Революция Дон Жуана

Подлинный Дон Жуан, Дон Жуан Тенорио, жил во времена правления короля Кастилии Педро Жестокого (XIV век). Согласно легендам, отличаясь необузданным нравом, этот вельможа часто захватывал девиц. В частности, похитил дочь командора и убил самого командора Гонзало де Уллоа. Поскольку Дон Жуан Тенорио занимал важное положение при дворе короля, официальное правосудие ушло в тень. Тогда злодея решили наказать монахи ордена францисканцев (по другой версии – рыцари ордена Калатравы, одним из руководителей которого являлся де Уллоа). Они написали Дон Жуану фиктивное письмо от имени несуществующей молодой женщины, которая жаждала ночного свидания с любовником в церкви, где был похоронен убиенный де Уллоа. Дон Жуан, движимый своими страстями, попал в ловушку. Монахи убили нечестивца и распустили слух, будто он был повержен в ад статуей самого командора.
Эта история впервые была литературно обработана испанским драматургом Тирсо де Молина в пьесе “Burlador de Sevilla y convidado de Piedra” (1630), в русском переводе известной как «Севильский обольститель». Дон Жуан у де Молина выступает как настоящий подонок. Он говорит: «Всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть ее». Ему важно не столько получить удовольствие от общения с очередной красоткой, сколько ощутить безграничную власть над миром.
У Мольера Дон Жуан – завоеватель сердец, коллекционер страстей, у Карло Гольдони – лжец и трус. Дон Жуан Байрона – ленивый соблазнитель, который довольствуется тем, что ему подбрасывает судьба. Женщины сами падают ему в руки, как перезрелые яблоки. Дон Жуан Альфреда де Мюссе – философ. Он стремится не к победам на любовном фронте. Его цель – идеальная женщина, которую он ищет и никак не может найти. За разочарованием следует разочарование, а бедный «рыцарь идеи» обречен на вечное блуждание по смятым простыням.
Нетрудно заметить, что сюжет де Молина почти дословно пересказан Пушкиным в его знаменитом «Каменном госте». Но Дон Гуан Пушкина – совершенно особый типаж. Это не развратник, одержимый идеей самоутверждения, не великий разбиватель сердец, не ленивый сластолюбец, не странствующий философ. Дон Гуан – революционер. Его протест, правда, направлен не против существующих социальных систем, а против всего мироустройства. Бросая дерзкий вызов статуе Командора, Дон Гуан выступает против самого Бога. Дон Гуан искушает вечность. И та, естественно, отвечает ему по своим вечным законам. Бороться со Вселенной бессмысленно.
Революции и в частном, и в социальном пространстве рано или поздно проваливаются в небытие. Но на смену ушедшим бойцам приходят новые. Дело протеста продолжается.
«Одному Богу дано знать времена и сроки, и для него не существует ни прошлого, ни будущего, для него всё настоящее», - говорит другой культовый персонаж, Дон Кихот.
От Дон Гуана, по большому счету, недалек путь до Дон Кихота.


Рецензии