Ответ полемического атеиста. Часть 2
А сейчас я хочу дать ответ на развёрнутый комментарий блогера Glen (Странник...), который усомнился в том, что художник не мог написать такую картину на библейский сюжет, не читая Библии. А читать эту Книгу книг он якобы не мог из-за отсутствия её в России в переводе на русский язык и при этом упрекает меня в незнании истории:
"Атеисту грешно не знать настоящей истории появления в свете библии... Ладно попы брешут, фанаты с ума сходят, а атеист то с какого перепугу?
Видимо в душе понимаешь, что Бог то есть на свете... только не библейский он, а настоящий!". Ну и на том спасибо!
Во-первых, художник Иванов писал двадцать лет (20, Карл!) картину, живя в Италии, а там он наверняка мог узнать всё, что требуется для написания картины.
Во-вторых, не такие уже были несведущие русские, чтобы не знать основ христианской веры. Даже я считаю себя православным атеистом. А известно ли моему уважаемому оппоненту, что ещё в XI веке русские образованные люди намного опережали таковых на Западе?
На какой святой книге давала присягу принцесса Анна Ярославна в Реймсе
Русские вправе гордиться своей историей.
Анна (Агнесса) Ярославна или Анна Киевская (род. 1032 или 1036 — 1075/1089) — младшая из трёх дочерей Великого киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции. Самая влиятельная женщина Европы XI века.
Принцесса (княжна) Анна выросла при княжьем дворе в Киеве, где учила грамоту, историю, иностранные языки, математику, рисование, овладела науками врачевания, много читала, сочиняла музыку. Она с детства уверенно держалась в седле, фехтовала не хуже братьев, не пропускала ни одного сезона охоты, отличалась упрямством и силой характера.
Известно, что Анна Ярославна могла свободно читать на нескольких языках, в частности на старославянском, греческом, писала кириллицей и глаголицей. А ведь в то времена в «просвещенной» Европе не каждый мужчина-дворянин знал грамоту, не говоря уже об их дочерях и женах.
В середине XI века король Франции Генрих I во второй раз овдовел. Он был немолод, с трудом удерживал бразды правления и надеялся на укрепление престижа страны через матримониальную связь с сильным государством. Французское общество хорошо знало и о военной мощи Древнерусского государства, поэтому Генрих I собирался опереться на военный и финансовый потенциал Киевской Руси в борьбе против врагов и за объединение Франции, которая в то время представляла собой разрозненные феодальные владения.
Брак с Анной Ярославной мог способствовать укреплению власти Генриха I и обеспечению надежных союзнических связей. Но заполучить в жёны дочь киевского князя оказалось нелегко - в первое свое сватовство к Анне Генрих получил отказ. Проявив настойчивость, Генрих посватался еще раз - 1048 году французский король Генрих I Капетинг направил в Киев пышное посольство во главе с католическим епископом Роже. Послам было поручено получить согласие на брак Анны с Генрихом, поскольку даже до Франции «дошла слава о прелестях принцессы Анны - она была красива (по преданию, она имела «золотые» волосы), умна и образованна.
Согласие родителей и самой Анны на брак с французским королем, который был старше ее почти на 20 лет, было получено. Так осенью 1048 года Анна Ярославна покинула родной Киев и с богатым приданым, полученным от отца, в сопровождении многочисленной свиты отправилась в многомесячное путешествие через всю Европу в далекую Францию.
Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс, где 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба. В Реймсе с давних времен короновали французских королей, и Анне была оказана особая честь - церемония ее коронации состоялась в этом же старинном городе, в церкви Святого Креста. Однако Анна Ярославна отказавшись присягать на латинской Библии и принесла клятву на привезенном ею из Киева славянском Евангелии, которым Анну благословил перед отъездом ее отец, получивший прозвище - "тесть всей Европы".
(См. картинки в https://cont.ws/@vita1chuk/864139)
Королева Франции с удивлением узнала, что её венценосный супруг не умеет читать и писать. Даже под брачным контрактом, который Анна подписала «Анна Ръина» (королева Анна), Генрих поставил лишь крестик - король Франции не знал грамоты. И не только он один - французский двор тех времен пренебрегал науками.Она подписывала за него важные государственные документы.
Первые годы жизни в Париже не были радостными для Анны Ярославны. Французские исследователи цитируют строки из письма Анны к отцу в Киев «В какую варварскую страну ты меня заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! Здесь жилища мрачны, церкви убогие, а нравы чудовищные. Ты говорил: французы – умный народ, а они даже печки не знают. Как начнётся зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь».
О культуре французского двора Анна в одном из писем своему отцу она писала: «… я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют! А ещё приезжали к нам сарацины. Никто, кроме меня, сарацинской молвою не говорит, пришлось королеве переводчицей стать, ажно герцоги с графами зубами скрипели. Да этого-то я не боюсь, мои варяги всегда со мной».
А Евагелие Анны Ярославны с той поры стало реликвией для французов.
Справка. В Евангелии содержится жизнеописание Иисуса Христа. Всего 4 Евангелия: От Матфея, Марка, Луки и Иоанна. ... Евангелие часть Библии, то есть Новый Завет. В отличие от Ветхого Завета Евангелие является благой вестью о спасении для всех народов.
Эту реликвию французских королей увидел Петр I, когда в 1717 году по государственным делам прибыл во Францию. В старинном городе Реймсе, в котором он пробыл всего 4 часа, традиционном месте коронации французских королей, в кафедральном соборе, священники показали ему старинную книгу, написанную таинственными, никому во Франции неведомыми знаками. Каково же было удивление французов, когда Петр взял в руки эту книгу и начал достаточно свободно читать ее потрясенным священникам. Им царь Петр объяснил, что это рукопись древнерусского Евангелия.
Петр I и Людовик XV Фраза царя: "Я несу на руках всю Францию" ошеломила многих.
Кажется, я дал исчерпывающий ответ на основе открытых источников Интернета. А что касается хитроумной фразы "Пути Господни неисповедимы", то ею можно объяснить буквально всё, что не поддаётся никакому иному объяснению.
Свидетельство о публикации №218022501431
По одной единственной причине: католический Запад пережил такой погром античной культуры со стороны христианских фанатиков, что сумерки над ним держались тысячу лет. Подлинную культуру европейские рыцари увидели только на сарацинском Востоке - там как раз была "золотая осень", используя термин Гумилёва.
Восточная Римская империя такого массированного погрома избежала, а благодаря наличию пяти почти равных патриархов, вечно грызущихся между собой, церковь не могла подмять под себя светскую власть, как это случилось на Западе после Карла Великого. Русь, вместе с византийским (точнее, болгарским) христианством унаследовала традицию уважения к учёности.
Однако, пора эта для Руси продолжалась недолго - рухнула Византия в 1204 г., князья перессорились между собой и заливали страну кровью своих дружин... Монголы лишь завершили процесс, хотя полностью византийская традиция не исчезла. Но с началом подъёма Европы с середины-конца XV века, схоластическое образование на Руси всё более уступало западному, где со времён Гутенберга стала всё более уважаться наука - естествознание. Богословие превратилось в заповедник ретроградов, но на Руси религиозное образование было господствующим.
Так мне кажется.
Георгий Томберг 28.03.2018 14:42 Заявить о нарушении
Это спорно. Если византийцам 9 века западные европейцы казались грубыми неотесанными варварами, то и наши "русичи" выглядели для них вполне варварски. Когда произошел "погром" античной культуры на Западе? В 4 веке. Погром античной культуры проводился христианскими императорами, особенно Феодосием Великим. В 5 веке имел место не погром культуры, а физическое разграбление варварами городов. При этом в Италии при дворе готских королей еще некоторое время сохранялись плоды римской учености вместе с их носителями. В Италии же в 6 столетии был на век реставрирован старый порядок (Италия с Римом стала владением Византии). Неудивительно, что именно в Италии раньше, чем в других западно-европейских государствах, созревают протокапиталистические отношения, восстанавливаются утраченные и создаются новые технологии, заметен интерес к культуре античности. В Византии же медленно, но верно всё приходило в упадок. Где была в это время Русь? Нигде. В 9 веке, когда Русь становится государством, Западная Европа в целом уже выбирается из мрака раннего Средневековья и начинается ее поступательное развитие - оформляется феодальная система, центром экономики и культуры становятся города, происходит становление национальных государств. На Руси заметны отдельные сходные с западноевропейскими тенденции, но различие исторических условий определяют своеобразие развития Руси. Территории у восточных славян - огромные, плотность населения - мала, городов - меньше (по подсчетам П.А. Сапронова, в 13 в. в Киеве до монгольского нашествия проживало около 40 тыс. чел., в Новгороде - 20 тыс. чел., в Лондоне и Милане - примерно 100 тыс. чел., в Венеции - 150 тыс. чел.); с юга - постоянная угроза, которую создают кочевники; семена будущего идейного расхождения с Западом заложены в принятии христианства по византийскому обряду.
Алексей Аксельрод 28.03.2018 18:53 Заявить о нарушении
Кирпичи и камни античных зданий пошли на строительство средневековых зданий. Выламывание кирпичей из Колизея остановилось только в XV - XVI веке, так что к разрушению древних городов германцы непричастны.
Византийское завоевание части Италии вряд ли имело такое, определяющее будущее развитие, значение. Разность культур латинской и греческой частей империи непрерывно росло. Кроме того, в Италии осело значительное количество германцев-ариан, что ещё более углубляло культурный разрыв. От византийского владычества остались памятники архитектуры, письменное наследие было скудным.
"Протокапиталистические" отношения в Италии развились раньше потому, что полуостров был самым плодородным и обработанным регионом будущего католического мира. Проще говоря, земля северной и средней Италии давала больше богатства, нежели любые другие. Это и сейчас заметно - Испания страдает от недостатка воды на сухих горных поднятиях, французский Прованс сравним по плодородию с Италией, но остальная часть Галлии/Франции была менее продуктивной. О германских лесах вообще нет речи - их свели только после Х века. Южная Италия по той же причине - меньшее плодородие земли - сильно отстала от остальной Италии, разница в культуре прослеживается до сих пор.
Русичи, как неофиты византийского православия, проявляли особую рьяность в освоении привнесённой культуры, так что высшие слои русского общества вряд ли уступали грекам в образованности.
Конечно, по имперской традиции византийцы смотрели на всех иноплеменников, как на неотёсанных варваров, но это общая черта империй. Британцы в эпоху расцвета их империи ни в грош не ставили жителей континента, даже к Европе их можно причислять только условно - почти полная аналогия Японии и континентальной Азии. Но кто скажет, что европейцы были культурно ниже англичан, а китайцы - японцев?
О времени выхода Европы из тёмных веков, Вы, по-моему, поторопились. Чума XIV века резко подняла стоимость рабочей силы, что повлекло за собой повышение влияния ремесленных цехов и, в целом, независимости городов. После эпидемии европейские города стали быстро расти, выходя из-под власти феодалов.
Конечно, если ориентироваться на количество университетов, то IX - X века покажутся началом выхода из христианской темноты, но это не так. Юриспруденция и богословие - основные предметы изучения студентов до XV века. Университеты ковали кадры для королевского и муниципального чиновничества, не более. Вы ещё скажите, что современный юрист или менеджер - образованный человек!
Ну, и на мусульманском Востоке университетов было не меньше.
"Угроза с юга" для Руси/России была условной даже во времена Золотой Орды. Степь до установления турецкого протектората над Крымом, была, скорее, симбиотом и союзником лесной Руси.
"Идейные расхождения" с Западом, возможно, обусловлены разными стадиями развития культуры - Россия моложе Запада (по разным оценкам, от трёх до пяти веков). Противостояние же, доходившее до военных столкновений - инициатива Запада, чувствующего своё превосходство, как оказалось - временное.
Георгий Томберг 29.03.2018 05:51 Заявить о нарушении