на Земле. У него много способов докопаться до истины. Он может предсказывать будущее, гадает по звездам, по картам, по воде и зерну… и по всему, чему угодно, и вообще, очень много знает

Сколько отец ни гадал про меня, всякий раз выходило или плохо, или очень плохо. То меня молния сожжет, то укусит змея, то возьмут в плен разбойники. Представляешь, какие ужасы? Что оставалось делать отцу? Только одно: построить такой замок, куда не смогут пробраться разбойники, проползти змеи и ударить молнии. Вот так и появился на этой отвесной скале Замок сбывшихся желаний. Выше туч вознесся мой дом, неприступный для любых врагов: молний, змей, недобрых людей и диких зверей.

— И ты совсем не выходишь отсюда?

— Совсем! И никого не вижу! И ни с кем не играю! Только отец прилетает иногда на большом орле или на молнии, чтобы навестить меня и проверить уроки. Иногда хвалит, случается, и ругает… Я рад ему… Только зря задает он мне столько домашних заданий. Лучше б просто играл со мной!..

Он хочет воспитать меня необыкновенным, ни на кого не похожим человеком и часто говорит мне примерно так:

— Ты вырастешь, — и с тобой вместе вырастет твое воображение. От ведерок с песком, от маленьких жучков и зверюшек ты шагнешь к водопадам и молниям, жарким схваткам и нежности, для которой мал самый великий океан. Ты — мой сын, ты должен унаследовать мое могущество и способности!

— Значит, ты живешь один? И не скучно тебе?

— По-всякому бывает. В общем-то, у меня здесь много интересного. Несколько комнат в замке доверху завалены мешками с игрушками. К тому же, Отец, навещая меня, привозит мне новые компьютерные игры, тогда я целый день провожу за компьютером. Мне даже сидеть больно в такие дни, и весь я как каменный или деревянный. Когда невмоготу, подхожу к стене и любуюсь звездами и тучами. Видишь, какой великолепный вид открывается отсюда с высоты!

Вера подошла к окну.

— Как красиво! Отсюда можно часами смотреть на землю, небо, звезды, и никогда не надоест! — Но ты мало двигаешься, только все сидишь да лежишь! Так у тебя и руки, и ноги исчезнут совсем, потому что ты их не используешь, не нагружаешь. Останутся только туловище и голова! Нет, Костя, человек не может без земли! Я бы ни за что не променяла ни на какие игры запах цветов и зелень первых листочков.

— Я согласен с тобой. У меня есть все, о чем, наверно, может только пожелать любой ребенок, есть игрушки, игры, книги, — я много читаю, все время учусь, но скука не покидает меня, и скучаю я почему-то все чаще и чаще!

— Я знаю, отчего тебе скучно: в книгах запечатлена жизнь других людей, их опыт и знания. Книги должны обогащать, помогать жить, а не заменять жизнь. Это же относится к телевизору и компьютеру, понимаешь! Все дело в том, что нельзя прожить вместо другого!

— Все правильно, Вера! Нет у меня настоящей, не придуманной, Моей Собственной Жизни. И все же, я благодарен отцу за то, что он познакомил меня с техникой! Она дает мне уверенность в силах, дарит гордость, ощущение могущества, — и, к сожалению, отнимает все мое время. Иногда мне кажется, что из всех желаний у меня теперь осталось только одно — убежать из Замка Сбывшихся Желаний.

— А ты не пробовал поговорить с твоим отцом?

— Что ты! Он ни за что не отпустит меня на землю. Ведь там змеи.

— Ну и что, подумаешь, змеи, — сколько мальчишек и девчонок живут на земле и не боятся змей, и вообще ничего не боятся! Костя, скажи, а если ты пожелаешь уйти из замка, твое пожелание сбудется?

— Не знаю! Надо попробовать. Только есть одна хитрость, — мои пожелания сбываются, если выражены в стихах. Это все придумал мой отец, чтобы приучить меня сочинять стихи и чтобы я хорошенько думал, прежде чем высказаать желание. Ведь стихи часто требуют больше времени, чем проза. Подожди, сейчас зарифмую что-нибудь!

Костя отошел на несколько шагов в сторону, несколько раз топнул ногой и пробормотал быстро-быстро:



— Хочу в поле, хочу в лес,

Хочу видеть, все, что есть, —

Прошагать все пути,

Все тропинки обойти!



— Вера вздрогнула: откуда-то сверху прогремел голос, такой громкий, что ушам стало больно!

— Внимание! Если ты уйдешь из замка, твои желания больше не будут сбываться сами собой. Внизу, на земле, чудеса подчиняются только Волшебной шкатулке! Готов ли ты к этому?

— Да, готов.

— Не пожалеешь?

— Нет!

— Тогда пусть будет так, как ты сказал! Дети, отойдите от стен! Дальше, еще дальше. Вот так. Теперь не двигайтесь! Замрите!

Одна из стен замка, та у которой Вера и Костя любовались землей и небом, вдруг вздрогнула, ее верхняя часть отделилась от потолка и стала медленно опускаться, раскрываясь наружу. Стена становилась все длиннее и уже, уже, прямо на глазах детей она превратилась в хрустальную лесенку с высокими перилами. Нижний край лестницы опускался, и опускался, и опускался, и опустился до самой земли, оперся на большой и тяжелый гранитный камень и больше не двигался.

ГРОЗА

Дети не боялись высоты! Они быстро спустились по лестнице и оказались среди широкого поля. На поле было лето. Уже колосилась рожь. Поле было желтым и большим.

— Хм! А здесь лето! Не то, что у нас, в городе Эм! Даже странно смотреть. Куда же делась пустыня, скалы, твой замок? Все исчезло куда-то! — заметила Вера.

В самом деле, замка не было! Зато вдали темнел лес, справа возвышался холм, с него спускалась проселочная дорога.

— Что будем делать? — спросил Костя.

— Посмотрим в шкатулке. Может быть, там припасены для нас новые сюрпризы! — предложила Вера.

Она стала перебирать предметы и вдруг нечаянно обронила на дорогу кольцо. Кольцо упало и покатилось по земле. Дети бросились за ним, чтобы догнать и подобрать, но кольцо покатилось еще быстрее, будто маня, приглашая за собой.

— Это кольцо — проводник! Мой отец рассказывал мне о нем! — воскликнул Костя.

— Пойдем скорее за ним! — скомандовала Вера, и дети побежали за кольцом.

А тем временем…. Тем временем на горизонте стали собираться темные тучи. Над головами Веры и Кости еще светило солнце, было весело и светло, но вдали ширилась и удлинялась черная полоса. Солнце, словно испугавшись этой черноты, спряталось в облако. Подул свежий ветер. Птицы тревожно кружили над самой землей. Листья затрепетали, словно спрашивали: п8

— Что же будет? Что будет? Идет гроза! Грядет гроза!

Гроза приближалась. Вот в туче что-то полыхнуло, громыхнуло, будто невидимый разгневанный великан топнул ногой по огромной пустой бочке. Потом черная туча рявкнула еще раз, гневаясь на кого-то и грозя бедой. Вдруг ветер, как по команде, подул сильнее. Пыль закружилась и понеслась по дороге. Вере стало холодно.

Тучи надвигались медленно, а перед ними по небу мчались, как передовой отряд, кучевые облака. Вот уже без перерыва сверкают бешеные глаза молний, их стрелы рвут на куски черную массу туч. Где-то вдалеке запылало дерево, ветер принес запах дыма. Скорее бы дождь, а то не миновать лесного пожара!

— Ид-ду! Уж-же пош-шел! — ответил дождь, и первые капли влажными кружочками пометили пыль на дороге. Ветер стих. Хлынули потоки воды — длинные серебряные нити протянулись от неба до земли, соединяя их в одно.

Зашумел летний ливень.

«СОВРЕМЕННЫЙ» РАЗБОЙНИК

Дети, спасаясь от грозы, промокли и устали, но не отставали от волшебного колечка. Колечко катилось, дети бежали, дождь лил как из ведра.

Наконец, кольцо привело их к высокому забору, за которым виднелась крыша одноэтажного дома с высокой трубой. Костя и Вера остановились у железных ворот, на которой висела табличка:

«Гостиница „Незабываемый отдых“. Цены умеренные. Способ обслуживания вас удивит!». Колечко запрыгнуло Косте прямо в карман брюк и затаилось там.

Вдруг ворота растворились, и из них на кривых ногах, как на колесах, выкатился невысокий человек с крупной головой и приплюснутым носом. Вид у него был в высшей степени довольный: ну, точно мышь перед огромной головой сыра. Ноздри раздувались, глаза блестели и быстро-быстро мигали, точно подмигивали кому-то. Губы были полуоткрыты, на лице блуждала неопределенная улыбка, но как-то невесело было от этой улыбки.

Он подошел к детям почти вплотную и быстро заговорил (слова его были, как вещи не на своем месте, какие-то лишние, непонятные:

— Как я рад, дети, как рад, что вы здесь, вот именно здесь, у меня! Пройдемте скорее во двор. Что вы такие? Не бойтесь, я вас не съем! Ну, вот, еще больше насупились! Шутка! Шучу! Надолго приехали, гости золотые, дети дорогие?

— Да, нет, ненадолго, на часок, не больше: нам бы только обсушиться, поесть да отдохнуть немного!

— Все у вас будет! Все! Много интересного обещаю! Заходите! — человек посторонился, давая путь.

— Какой узкий двор! Какие высокие стены! Ты обратила внимание, из какого толстого железа сделаны ворота? — прошептал Костя.

— Ты посмотри! Что за огромный ржавый замок! На тюрьму здесь похоже, не на гостиницу вовсе! — тихо сказала Вера.

Хозяин гостиницы, похожей на тюрьму, вынул из кармана огромный ключ, запер ворота на замок размером с костину голову и повернулся к детям. Теперь это был уже совсем другой человек. Сладкая улыбка исчезла с его лица. Брови сурово нахмурились, глаза сузились, превратились в щелки и перестали моргать.

— Нет смысла притворяться: чем скорее узнаете правду, тем лучше! Заявляю совершенно серьезно: вы у меня в плену. Разрешите представиться! Я — «Современный Разбойник с Большой Дороги». Слышали обо мне?

— Нет! — прошептал Костя чуть слышно. Ему вдруг стало очень страшно.

— Не слышали! Конечно! Ну, что от вас еще ожидать! Отсталые дети! Хотя что это меняет: Ничего не меняет! Прошу запомнить главное: вы будете у меня до тех пор, пока я не получу от ваших родителей выкуп: двадцать мешков с золотом и тридцать сумок с драгоценными камнями. Сообщите родственникам о моих требованиях.

Костя улыбнулся и сказал с сожалением:

— Если я сообщу, то от вашей противной гостиницы и от вас самих не останется и мокрого места! Мой отец не понимает шуток. Он просто разнесет вас в клочки…

— Только вместе с вами, милые детки! Ну, нет, этого никогда не будет…

Вы плохо знаете родителей: ничего подобного произойти не может. Ваш отец будет со мной как шелковый. Взрослые обычно готовы на любые жертвы ради своих чад, тех самых, кого так часто ругают и наказывают, иногда даже несправедливо. Чем больше ругают, тем больше любят. Ха-ха!

— Что это вы развеселились? Неужели подлость повод для веселия? — воскликнула Вера. — Щеки ее раскраснелись, глаза сузились, длинные ресницы стали еще длиннее…

— Я не подлый, я — модный, я современный, нравится вам это или нет. Быть современным — использовать все средства для обогащения, внимательно следить за состоянием общества, замечать новые веяния, играть на бирже, получать отовсюду незаработанные деньги. Из каждого обстоятельства извлекать пользу — для Себя. За умеренную плату разводить грязь любого цвета и густоты. Доказывать, что черное — это белое и наоборот. Устранить любое препятствие. Обойти любой закон.

Я Супер Пупер…

Я Мистер Намбер Уан… Я выше! Я лучше!

Вы попались ко мне в лапы, и уж, будьте уверены, — я извлеку пользу из этого обстоятельства на все сто процентов!

Кстати, как у вас с поведением?

— Очень плохо, особенно, в плену у современных разбойников! — заметил Костя.

— Советую быть более послушными. А то… Вот, смотрите…

— Звери, ко мне! — гаркнул Разбойник.

С обоих концов двора распахнулись двери, забранные решетками. Во двор выбежали огромные тигр и лев.



— Даже и не пытайтесь бежать отсюда!

Звери будут вас охранять надежней любой охраны. Не сердите их зря! Имейте в виду: я редко кормлю моих зверюшек, чтобы были злее! — сказал Разбойник и быстрыми шагами вышел через боковую дверь. Вера села на землю и закрыла лицо руками. Из-под ее длинных пальцев закапали слезы:

— Костя, что же нам делать?

— Потерпи! Обычно отец смотрит в волшебное зеркало два раза в неделю: в зеркале он видит все, что происходит на белом свете. Он посмотрит в зеркало, узнает о нашей беде, найдет и вызволит нас отсюда.

Вера задумалась:

— Мне кажется, что все вещи из шкатулки обладают волшебными свойствами и положены туда неспроста.

С их помощью нам удастся спастись! На, Костя, вот, держи дудочку! Попробуй поиграть на ней!

Костя осторожно обеими руками взял дудочку, поднес ее ко рту и закрыл глаза. Пальцы его стали как будто длиннее и тоньше. Полилась тихая нежная мелодия. Словно кто-то жаловался на несправедливость, просил пожалеть, освободить, совершить доброе дело.

Мелодия зазвучала громче. Она уже не просила теперь, а приказывала, требовала внимания, подчиняла и повелевала. Звери повернули к Косте большие и тяжелые морды и, точно против воли, волоча лапы, виляя хвостами, медленно подошли к мальчику и легли у его ног. Они покорились грустной мелодии, родившейся в его сердце.

— Только прикажите, о Повелители песен!! Мы выполним любое ваше желание! — проревел лев.

— Выпустите нас на свободу! Больше нам ничего не надо!

— О, могущественные владельцы Волшебной дудочки! Ваше желание — закон! Забирайся ко мне на спину, мальчик. А ты, девочка, садись на тигра. Да, смотрите, крепче держитесь за шерсть. Сейчас будем прыгать!

Вера села на теплую пушистую спину тигра. Одной рукой она вцепилась в его шерсть, другой прижала к груди шкатулку. Тигр вскочил, оттолкнулся от земли и одним прыжком взлетел на высокую стену. То же самое проделал лев, с Костей на спине. Со стены звери мягко спрыгнули на дорогу, по которой дети пришли к гостинице. Потом тигр и лев растянулись на земле, чтобы детям было легче слезть с их спин.

Костя и Вера поспешили прочь от опасного места, а лев и тигр остались у ворот. Костя продолжал играть. Звуки дудочки делались все тише и по мере того как они затихали, тигр и лев освобождались от чар мелодии и все больше свирепели, дичали и зверели.

— Это ты выпустил их, глупый тигр! — гаркнул лев.

— Что за ерунду ревешь! — взвизгнул тигр. — Разве не ты первым подошел к ним и лег у их ног, как несмышленый котенок?

Лев не смог вынести такого оскорбления. Вместо ответа он бросился на тигра и вцепился зубами в рыжую холку. В бешенстве покатились по земле звери, два свирепых огня — желтый и рыжий. Они рычали, царапали и кусали друг друга. На высокую трубу дома взлетел петух и закричал по-петушиному:

— Эх вы, большие, а глупые! Ох, и достанется вам теперь от хозяина! Ку-ка-ре-ку!

ЗМЕИ

— Колечко, колечко, что же ты водишь нас по самым опасным местам? Хочешь испытать, закалить? Приучить ничего и никого не бояться на земле? Вот и опять мы оказались перед зеленой табличкой с не очень-то гостеприимной надписью:

«Страна Змей.

Вход строго воспрещен!»

— Ну, что, пойдем? Доставай скорей дудочку! — сказала Вера (она поверила в волшебные свойства шкатулки и ничего уже не боялась).

Дети смело зашагали по тропинке, перешагивая через зеленые, коричневые, черные, серебристые, гибкие и длинные змеиные тела. Костя играл на дудочке. Змеи шипели, развевали пасти, пробовали воздух раздвоенным языком, обвивались вокруг ног, но ни одна даже не попыталась ужалить детей. Змеи свивались в клубки, поднимались на хвосте, покачивались в такт музыке, несколько пар даже попытались станцевать с детьми вальс.

А вот и широкий пень. На нем отдыхает после государственных трудов царь змей. Это огромный длинный и толстый питон с короной на плоской голове.

— Зачем пожаловали, о сладкопоющие гости? Нас почему-то не очень-то любят навещать артисты! — пошутил питон.

— Еще бы! Если бы не наша дудочка, то и мы бы к вам не пожаловали! Уж больно у вас страшно! Того и гляди, цапнет какая-нибудь меломанка!

— Можете больше не играть. Я прикажу им вас не трогать, потому что мне очень понравилась мелодия твоей дудочки, мальчик. По правде говоря, я люблю музыку, я ее просто обожаю, особенно на сытый желудок. Сейчас я сыт. Вам крупно повезло, — и питон устремил вдаль взгляд задумчивых стеклянных глаз. — И все-таки я не понял: зачем вы у меня?

— Мы просто идем за колечком! Куда оно, туда и мы — сказал Костя.

— Я показываю Косте землю, чтобы он ничего не боялся! — сказала Вера. — Мы спешим навстречу приключениям. Испытываем судьбу. Учимся жизни. Знакомимся с землей.

— Друзья мои! Хватит испытывать судьбу. Судьбе такие игры быстро надоедают. Вот сейчас приближается время обеда и я, признаюсь, тоже испытываю, только не судьбу, а приятную пустоту в желудке и не менее приятное ожидание ее заполнения чем-нибудь вкусненьким. Вот мой совет: бегите-ка прочь из моего царства, пока ноги целы!

— Спасибо за совет! Костя, играй, и скорее за мной! — крикнула Вера и бросилась вон из змеиного царства.

ДОЖДЬ РУБИНОВЫЙ И ВЕТЕР ЗОЛОТОЙ…

Смеркалось. Становилось прохладнее. Дети устали, особенно Костя, который давно уже еле-еле передвигал свои ноги — паутинки. Пришла пора искать место для ночлега.

— Давай устроимся вон под тем кленом! — Вера показала рукой в сторону высокого нарядного клена, яркого, словно пламя ночного костра. Она догнала колечко, подняла его и спрятала в шкатулке.

— Холодно! — пожаловался Костя. — В замке моего отца было скучно, зато всегда тепло!

— Сейчас согреемся! — приободрила его Вера.

Она поклонилась клену и сказала:

— Клен, чудесный клен! Самый высокий, самый красивый, самый нарядный! Накрой нас твоей листвой. Спрячь от холода и опасностей ночи.

Клен ответил ей многими голосами, словно разом заговорили все его ветки и листья:

— Ложитесь скорее на листву под моей кроной, милые дети! Листьев у меня много. Хватит на всех!

Клен тряхнул ветвями, и на детей посыпались мириады ярких красных и желтых кленовых листьев. Сухая и теплая листва накрыла детей, как толстая перина.

— Хватит, хватит! — закричали дети. — Спасибо вам, дорогой клен, нас и так уже не видно под вашей листвой!

И листопад прекратился.

Вера и Костя пожелали Клену: «Спокойной ночи» и приготовились ко сну. Однако быстро заснуть им не удалось. Послышался шорох шагов. Кто-то осторожно шел по листве. Потом шорох стих. Дети услышали чей-то шепот. Невидимый в темноте мужчина бормотал себе под нос:

— Эти противные мальчишка и девчонка не могли уйти далеко! Конечно же, они спрятались где-то рядом, поблизости… Но где?

Вера узнала голос Разбойника. Дети затаили дыхание. Снова послышался шорох. Шаги удалялись. Чиркнула спичка. Сверкнул огонек. Погас. И снова стало тихо.

Дети долго лежали молча с открытыми глазами. Наконец, усталость взяла свое, и они крепко заснули.

Наутро Вера проснулась первой. Она выбралась из листвы, осмотрелась и, не заметив ничего подозрительного, разбудила Костю.

— Ты понял, кто это был? Разбойник из гостиницы «Незабываемый отдых»! Он никак не хочет оставить нас в покое. Попробуем все-таки от него оторваться!

Вера бросила колечко на землю, и дети поспешили за ним.

НА ОПУШКЕ

Колечко привело детей к опушке заповедного леса. Вдруг из-за деревьев им навстречу вышли мужчина и женщина. Они громко и грубо кричали друг на друга! Какими словами они только ни обзывались! Ни передать, ни описать. Не для печати такие слова, тем более не для сказки, и даже в самом дремучем лесу говорить их не следует! Вере хотелось заткнуть уши и себе, и Косте, чтобы не слышать грубых и глупых слов, нелепых оскорблений… Детей эта парочка как будто не замечала.

— Доставай скорее ленту. Сейчас мы ее испробуем! — шепнул Костя.

Вера достала из шкатулки алую ленту, вытянула руки, расправила ленту на уровне глаз и словно бы соединила ею незнакомых мужчину и женщину.

Костя прошептал:



— Алая Лента!

Сделай мне милость!

Сшей то, что порвано,

Склей, что разбилось!

Пусть улетят черною стаей

Обида, досада и непониманье.

Все, что от доброго нас отвлекает, —

Пусть черным вороном в небе растает!



Спорщики неожиданно замолчали, и повернулись к детям, словно заметили их только сейчас! На опушке сразу стало очень тихо. Незнакомка улыбнулась (какая она вдруг стала красивая, когда улыбнулась!) и спросила:

— Кто вы, добрые волшебники? Уже давно нам не было так легко и хорошо, как сейчас!

Мужчина объяснил:

— Нас околдовал когда-то злой колдун, и мы уже ровно сто пятьдесят лет бранимся без перерыва! А ведь перед тем, как стать мужем и женой, мы были женихом и невестой. И у нас была любовь…, и была она похожей на птицу…

— А что такое любовь? — спросил Костя.

— Любовь — это когда сердце человека становится прекрасным, как цветок, и ему понятны и близки все цветы на свете, и в нем звучат все дудочки мира! Но, к сожалению, цветы увядают, и любовь уходит! — сказал мужчина.

— Как это уходит? Разве у нее есть ноги? — засмеялся Костя.

— Ну, может быть, не уходит, а улетает… Крылья-то у нее точно есть! — серьезно сказала женщина. — Так было и у нас. Вместо красивых слов мы привыкли говорить только бранные, злые… Вместо огня несли в сердцах пепел сгоревшего чувства.

— И так было, пока мы не встретили вас! — воскликнул мужчина, и женщина согласно кивнула головой.

Потом, взявшись за руки, как дети на прогулке, они ушли в лес, в листопад, на встречу с волшебницей осенью.

ГОРОД — ДЕРЕВО

Дерево-Дуб было большим-пребольшим, выше его, наверное, и не бывает. Кроной тучи разгоняло, корнями полземли обнимало. Один корешок даже в Америке, на другом конце света, из-под земли вылез, и местные жители об него все время спотыкались и шишки набивали.

В том Дереве было огромное дупло. В дупле жил целый народ — лесовики: маленькие человечки, защитники леса. Лес был их домом, и они, как могли, берегли его, лечили от недугов и болезней, которым обычно подвержены могучие с виду и такие беззащитные от болезней деревья, граждане рощ и чащ. Дерево-Дуб было благодарно лесовикам за их доброту, и само тоже старалось защитить малышей от холода, дождя, кормило их желудями. Все лесовики были одеты в зеленые кафтаны, на головах они носили зеленые шляпы.

Костя и Вера пришли к Дереву вечером, когда уже темнело. Вход в дупло был закрыт круглыми деревянными воротами. Ворота были на замке.

— Откройте скорее! — крикнула Вера и постучала. Ворота распахнулись, и дети вбежали внутрь. Они оказались в огромном дупле, разделенном множеством деревянных перегородок на маленькие комнаты, перегородки были выкрашены зеленой и голубой краской. Было сухо и тепло, вкусно пахло сухим сеном.

К детям подошел маленький человечек в огромной зеленой шляпе.

— Здравствуйте, дети! Я — Царь Дерев, старший среди лесовиков. А кто вы такие, маленькие странники? Откуда и кула?

— Мы — Вера и Костя. Нас преследуют разбойники, — они вот-вот будут здесь! — только и успела сказать Вера, и в то же мгновение в ворота громко застучали, грубые голоса загалдели совсем близко:

— Откройте сейчас же. Выдайте нам мальчишку с девчонкой, и мы не сделаем вам ничего плохого. Слышите, откройте немедленно!

Царь Дерев вынул серебряный свисток и свистнул. Из комнат высыпали маленькие человечки. Они несли лесенки и веревки. В мгновение ока лесенки были приставлены к стенам, и лесовики стали карабкаться по ним наверх, к потолку, в котором открылись люки. Жители города вылезали через них наружу, на ветки дуба.

На головы разбойников посыпался град желудей, палок и других полезных для таких случаев предметов. Разбойникам пришлось немедленно убраться от дерева прочь. Лесовики громко кричали «ура», бросали в воздух зеленые шляпы и ловко ловили их на лету.

САД ОЖИВШИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Дети провели ночь в дупле, а наутро, распрощавшись с лесовиками, снова тронулись в путь. Покатилось по земле колечко. Дальше и дальше. Быстрее, еще быстрее, совсем быстро, быстро-пребыстро докатилось оно, наконец, до высокой стены. В стене — узкая калитка. Перед ней стражник. На нем зеленый плащ и желтая шляпа, похожая на полумесяц, выпуклой стороной кверху.

— Скажите, что за этой стеной? — спросила Вера стражника.

— Страна Оживших Воспоминаний!

— А как туда попасть, в эту вашу страну? — спросил Костя.

— Нужно правильно ответить на пять вопросов, и я пропущу вас.

— А вопросы трудные? — забеспокоилась Вера.

— Не бойся Вера, я полжизни провел за компьютером, и знаю столько или почти столько, сколько знает он! — уверенно сказал Костя.

Стражник задал вот какие вопросы:

— Скажите, какой цветок средней полосы России просыпается раньше других?



— Можно ли по цветам определять время?



— Как отличить колос ржи от колоса пшеницы?



— Сколько ног у курицы?



— Когда растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, а когда наоборот?



Костя покраснел и с надеждой посмотрел на Веру.

— Вера, может, ты скажешь? Мне очень стыдно, но я не знаю ни одного ответа!

Вера правильно ответила на все вопросы. (А ты, дорогой читатель, мог бы ответить вместо Веры? Я уверен, что да!).

Сторож широко распахнул калитку. Дети прошли вперед и оказались в саду.

Что это был за сад! Сад-сон, сад-мираж: мечта старого садовника! Какая трава, какие цветы, какие плодовые деревья и кустарники. Как хорошо им было расти, каждому на своем месте, как нравилось им в своем доме, своем саду.

— Какие воспоминания ты бы хотела оживить, Вера? — спросил Костя.

Вера задумалась.

— Когда я была маленькая, у меня был плюшевый Мишка. Я его очень любила. Потом взрослые почему-то выбросили его. Я тогда плакала и долго переживала.

А еще, однажды, когда я болела, мне пригрезилась большая белая собака. Она шла по коридору и махала мне хвостом. Я очень хотела бы, чтобы эта собака прошла мимо меня еще раз! Костя, скажи, а ты хотел бы что-нибудь оживить?

— Не оживить, а повторить! Однажды ночью мне долго не спалось, — я стоял у хрустальной стены моего замка и глядел на небо. Полнеба было покрыто тучами, а другая половина была ярко освещена луной. Вначале луна была золотая, и висела над землей низко-низко, но постепенно она поднималась все выше, двигаясь с Востока на Запад.

Потом цвет ее изменился. Луна стала похожа на серебряную лодку. Вдруг ее со всех сторон окружили серые облака, целая толпа облаков, а она продолжала светить, выглядывая из узкой и длинной щели между ними. Облака внезапно окрасились темно-багровым цветом. Лишь вокруг самой луны бежали серебристые волны, догоняя друг друга. Если бы ты знала, Вера, как я хочу снова увидеть эту картину, чтобы она повторилась точь-в-точь, как тогда!

— А я хочу вернуть веселого щегла. Он жил у нас дома в клетке, мы часто выпускали его полетать по комнате, но однажды забыли закрыть форточку, и он выпорхнул наружу.

— Странно, Вера, вот ты рассказываешь о своих воспоминаниях, а мне кажется, что это и мои воспоминания. Почему у нас общие воспоминания, как ты думаешь?

Вера улыбнулась:

— Не знаю, может быть, мы когда-то росли вместе? Но где же наши воспоминания, почему не оживают?

Не успела она договорить, как с ветки яблони спорхнул щегол и уселся ей на плечо. Из-за кустов смородины выбежала большая белая собака, легла рядом с Верой и Костей и положила умную голову на большие толстые лапы, Приковылял большой плюшевый Мишка. Вера кинулась к нему, подхватила на руки и расцеловала.

Неожиданно стемнело, и на небе появилась луна. Она была точно такая, как рассказывал Костя.

— Ура, Вера! Мы изменили течение времени! Пусть оно повернулось вспять лишь в наших головах, нашем воображении, но ведь повернулось же! Жаль, что мы не можем забрать наших любимцев из Страны Оживших Воспоминаний! Но мы будем приходить в эту страну, снова и снова возвращаться сюда, правда?

— Правда, Костя! — сказала Вера. Но глаза ее были полны слез. Ей так не хотелось уходить из Страны Оживших Воспоминаний!

ПО ДОРОГЕ В СТРАНУ БЕЛОГО ВЕТРА

Видят Вера и Костя: стоит на крутой горке мальчик их возраста, — полный, круглый, как румяное яблоко, крепкий, силой налитый, в рукавицах меховых и шапке ушанке.

— Стойте! Вы находитесь у границы Страны Белого Ветра! Я Страж этой страны. Войти в нее может только тот, кто победит меня, столкнет с горки и сам станет Царем горы! Так кто отважится сразиться со мной? Кто победит меня? Кто скинет сверху? Никто не отважится, не победит! Все меня боятся! Нет в целом мире такого силача. Не родился еще такой герой! — похвалялся вовсю мальчишка.

— Отвлеки его! — шепчет Вера.

Костя смело идет на мальчика, а сам думает.

— Нет силы в руках, нет силы в ногах! Не подарил мне компьютер крепких мускулов, не научил быть смелым, ох, и отлупит же меня сейчас этот здоровяк, ох, и достанется же мне по полной программе. Одна надежда на тебя, Вера.

— Вот я тебе сейчас покажу! — кричит Костя грозно и делает вид, будто даже не сомневается в победе, что ничего не боится и готов сокрушить противника.

Мальчик смотрит на Костю, чуть сгибает ноги, вытягивает вперед руки. Он не обращает внимания на девочку. А зря! Вера сильная и ловкая. Она неслышно, как кошка, подкрадывается сбоку и толкает Царя горы. Тот кубарем летит вниз. Костя взбегает на его место. Теперь Вера и Костя — Цари горы. Дорога в страну Белого Ветра открыта.

НАПЕРСТОК, НИТКА И ИГОЛКА

Вот дети идут по стране Белого ветра. Долго бредут они по бескрайней степи, по глубокому снегу. Кругом Белое поле без конца и начала. Мороз. Тишина. Только снег хрустит под ногами.

— Чьи это следы? — спросил Костя. И показал на цепочку следов — свежих, еще не запорошенных снегом.

— Похожи на собачьи! — ответила Вера. — Хотя откуда здесь собаки? Ой, неужели волки?

Словно услыхав девочку, совсем рядом, в белой пелене, завыл один волк, потом другой, третий.

— Целый концерт солистов волчьего хора, — пошутил Костя, а у самого зуб на зуб не попадает от страха.

— Что там у тебя еще в шкатулке спрятано? Нет ли там средства от волков? — спросил мальчик с надеждой.

— Вот только наперсток остался да иголка с ниткой.

— Надень наперсток на палец, а мне дай иголку с ниткой.

А вой все ближе, громче, вот уже совсем рядом. Прямо пред ребятами выныривают острые запушенные снегом морды зверей. Впереди вожак — старый матерый волчище, за ним стая голодных волков. Они давно не ели, недавно упустили красавца-лося, потом их обманула, запутав следы, лиса. Ох, и злы же волки! Зато теперь добыча не уйдет!



Нитка, наперсток, иголка!

Преследуют нас злые волки!

Скорей превратитесь в оленя

И сани нам дайте на время!



— Увезите нас поскорее от волков! — крикнул Костя в отчаянии, уже в прозе обращаясь к иголке, нитке и наперстку.

И вдруг в мгновение ока наперсток превратился в сани на широких полозьях,. Иголка стала могучим длиннорогим северным оленем, а нитка превратилась в золотую сбрую.

— Скорее, садитесь! — скомандовал олень.

Дети запрыгнули в сани, и в тот же миг вожак волков бросился вперед, чтобы схватить Костю зубами, но повозка уже рванулась с места, и волк, промахнувшись, укусил деревянные полозья и оставил в дереве свой самый большой клык.

Помчался олень по снежной степи быстрее ветра. Растаял в воздухе последний вой обиженного волка. И только ровный бег волшебного оленя, и скрип полозьев по насту, да мириады искр на снегу. Хороши сани! Плотно опираются на снег! Полозья лебедиными шеями загибаются вверх и превращаются в удобное сидение! Хоть всю жизнь скачи в таких чудо-санях.

Прощайте, голодные волки. Вам не повезло и на этот раз!

ДЕТИ И ПУСТЫНЯ

Снова бросили дети колечко и дальше пошли. Колечко привело их в пустыню. Она была желтая и огромная, как море. Песчаные холмы, высокие барханы, испепеляющая жара, сухой, обжигающий воздух, ни деревца, ни тени, ни колодца с водой, чтобы утолить жажду.

Пустыня коварна и упряма. Она упорно ведет наступление на плодородную землю. Но часто бывает и так: плодородная земля становится пустыней из-за жадности и глупости человека.

— Если бы дать пустыне воду… — начала Вера…

— Она перестала бы быть пустыней, и стала бы не пустыня, а полным-полныня! — крикнул Костя. — Вера, неужели мы не сможем открыть здесь хотя бы один родник? Не забывай, что я все-таки сын волшебника! Постой-постой, отец учил меня каким-то словам, с помощью которых можно открыть то, что спрятано. Сначала надо произнести волшебные стихи, а потом назвать то, что должно открыться.

А, вот, наконец-то, я вспомнил! Давай попробуем?

— Конечно, давай. Говори скорей твои стихи!



— От Шпицбергена до Явы

На земле и под водой

Все, что тайно — сделай явным,

Все, что спрятано, — открой.



— Родник! — в один голос крикнули Вера и Костя.

В то же мгновение земля вздрогнула, как спящий человек, которого неожиданно разбудили, в ее глубине прокатился тихий гул, песчаный бархан съехал в сторону и рассыпался на мириады песчинок. Обнажился плоский камень. Камень перевернулся, и из-под него забил родник.

Казалось, не было на свете струи светлее и чище той, что увидели дети. Они подбежали к воде, зачерпнули ее ладошками, напились, умылись и позабыли про усталость. Быстрый поток журчал, шептал, словно делился радостной тайной, серебрился, играл алмазными блесками, словно желая сказать:

— Я здесь, я тут — на земле, я — родился, и живу и буду жить еще долго-долго.

— Да, ты будешь жить долго, и радовать, и спасать жизни путников! — сказал Костя. — Ты потечешь далеко-далеко, на твоих берегах будут цвести сады, звери и птицы придут к тебе за водой, ты будешь добрым домом для рыб, ты превратишься в полноводную реку, и люди будут строить у твоих берегов деревни и города. Может быть тебе суждено стать длиннее Нила, полноводнее Амазонки… Какая судьба ждет тебя, новорожденный поток, малая струйка воды, рожденная землей?

СТРАНА, ГДЕ НЕЛЬЗЯ ОБМАНЫВАТЬ

Снова идут дети за колечком. На этот раз оно привело их к горе, — такой высокой, что не перейти, такой широкой, что не обойти. У ее подножия на деревянном столбике висела табличка с надписью:

— Страна, где нельзя обманывать.

Какая хорошая страна! — обрадовалась Вера. — Мне никогда не нравились обманщики, которые не понимают, что врать также плохо, как обижать слабого, как лгать доверчивому. А ты умеешь обманывать?

Костя задумался:

— Обманывать — нет. Но иногда я хитрю, приукрашиваю или сочиняю: ну, например, если думаю, что отец будет ругать меня за что-нибудь… Но врать мне не нравится, потому что стыдно, когда ложь разоблачена! От отца же не скроешь, он все равно догадается, что я обманщик. Тогда он посмотрит на меня грустно, и мои уши, как бывало не раз, сразу покраснеют от стыда! Нет, мне врать нельзя!

— Вот вы мне и попались! Наконец-то, я нагнал вас — раздался сзади знакомый голос. Дети обернулись и увидели Разбойника.

— А где ваши зверюшки? — поинтересовался Костя. — Мне они понравились гораздо больше, чем вы!

— Звери остались сторожить гостиницу! И вообще: они наказаны за то, что посмели отпустить вас! — нахмурился Разбойник. — Кстати, вы тоже должны к ним вернуться и отбыть наказание вместе с ними!

— Но мы не хотим!

— Тогда мне придется привести вас туда силой! Ведь я еще не получил за вас выкупа. Обещаю, что не сделаю вам ничего плохого!

— Вы говорите неправду! — покачала головой Вера!

— Да что вы! — возмутился Разбойник. — Скорее гора сойдет с места, чем я совру вам!

В тот же миг раздался грохот, будто в горах произошел обвал. Гора покачнулась, приподнялась, опустилась, опять поднялась на четырех скалах и тронулась с места, громыхая каменными башмаками.

Шаг, еще шаг! Медленно, гулко, громко!

— Стой, гора, стой! — завопил Разбойник. — Ты так, пожалуй, раздавишь нас ненароком! Клянусь, что больше не буду врать. Обещаю, что стану паинькой. Исправлюсь. Сменю профессию. Честным стану! Стану Современным НЕразбойником! Спасите, помогите! Ой-ой-ой!

Бросился Разбойник от горы прочь. Так испугался, что раздавит она его своими каменными башмаками! Но гора тут же остановилась, словно только и хотела напугать разбойника и прогнать его.

— Ну вот. Теперь я окончательно понял, как нехорошо говорить неправду! — воскликнул Костя.

ОТЕЦ

Вдруг громыхнуло, полыхнуло, и в особых непрожигаемых штанах верхом на молнии примчался волшебник Иргай. Он, наконец-то, заглянул в Зеркало событий и увидел, что его сын Костя не в замке, а неизвестно в каком месте у подножия неведомо какой горы. Эргай очень расстроился, оседлал самую быструю молнию и со скоростью, близкой к скорости света, примчался к Косте.

В громе и грохоте, сиянии и блеске, шорохе и шуршании длинного, до самой земли плаща, предстал волшебник перед детьми. Это был человеком средних лет, довольно высокого роста, с худым, выразительным, легко запоминающимся лицом, длинным носом с горбинкой, добрыми синими глазами, большими оттопыренными ушами и круглой, симпатичной лысиной, обычной для мужчин его возраста и высокого положения среди волшебников.

Костя кинулся к отцу и обнял его:

— Папа! — как я рад тебя видеть!

— Почему ты убежал из замка, сынок! Почему спустился на землю? Здесь столько опасностей! — глаза волшебник стали грустными, брови его чуть сдвинулись, и над носом обозначилась сердито-грустная морщина.

— Папа, я больше не мог жить в замке. Я понял, что пропаду в одиночестве. Зато посмотри, какие у меня теперь мускулы! Нет, ты пощупай, пощупай! Ты меня такого еще не видел.

Но волшебник не глядел на мускулы. Он пристально смотрел на Веру, а еще на шкатулку, которую та держала в руках.

— Откуда у тебя эта шкатулка, девочка? — спросил Эргай дрожащим от волнения голосом.

— Из дома! Это шкатулка моей мамы.

— Твою маму зовут Нина?

— Да! — удивленно ответила девочка.

— А тебя зовут Вера? — Эргай задыхался от волнения, голос его дрожал, по щекам текли слезы, — они уже намочили воротник плаща и продолжали капать на грудь.

— Да, я — Вера. А что тут особенного? — спросила девочка, удивленно глядя на волшебника.

— Все особенное! Необыкновенное! Волшебное! — крикнул Эргай. — Ты — моя дочка! Доченька ты моя! Ты хоть знаешь, как я любил тебя, когда ты была совсем маленькая, как ночами подходил к твоей кроватке, как смотрел на тебя долго-долго и не мог наглядеться?

— Папа, ты в своем уме? А может, ты насмотрелся индийских фильмов? — спросил Костя, глядя на отца широко раскрытыми глазами. — Как Вера может быть твоей дочерью, если живет далеко от нас, в городе?

— Пришло время все тебе рассказать, сынок! Когда-то и я жил в том же городе и был обыкновенным, самым простым, самым не волшебным гражданином на свете. Утром ходил на работу в институт, вечером, усталый, возвращался домой. Неожиданно во мне открылись сверхъестественные способности. Я почувствовал в себе необъятные и таинственные силы. Передо мной встал выбор: оставаться тем, кем я был всегда, жить дома, работать, как прежде, или свернуть на новую дорогу. И я решился: я оставил дом, жену, совсем маленькую Веру и ушел в волшебный край, чтобы мои способности не пропали даром. Только тебя, сынок, я не мог оставить и взял с собой: я боялся тебя потерять, ведь так ты часто болел. Я выстроил для тебя Хрустальный Замок, купил игрушек, установил компьютер. Остальное тебе известно…

Эргай снова посмотрел на Веру и сказал, опустив глаза:

— Простишь ли ты меня? Прошло время, и все расставило по местам. Теперь я говорю «могущество», а думаю о тебе, дочка. Говорю «слава», а вижу тебя, и мне больше не нужна власть над природой, людьми и событиями. Я люблю только землю, только настоящую, простую, честную земную жизнь, в которой есть ты и твоя мама.

Мне, как и моему сыну, не нужно больше хрустальных замков и сбывшихся желаний. Я хочу работать на земле, просыпаться вместе с нею от долгого зимнего сна, пахать ее, настоящую живую, и бросать в нее настоящие живые семена. Хочу разминать ее руками! Дышать ею! Хочу ходить утром на колодец и доставать воду, вращая ворот. Долой насосы, машины и волшебные палочки! Мне просто необходимо напрягать мускулы, тренировать их. Нужнее волшебства для меня теперь радость движения. Я отказываюсь от всех посредников между мной и жизнью! Любая техника, любое волшебство — это, всего лишь, посредник! «Посредников просят не беспокоиться!» — так, кажется, пишут у вас в объявлениях? Я торжественно отказываюсь от волшебных способностей! Мне удалось объясниться, дети? Вы понимаете меня? Как мне хочется, чтобы вы меня поняли!

— Понимаем! — сказала Вера, а Костя, кивнув головой, засмеялся и воскликнул:

— Папочка, как здорово, что я во всем, во всем с тобой согласен!

Как сговорившись, дети бросились к Эргаю и обняли его.

— Теперь ты поедешь с нами в наш город? — спросила Вера.

— А ваша мама простит меня? — спросил волшебник.

— Мне кажется, она уже простила! — прошептала Вера задумчиво. — Думаю, что неслучайно она поставила шкатулку на самое видное место в доме!

— Но как же мы вернемся? Ведь ты отказался от волшебных сил? Теперь нам не приходится на них рассчитывать? — спросил Костя.

— Нам снова поможет шкатулка! Открой-ка ее скорее, дочка! Видишь, под волшебными словами нарисованы две стрелки: одна показывает направо, другая налево. Чтобы попасть в замок, ты прочитала слова в обычном порядке — слева направо. Чтобы вернуться, нужно прочесть их наоборот. Давай-ка попробуем!

Ну-ка, посмотрим, что у нас получится?

Вера открыла шкатулку, вынула пожелтевший листок бумаги и прочитала слова справа налево:

— Улуф, ивис, улав, утиф!

ДОМА И ЖДЕМ МАМУ!

Все трое, как перелетные гуси, взвились в воздух и через миг оказались в скромной двухкомнатной квартире в городе ЭМ, где еще не кончилась зима, лениво падал снег, дул ветер, и снежинки танцевали за стеклом, словно юные красавицы на своем первом балу. О чем-то важном думала ворона, прохожие скользили на тротуаре, смешно взмахивая руками, чтобы не упасть…

Время в городе текло медленнее, чем в сказке! Скоро должна была прийти с работы Мама, чтобы покормить Веру. Костя с папой пошли встречать ее на улицу, а Вера осталась у окна, на том самом месте, где стояла в начале нашего рассказа, и стала ждать всех троих.


Рецензии