Рассказы журналиста. Бабка

                Бабка
       Как-то от областной газеты, меня послали в командировку  в село Забродни, написать о работе передовых  доярках.  До района добрался быстро, а вот дальше пришлось добираться с препятствиями.
  Была весна, на дорогах была сплошная непролазная грязь, поэтому последние километры пришлось преодолевать на телеге.  Приехали  к месту уже в сумерках, поэтому я попросил, чтобы меня  сразу отвезли к базам, где дойка была в самом разгаре. Я хотел сразу увидеть и поговорить на рабочем месте и там же сделать несколько снимков. Спрыгивая с телеги, я подвернул ногу, да так сильно, что не мог сделать и шагу. Около телеги собралась целая толпа. Меня снова усадили в телегу. Вначале даже решили, что я сломал ногу, но осмотрев и ощупав, убедились, что нога целая.
- Надо к медички его везти, она сделает что надо. Может, там трещина?
- Ага! Какая медичка, её как два дня увезли рожать.
- Ну, тогда прямая дорога к бабке. Эта точно в миг его на ноги поставит.
- Точно, точно к ней надо.
« Ну, вот, - подумал я, - какая «темнота» в этой деревне, в лечение каких-то бабок верят. Что она «шептать» будет что ли? Я не хочу к бабке».
Но меня и ни кто не собирался слушать, Повезли к какой-то «бабке».
Приехали мы к маленькому домику на окраине села, на стук в маленькое оконце, которое светилось тусклым светом, вышла пожилая женщина вся в чёрном, с головы до пят.
- Посмотри, Федоровна, мужика городского. Слезал с телеги, ногу зашиб, может, сломал…
- Проходите в избу, посмотрю.   
Мне помогли пройти в «избу». Это была маленькая комнатка, справа под единственным окном, почти во всю стену стояла широкая скамья, на которую и усадили меня.  Дальше в углу не большой стол. Слева, во весь угол стояла печь с нарами. От печки до стены висела цветная занавеска, что за ней не видно.       
Разувайся, мил человек. А вы в сенках постойте или на улице. Мешать здесь будите.
Мои двое провожатых вышли за дверь.
Я попытался снять ботинки, но от резкой боли, неожиданно для себя вскрикнул.    
- Что больно, Давай помогу.
Федоровна быстро справилась с ботинком.
Было больно, но я старался терпеть.
Осмотрев и осторожно ощупав ногу, она глянула в окно и сказала:
- Лошадь, что ли отвязалась?
Я повернул голову к окну и постарался рассмотреть лошадь в темноте, как от резкой боли вскрикнул. И… почувствовал облегчение.
- Вот и всё обувайся и иди с Богом.
Я смотрел на старушку и не понимал, как это «иди».
 - Ну, что смотришь, - улыбнулась глазами лекарка. - Нога болит?
- Нет.
    Ночевать меня привезли к председателю.
Он так распорядился. Утром мы пошли на базу к дояркам. Нога не болела, я про неё даже и забыл.
Домой приехал с очерком и не покидаемым чувством какой-то доброты и любопытства узнать кто она. Но за большой занятостью, всё откладывал поездку в архив, а потом и вовсе забылось.
     Когда я был в Заброднях, узнал  о Федоровне очень мало.. Про неё рассказывали просто какие-то легенды, но кто она и откуда в их деревне, никто толком не знал.
Рассказали, что появилась она в деревне до войны и стала жить в этом доме, где и сейчас живёт. Вроде бы она монашка, так решили, видно, потому, что она всегда ходит в чёрной одежде, но по одежде не судят. Был даже слух, что она из знатного рода, бежала от преследования красных. Что она не из крестьян, этому можно поверить, она хорошо писала и читала и «хорошо» говорила.
На работу выходила безропотно, куда бы ни послали, какая бы тяжёлая работа не была.
А потом ещё узнали, что она может врачевать.  Она собирала и сушила лекарственные травы. Кто-то на неё донёс, что она занимается шарлатанством. Приехали с проверкой, она показала бумагу, что работала сестрой милосердия, при знаменитом, хирурге в гражданскую войну. Был случай, когда раздробленную руку одной девочки, которая уснула и упала под плуг, работая в ночь на прицепе,  она собрала по косточкам.
Видно научилась она многому у того хирурга.
Но, точно, кто она и откуда так никто не знал…
Прошло несколько лет, с той поездки, я наткнулся на свои записи, и решил съездить в то село и поговорить с самой Федоровной.
Но встретиться с ней мне не удалось, несколько месяцев назад её не стало.
11.01.18.


Рецензии