Второе имя

  Когда произносят слово "вера", его привычно ассоциируют с религией.
  Насколько это верно? Ведь не все люди веруют в Бога.
  Но можно ли вообще жить без веры - во что-то и кого-то?
  Скорее всего, нет. Особенно в сложные, драматические периоды жизни.
  Тогда как человек обретает такую веру, которая даёт ему силы жить?
  На этот вопрос нет "школьного" ответа, который заранее подсказан уже имеющимися материалами в учебнике.
  Думалось об этом после случайной встречи со знакомой. Я шла мимо автобусной остановки, занятая, как всегда, своими мыслями, когда услышала:"Вы меня не помните"?
  Я вгляделась в женщину:"Ну, конечно, помню!".
  Она уже много лет возглавляет женский клуб в "доме репатрианта".
  Правда, это слишком громко сказано - "клуб". Скорее, кружок, в котором раз в неделю по вечерам собираются женщины, в основном пенсионного возраста, чтобы пообщаться, обменяться новостями, поделиться наболевшим.
  Когда-то однажды меня привело сюда журналистское любопытство:я-то думала, что здесь действительно клуб, с разными направлениями работы, но оказалось, что собираются всего-то семь-десять женщин, как я поняла, уже хорошо, а, может, и давно знакомых, рассказывают о семейных новостях, делятся кулинарными рецептами, вспоминают о местах, в которых жили прежде, до репатриации.
  К моему изумлению, выяснилось, что все они родом из Украины, включая и главу клуба. В этом и заключался секрет столь родственного общения собравшихся. И столь многолетнее существование этого клуба, который правильнее называть "украинским женским кружком".
  Тогда же я познакомилась с сёстрами-посетительницами кружка, которые, как выяснилось, живут в соседнем с моим домом.
  Они до сих пор ходят в этот "клуб", и именно они рассказали мне драматическую историю его главы Клары.
  "Ну как там поживает Клара?" - спросила я их однажды.
  "Её нельзя так теперь называть,- строго заметила мне одна из сестёр,- теперь её зовут Хая".
  Я, естественно, удивилась:"Почему?".
  Оказывается, бывшая Клара давно болеет раком, лечится, но болезнь отступает трудно. И Кларе посоветовали сменить имя, и тогда болезнь отступит.
  Кто посоветовал, моя собеседница толком не знала,- то ли врач, то ли раввин.
  Клара к совету прислушалась, и взяла себе имя Хая, что означает - жизнь.
  С тех пор болезнь, хотя и не отступила окончательно, но как бы притихла, во всяком случае бывшая Клара продолжает руководить своим "украинским" кружком.
  И я отметила, когда она меня остановила, что она хорошо выглядит, о чём сказала вслух, от чего она вся прямо-таки засветилась и долго благодарила.
  Позже, уже попрощавшись, я вспомнила и некоторые другие, ставшие известными мне, факты её биографии.
  Тогдашняя Клара была в Украине музыкальным работником. В Израиль она приехала в начале девяностых годов прошлого века разведённая, с маленьким ребёнком на руках.
  Наверно, лет десять спустя, она и бывший муж решили воссоединиться, и он приехал к ней.
  Но жизнь в Израиле ему не понравилась, да и отношения склеить не удалось.
  А, может, она уже была и больна.
  В общем, он уехал, и со всеми трудностями и бедами ей пришлось справляться самой.
  Дочь выросла, отслужила армию, растит ребёнка, а Хая по-прежнему в кругу украинских землячек.
  Жизнь продолжается, хотя и приходится постоянно превозмогать себя, не сдаваться. А вера в новое имя и его исцеляющую силу, по-прежнему остаётся несокрушимой.
  Похоже, это тот случай, когда вера и имя оказались неразделёнными, став религией Хаи.
  Может, такая религия способна спасти и других, кто нуждается в помощи? 
 


Рецензии