Ответ полемического атеиста. Часть 2

На мою запись https://cont.ws/@vita1chuk/863... отозвались любомудрствующие читатели и завязалась интересная дискуссия. Всем принявшим в ней участие я выражаю свою искреннюю благодарность.

А сейчас я хочу дать ответ на развёрнутый комментарий блогера Glen (Странник...), который усомнился в том, что художник не мог написать такую картину на библейский сюжет, не читая Библии. А читать эту Книгу книг он якобы не мог из-за отсутствия её в России в переводе на русский язык и при этом упрекает меня в незнании истории:

"Атеисту грешно не знать настоящей истории появления в свете библии... Ладно попы брешут, фанаты с ума сходят, а атеист то с какого перепугу?

Видимо в душе понимаешь, что Бог то есть на свете... только не библейский он, а настоящий!".  Ну и на том спасибо!

Во-первых, художник Иванов писал двадцать лет (20, Карл!) картину, живя в Италии, а там он наверняка мог узнать всё, что требуется для написания картины.

Во-вторых, не такие уже были несведущие русские, чтобы не знать основ христианской веры. Даже я считаю себя православным атеистом. А известно ли моему уважаемому оппоненту, что ещё в XI веке русские образованные люди намного опережали таковых на Западе?

На какой святой книге давала присягу принцесса Анна Ярославна в Реймсе

Русские вправе гордиться своей историей.

Анна (Агнесса) Ярославна или Анна Киевская (род. 1032 или 1036 — 1075/1089) — младшая из трёх дочерей Великого киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. Самая влиятельная женщина Европы XI века.

Принцесса (княжна) Анна выросла при княжьем дворе в Киеве, где учила грамоту, историю, иностранные языки, математику, рисование, овладела науками врачевания, много читала, сочиняла музыку. Она с детства уверенно держалась в седле, фехтовала не хуже братьев, не пропускала ни одного сезона охоты, отличалась упрямством и силой характера.

 Известно, что Анна Ярославна могла свободно читать на нескольких языках, в частности на старославянском, греческом, писала кириллицей и глаголицей. А ведь в то времена в «просвещенной» Европе не каждый мужчина-дворянин знал грамоту, не говоря уже об их дочерях и женах.

В середине XI века король Франции Генрих I во второй раз овдовел. Он был немолод, с трудом удерживал бразды правления и надеялся на укрепление престижа страны через матримониальную связь с сильным государством. Французское общество хорошо знало и о военной мощи Древнерусского государства, поэтому Генрих I собирался опереться на военный и финансовый потенциал Киевской Руси в борьбе против врагов и за объединение Франции, которая в то время представляла собой разрозненные феодальные владения.

Брак с Анной Ярославной мог способствовать укреплению власти Генриха I и обеспечению надежных союзнических связей. Но заполучить в жёны дочь киевского князя оказалось нелегко - в первое свое сватовство к Анне Генрих получил отказ. Проявив настойчивость, Генрих посватался еще раз - 1048 году французский король Генрих I Капетинг направил в Киев пышное посольство во главе с католическим епископом Роже. Послам было поручено получить согласие на брак Анны с Генрихом, поскольку даже до Франции «дошла слава о прелестях принцессы Анны - она была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и образованна.

Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королем, который был старше ее почти на 20 лет, было получено. Так осенью 1048 года Анна Ярославна покинула родной Киев и с богатым приданым, полученным от отца, в сопровождении многочисленной свиты отправилась в многомесячное путешествие через всю Европу в далекую Францию.

Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс, где 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба. В Реймсе с давних времен короновали французских королей, и Анне была оказана особая честь - церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Однако Анна Ярославна отказавшись присягать на латинской Библии и принесла клятву на привезенном ею из Киева славянском Евангелии, которым Анну благословил перед отъездом ее отец, получивший прозвище - "тесть всей Европы".

(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/864139)

Королева Франции с удивлением узнала, что её венценосный супруг не умеет читать и писать. Даже под брачным контрактом, который Анна подписала «Анна Ръина» (королева Анна), Генрих поставил лишь крестик - король Франции не знал грамоты. И не только он один - французский двор тех времен пренебрегал науками.Она подписывала за него важные государственные документы.


Первые годы жизни в Париже не были радостными для Анны Ярославны. Французские исследователи цитируют строки из письма Анны к отцу в Киев «В какую варварскую страну ты меня заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! Здесь жилища мрачны, церкви убогие, а нравы чудовищные. Ты говорил: французы – умный народ, а они даже печки не знают. Как начнётся зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь».

О культуре французского двора Анна в одном из писем своему отцу она писала: «… я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют! А ещё приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной».

А  Евагелие Анны Ярославны с той поры стало реликвией для французов.

Справка. В Евангелии содержится жизнеописание Иисуса Христа. Всего 4 Евангелия: От Матфея, Марка, Луки и Иоанна. ... Евангелие часть Библии, то есть Новый Завет. В отличие от Ветхого Завета Евангелие является благой вестью о спасении для всех народов.

Эту реликвию французских королей увидел Петр I, когда в 1717 году по государственным делам прибыл во Францию. В старинном городе Реймсе, в котором он пробыл всего 4 часа, традиционном месте коронации французских королей, в кафедральном соборе, священники показали ему старинную книгу, написанную таинственными, никому во Франции неведомыми знаками. Каково же было удивление французов, когда Петр взял в руки эту книгу и начал достаточно свободно читать ее потрясенным священникам.  Им царь Петр объяснил, что это рукопись древнерусского Евангелия.


Петр I и Людовик XV Фраза царя: "Я несу на руках всю Францию" ошеломила многих.


Кажется, я дал исчерпывающий ответ на основе открытых источников Интернета. А что касается хитроумной фразы "Пути Господни неисповедимы", то ею можно объяснить буквально всё, что не поддаётся никакому иному объяснению.


Рецензии
Думаю, здесь есть самозаблуждение. Действительно, культура образованной части древнерусского (хотя оно совсем средневековое) общества была выше западной.
По одной единственной причине: католический Запад пережил такой погром античной культуры со стороны христианских фанатиков, что сумерки над ним держались тысячу лет. Подлинную культуру европейские рыцари увидели только на сарацинском Востоке - там как раз была "золотая осень", используя термин Гумилёва.
Восточная Римская империя такого массированного погрома избежала, а благодаря наличию пяти почти равных патриархов, вечно грызущихся между собой, церковь не могла подмять под себя светскую власть, как это случилось на Западе после Карла Великого. Русь, вместе с византийским (точнее, болгарским) христианством унаследовала традицию уважения к учёности.
Однако, пора эта для Руси продолжалась недолго - рухнула Византия в 1204 г., князья перессорились между собой и заливали страну кровью своих дружин... Монголы лишь завершили процесс, хотя полностью византийская традиция не исчезла. Но с началом подъёма Европы с середины-конца XV века, схоластическое образование на Руси всё более уступало западному, где со времён Гутенберга стала всё более уважаться наука - естествознание. Богословие превратилось в заповедник ретроградов, но на Руси религиозное образование было господствующим.
Так мне кажется.

Георгий Томберг   28.03.2018 14:42     Заявить о нарушении
"Действительно, культура образованной части древнерусского (хотя оно совсем средневековое) общества была выше западной."
Это спорно. Если византийцам 9 века западные европейцы казались грубыми неотесанными варварами, то и наши "русичи" выглядели для них вполне варварски. Когда произошел "погром" античной культуры на Западе? В 4 веке. Погром античной культуры проводился христианскими императорами, особенно Феодосием Великим. В 5 веке имел место не погром культуры, а физическое разграбление варварами городов. При этом в Италии при дворе готских королей еще некоторое время сохранялись плоды римской учености вместе с их носителями. В Италии же в 6 столетии был на век реставрирован старый порядок (Италия с Римом стала владением Византии). Неудивительно, что именно в Италии раньше, чем в других западно-европейских государствах, созревают протокапиталистические отношения, восстанавливаются утраченные и создаются новые технологии, заметен интерес к культуре античности. В Византии же медленно, но верно всё приходило в упадок. Где была в это время Русь? Нигде. В 9 веке, когда Русь становится государством, Западная Европа в целом уже выбирается из мрака раннего Средневековья и начинается ее поступательное развитие - оформляется феодальная система, центром экономики и культуры становятся города, происходит становление национальных государств. На Руси заметны отдельные сходные с западноевропейскими тенденции, но различие исторических условий определяют своеобразие развития Руси. Территории у восточных славян - огромные, плотность населения - мала, городов - меньше (по подсчетам П.А. Сапронова, в 13 в. в Киеве до монгольского нашествия проживало около 40 тыс. чел., в Новгороде - 20 тыс. чел., в Лондоне и Милане - примерно 100 тыс. чел., в Венеции - 150 тыс. чел.); с юга - постоянная угроза, которую создают кочевники; семена будущего идейного расхождения с Западом заложены в принятии христианства по византийскому обряду.

Алексей Аксельрод   28.03.2018 18:53   Заявить о нарушении
Погром античной культуры в Западной Римской империи длился несколько веков - примерно до VII - VIII вв. Пришедшие "варвары"-германцы были арианами и то первоначальное православие, бывшее единым на территории всей Римской империи до тотального раздрая на вселенских соборах, было чуждо простодушным немцам. Они относились безразлично к уничтожению и местных христианских памятников культуры и остатков античной. Германцы, конечно, города грабили, но рукописи горели случайно - для "варваров" они не представляли ни ценности, ни угрозы. Превратности войны (хотя серьёзного сопротивления со стороны римского населения не было) - вроде, как пожар александрийской библиотеки при Цезаре. Не хотели, но случилось, а случилось - не повод расстраиваться.
Кирпичи и камни античных зданий пошли на строительство средневековых зданий. Выламывание кирпичей из Колизея остановилось только в XV - XVI веке, так что к разрушению древних городов германцы непричастны.
Византийское завоевание части Италии вряд ли имело такое, определяющее будущее развитие, значение. Разность культур латинской и греческой частей империи непрерывно росло. Кроме того, в Италии осело значительное количество германцев-ариан, что ещё более углубляло культурный разрыв. От византийского владычества остались памятники архитектуры, письменное наследие было скудным.
"Протокапиталистические" отношения в Италии развились раньше потому, что полуостров был самым плодородным и обработанным регионом будущего католического мира. Проще говоря, земля северной и средней Италии давала больше богатства, нежели любые другие. Это и сейчас заметно - Испания страдает от недостатка воды на сухих горных поднятиях, французский Прованс сравним по плодородию с Италией, но остальная часть Галлии/Франции была менее продуктивной. О германских лесах вообще нет речи - их свели только после Х века. Южная Италия по той же причине - меньшее плодородие земли - сильно отстала от остальной Италии, разница в культуре прослеживается до сих пор.
Русичи, как неофиты византийского православия, проявляли особую рьяность в освоении привнесённой культуры, так что высшие слои русского общества вряд ли уступали грекам в образованности.
Конечно, по имперской традиции византийцы смотрели на всех иноплеменников, как на неотёсанных варваров, но это общая черта империй. Британцы в эпоху расцвета их империи ни в грош не ставили жителей континента, даже к Европе их можно причислять только условно - почти полная аналогия Японии и континентальной Азии. Но кто скажет, что европейцы были культурно ниже англичан, а китайцы - японцев?
О времени выхода Европы из тёмных веков, Вы, по-моему, поторопились. Чума XIV века резко подняла стоимость рабочей силы, что повлекло за собой повышение влияния ремесленных цехов и, в целом, независимости городов. После эпидемии европейские города стали быстро расти, выходя из-под власти феодалов.
Конечно, если ориентироваться на количество университетов, то IX - X века покажутся началом выхода из христианской темноты, но это не так. Юриспруденция и богословие - основные предметы изучения студентов до XV века. Университеты ковали кадры для королевского и муниципального чиновничества, не более. Вы ещё скажите, что современный юрист или менеджер - образованный человек!
Ну, и на мусульманском Востоке университетов было не меньше.
"Угроза с юга" для Руси/России была условной даже во времена Золотой Орды. Степь до установления турецкого протектората над Крымом, была, скорее, симбиотом и союзником лесной Руси.
"Идейные расхождения" с Западом, возможно, обусловлены разными стадиями развития культуры - Россия моложе Запада (по разным оценкам, от трёх до пяти веков). Противостояние же, доходившее до военных столкновений - инициатива Запада, чувствующего своё превосходство, как оказалось - временное.

Георгий Томберг   29.03.2018 05:51   Заявить о нарушении