Русская цивилизация

В 2014 году сразу после воссоединения Крыма с Россией известный российский рок-музыкает Андрей Макаревич сказал буквально следующее:»Не было никакого воссоединения. Была банальная оккупация чужой территории. Воссоединение – это добровольный акт, а в Крыму было насилие над Украиной. Зверское, лицемерное насилие над страной, которая пытается вырваться из лап русской цивилизации. Да и цивилизация ли это, тоже вопрос. По мне нет. Это просто территория, много веков диктующая своим соседям как надо жить»

Насколько мне известно, никто не ответил Макаревичу на вопрос: cуществует ли на самом деле русская цивилизация или нет? И это не удивительно — с момента введения этого понятия в научный оборот великим русским учёным Н.Я.Данилевским(1822 - 1885) в 1869 году(Данилевский в своей работе "Россия и Европа" употреблял понятие "культурно-исторический тип")никто ни в Российской Империи, ни в Советском Союзе не занимался развитием его теории, и она, по сути дела, осталась неизвестна широкому читателю. Лишь знаменитый английский философ истории Арнольд Тойнби(1889 - 1975) признал её существование в своей многотомной работе «Постижение истории»(1934 - 1961).

В современной Российской Федерации из крупных учёных лишь двое   поддерживают концепцию русской цивилизации: Олег Платонов(«Русская цивилизация»,1992, 2010) и Юрий Бегунов(«Тайная история масонства», 2007). Остальные рассматривают историю России не как историю особой цивилизации, а как историю государства.

Чем же отличается русская цивилизация от других с точки зрения этих упомянутых выше мыслителей?

На вопрос является ли русская цивилизация частью европейской Данилевский в своей работе «Россия и Европа» даёт отрицательный ответ:

«Что же такое Европа в этом культурно-историческом смысле? Ответ на это - самый определенный и положительный. Европа есть поприще германо-романской цивилизации, ни более ни менее; или, по употребительному метафорическому способу выражения, Европа есть сама германо-романская цивилизация.»[Данилевский «Россия и Европа», Глава II]

“Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению или к удовольствию, к счастью или к несчастью - нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа. Не составляла она части возобновленной Римской империи Карла Великого, которая составляет как бы общий ствол, через разделение которого образовалось все многоветвистое европейское дерево, не входила в состав той теократической федерации, которая заменила Карлову монархию, не связывалась в одно общее тело феодально-аристократической сетью, которая (как во время Карла, так и во время своего рыцарского цвета) не имела в себе почти ничего национального, а представляла собой учреждение общеевропейское - в полном смысле этого слова. Затем, когда настал новый век и зачался новый порядок вещей, Россия также не участвовала в борьбе с феодальным насилием, которое привело к обеспечениям той формы гражданской свободы, которую выработала эта борьба; не боролась и с гнетом ложной формы христианства (продуктом лжи, гордости и невежества, величающим себя католичеством) и не имеет нужды в той форме религиозной свободы, которая называется протестантством. Не знала Россия и гнета, а также и воспитательного действия схоластики и не вырабатывала той свободы мысли, которая создала новую науку, не жила теми идеалами, которые воплотились в германо-романской форме искусства. Одним словом, она не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу; как же может она принадлежать к Европе? Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться Европой. Она не заслужила этой чести и, если хочет заслужить иную, не должна изъявлять претензии на ту, которая ей не принадлежит. Только выскочки, не знающие ни скромности, ни благородной гордости, втираются в круг, который считается ими за высший; понимающие же свое достоинство люди остаются в своем кругу, не считая его (ни в каком случае) для себя унизительным, а стараются его облагородить так, чтобы некому и нечему было завидовать.”[Данилевский «Россия и Европа», Глава II]

Cуществует ли общечеловеческая цивилизация?

«Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота. Всечеловеческой цивилизации, к которой можно было бы примкнуть, также не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или, лучше сказать, идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразною деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в прошедшем, настоящем и будущем. Культурно-исторические типы соответствуют великим лингвистико-этнографическим семействам, или племенам, человеческого рода. Семь таких племен, или семейств народов, принадлежат к арийской расе. Пять из них выработали более или менее полные и совершенно самостоятельные цивилизации; шестое - кельтское, лишенное политической самостоятельности еще в этнографический период своего развития, не составило самобытного культурно-исторического типа, не имело свойственной ему цивилизации, а обратилось в этнографический материал для римского, а потом, вместе с его разрушенными остатками, для европейского культурно-исторического типа и произведенных ими цивилизаций. Славянское племя составляет седьмое из этих арийских семейств народов. Наиболее значительная часть славян (не менее, если не более, двух третей) составляет политически независимое целое - великое Русское царство. Остальные славяне хотя не составляют самостоятельных политических единиц, но выдержали все пронесшиеся над ними бури, и ныне еще продолжающие бушевать: немецкую, мадьярскую и турецкую, не потеряв своей самобытности, сохранив язык, нравы и (в значительной части) принятую ими вначале форму христианства - православие. Частно-народное и общеславянское сознание пробудилось как у турецких, так и у австрийских славян, и надобны лишь благоприятные обстоятельства, чтобы доставить им политическую самобытность. Вся историческая аналогия говорит, следовательно, что и славяне, подобно своим старшим на пути развития арийским братьям, могут и должны образовать свою самобытную цивилизацию,- что славянство есть термин одного порядка с эллинизмом, латинством, европеизмом,- такой же культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Булгария должны бы иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе,- какой имели Афины, Спарта, Фивы по отношению к Греции.»[Данилевский «Россия и Европа», Глава VI]

В чём высшая цель славянства?

«Итак, для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара (желал бы прибавить и поляка),- после Бога и Его святой Церкви,- идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления - без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности.»[Данилевский «Россия и Европа», Глава VI]

Соответственно целью России, по мнению Данилевского, должно стать образование Всеславянского Союза cо столицей в Константинополе:

«Таким образом, соответственно главным этнографическим группам, на которые разделяются как славянский мир, так и племена, принадлежащие к нему по месту своего жительства, а большею частью также по своим действительным, ненапускным нравственным тяготениям,- Всеславянский союз должен бы состоять из следующих государств:

Русской империи с присоединением к ней всей Галиции и Угорской Руси.

Королевства Чехо-Мораво-Словакского, состоящего, кроме собственной Чехии, из Моравии и северо-западной Венгрии, населенной исключительно или преимущественно словаками, приблизительно с 9 000 000 жителей и 1800 кв. миль пространства.

Королевства Сербо-Хорвато-Словенского, состоящего из княжества Сербского, Черногории, Боснии, Герцеговины, Старой Сербии, северной Албании, Сербского воеводства и Баната, Хорватии, Славонии, Далмации, Военной Границы, герцогства Крайны, Герца, Градиски, Истрии, Триэстского округа, двух третей Каринтии и одной пятой Штирии по Драву,- с населением приблизительно в 8 000 000 на 4500 кв. милях пространства.

Королевства Булгарского с Булгарией, большею частью Румилии и Македонии с 6 000 000 или 7 000 000 жителей и с лишком 3000 кв. миль.

Королевства Румынского с Валахией, Молдавией, частью Буковины, половиною Трансильвании, приблизительно по реку Марош, и с населенною преимущественно молдаванами западною окраиною Бессарабии, взамен которой Россия должна бы получить отошедшую от нее часть южной Бессарабии с Дунайской дельтою и полуостров Добруджу. Это составило бы около 7 000 000 населения и более 3000 кв. миль.

Королевства Эллинского, с присоединением к нынешнему его составу Фессалии, Эпира, юго-западной части Македонии, всех островов Архипелага, Родоса, Крита, Кипра и малоазийского побережья Эгейского моря, приблизительно с 2800 или 3000 кв. миль и с населением с лишком в 4 000 000 жителей.

Королевства Мадьярского, т. е. Венгрии и Трансильвании, за отделением тех частей их, которые не населены мадьярским племенем и должны отойти к России, Чехии, Сербии и Румынии; приблизительно с 7 000 000 жителей и около 3000 кв. миль пространства.

Цареградского округа с прилегающими частями Румилии и Малой Азии, окружающими Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, с полуостровом Галиполи и островом Тенедосом, приблизительно с двумя миллионами народонаселения.

Такой союз по большей части родственных по духу и крови народов, в 125 млн. свежего населения, получивших в Царьграде естественный центр своего нравственного и материального единства, дал бы единственно полное, разумное, а потому и единственно возможное решение восточного вопроса. Владея только тем, что ему по праву принадлежит, никому не угрожая и не боясь никаких угроз,- он мог бы противу стать всем бурям и невзгодам и спокойно идти путем самобытного развития, в полноте своих народных сил и при самом счастливом взаимодействии разнообразных родственных стихий, его составляющих,- образуя, соответственно своему этнографическому составу, религиозному просвещению и историческому воспитанию, особый культурно-исторический тип, укрепленный долголетнею борьбою против враждебных внешних сил, держащих в настоящее время народы его в разъединении, борьбою, без которой он не может установиться.»[Данилевский «Россия и Европа», Глава XIV]

Образование Всеславянского Союза возможно, согласно Данилевскому, в результате войны двух цивилизаций: России и Европы.

Несмотря на то, что ни один историк до сих пор не признал очевидного, цели России в Первой мировой войне почти целиком и полностью совпадают с теми, которые сформулировал Данилевский за 45 лет до начала войны: разгром Германской, Австро-Венгерской и Турецкой империй, образование на их обломках независимых славянских государств, взятие Константинополя, контроль над черноморскими проливами, патронаж над новообразованными славянскими независимыми государствами со стороны России.

В реальности в результате Первой мировой войны Российская империя аннигилировала, и образовался Советский Союз.

Однако в послевоенный период в Евразии существовало Социалистическое Содружество, которое почти на 100% по составу совпадало с гипотетическим Всеславянским Союзом Данилевского: CCCР, ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия.

После распада Социалистического Содружества и СССР Европейская цивилизация в форме Европейского Союза поглотила все славянские государства за исключением Сербии, Черногории, Боснии и Герцоговины,  Албании, Украины и Белоруссии. За исключением Белоруссии все они также подали заявки на членство в ЕС. Россия и Белоруссия образуют Союзное государство.

Одно из важнейших свойств русской цивилизации Данилевский описывает следующим образом:

«Нравственная особенность русского государственного строя заключается в том, что русский народ есть цельный организм, естественным образом, не посредством более или менее искусственного государственного механизма только, а по глубоко вкорененному народному пониманию, сосредоточенный в его государе, который вследствие этого есть живое осуществление политического самосознания и воли народной, так что мысль, чувство и воля его сообщаются всему народу процессом, подобным тому, как это совершается в личном самосознательном существе. Вот смысл и значение русского самодержавия, которое нельзя поэтому считать формою правления в обыкновенном, придаваемом слову "форма", смысле, по которому она есть нечто внешнее, могущее быть изменено без изменения сущности предмета, могущее быть обделано как шар, куб или пирамида, смотря по внешней надобности, соответственно внешней цели. Оно, конечно, также форма, но только форма органическая, то есть такая, которая не разделима от сущности того, что ее на себе носит, которая составляет необходимое выражение и воплощение этой сущности. Такова форма всякого органического существа, от растения до человека. Посему и изменена или в настоящем случае ограничена такая форма быть не может. Это невозможно даже для самой самодержавной воли, которая, по существу своему, т. е. по присущему народу политическому идеалу, никакому внешнему ограничению не подлежит, а есть воля свободная, то есть самоопределяющаяся. Это-то внутреннее, нравственно-политическое единство и цельность русского народа, объемлющие собою всю государственную сторону его бытия, и составляют причину того, что русский народ может быть приведен в состояние напряжения всех его нравственных и материальных сил, в состояние, которое мы называем дисциплинированным энтузиазмом, волею его государя, независимо от непосредственного возбуждения отдельных единиц-личностей, составляющих народ, тем или другим интересом, событием или вообще возбуждением. А восьмидесятимиллионный народ, способный, по искреннему слову главы своего и представителя, составляющего живой центр его сознания, чувства, мысли и воли, прийти в состояние дисциплинированного энтузиазма,- есть сила, которой мир давно уже, или даже вовсе еще, не видал.»[Данилевский «Россия и Европа», Глава XVI]

О том, что Данилевский сумел открыть объективное свойство русской цивилизации, говорит тот факт, что дисциплинированный энтузиазм (трудовой и военный героизм) с особой силой русский(советский) народ проявил в эпоху Сталинского самодержавия  - в годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны(энтузиазм, по Данилевскому — это безграничная готовность к самопожертвованию).

 Cреди 21  цивилизации, выделенной им на планете, Арнольд Тойнби выделяет русскую цивилизацию как православно-христианскую.

«Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море.»[Википедия, Тойнби Арнольд Джозеф]

Советский писатель Ф. Нестеров, который не был знаком с творчеством Тойнби,    тем не менее написал следующее:

«Великороссия, чье этническое ядро сложилось в Окско-Волжском междуречье в результате оттеснения туда славянского населения из Приднепровья, должна была вести борьбу не на жизнь, а на смерть в несравненно более тяжких условиях, чем Киевская Русь. Переход с чернозема на подзол и суглинок не мог не снизить производительность сельского хозяйства, а стало быть, не мог не уменьшить совокупный объем прибавочного продукта, служившего для феодального государства экономическим фундаментом. Монгольский погром городов отбросил русское ремесленное производство на полтора-два столетия назад, что, конечно, должно было сказаться на вооруженности русской рати. Периодические набеги кочевников обескровливали Русь.

По своему военно-экономическому потенциалу она уступала каждому из своих главных противников — как Золотой Орде, так и Великому княжеству Литовскому (а помимо них и одновременно с ними приходилось иметь дело со шведами и немецко-датским орденом крестоносцев). Ответ, предложенный Москвой на этот исторический вызов и принятый Великороссией как единственно возможный, состоял в создании сверхпрочной государственной организации, способной не только выдержать сверхвысокое давление извне, но и преодолеть его. Были устранены все правовые ограничения на пути сосредоточения в руках государства материальных, трудовых и боевых ресурсов общества.

Русское общество, схожее по своей структуре с любым европейским, отличалось от него тем, что между российскими сословиями распределялись только повинности, обязанности, но не права по отношению к верховной власти. Этот строй, известный в истории под именем русского самодержавия, был призван устранить татарскую опасность, воссоединить в границах Российской державы большую часть древнерусских земель, а также решить третью жизненно важную задачу — расчистить жизненно важные для такого государства пути к берегам Балтийского и Черного морей.

Своеобразие московского государственного устройства не могло не наложить глубокого отпечатка на психический склад русского народа. Особенностью русского патриотизма стала безусловная и безграничная преданность своему государству, готовность при всяком столкновении его с внешней опасностью отдать ему столько богатств, труда и крови, сколько необходимо для ее отражения. Дело не только в том, что Московский Кремль властно, по своей воле налагал на все сословия тяжкое бремя государева тягла или государевой службы. Не менее важно и другое — то, что русский народ в основной массе своей принимал и долго нес это бремя как нечто неизбежное и необходимое. Государственный интерес здесь как бы доминировал над интересами сословными, местными, семейными и личными.»[Ф. Нестеров «Связь времён», М., 1987, C.116 - 117]

После февральского 2014 г. государственного переворота на Украине и воссоединения Крыма с Россией мир вступил в новую историческую полосу, чреватую новой мировой войной. Давление Запада на Россию стало колоссальным во всех сферах: военно-политической, экономической, финансовой, инфрмационной, идеологической, культурной. Между тем Запад сегодня это не только Западная Европа как во времена Данилевского. Сегодня это США, ЕС, Япония, Канада, Австралия. Это НАТО. Между тем по своему военно-экономическому потенциалу Россия уступает как США, так и ЕС, взятых по отдельности. Тем не менее Россия пока довольно успешно противостоит давлению, ведь исторический опыт подобного противостояния у неё накоплен огромный.
 
Современный русский учёный Олег Платонов даёт следующее определение русской цивилизации:

«Русскую цивилизацию можно рассматривать, как замкнутую духовную общность, целостное развитие духовно-нравственных и материальных форм жизни русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших национальное сознание. Эти формы жизни, которые мы именуем русской цивилизацией, прослеживаются по историческим источникам, примерно, с середины 1-го тысячелетия нашей эры. Однако мои исследования в этой области показывают, что мы можем говорить о зарождении славяно-русской цивилизации еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Если посмотреть через научный телескоп на русскую цивилизацию, то, при первом приближении, мы можем отметить, что существует ряд неких характеристик, которые не присущи другим цивилизациям. Это такие формы как православная этика, русская икона, церковное зодчество, такие понятия как нестяжательство, добротолюбие, и, наконец, такие формы организации как община и артель. В этой структуре бытия главным становится не вещь, не потребление, а стремление к совершенствованию, преображению души, а духовно-нравственные мотивы жизни занимают приоритетные позиции по отношению к материальным формам жизни.»[“Неповторимые черты русской цивилизации»]

Олег Платонов даёт следующую хронологию истории русской цивилизации:

«Весь исторический путь русской цивилизации можно разбить на четыре этапа. Первый этап — зарождение — продолжался примерно со II тысячелетия до н. э. до сер. I тысячелетия н. э. Второй этап — становление — с сер. I тысячелетия до 2-й пол. XIV в. Третий этап — расцвет — со 2-й пол. XIV до последней трети XVII в. Четвертый этап — с последней трети XVII в. до наших дней — может быть охарактеризован словом «разрушение» (упадок).»[“Неповторимые черты русской цивилизации»]

Иную хронологию истории русской цивилизации даёт другой современный русский учёный Юрий Бегунов:

«Первая цивилизация. I — Х вв. Восточнославянская, земледельческая и торговая, языческая по конфессии, общинная по форме собственности на землю, с властью старейших рода и племени, бояр и племенных князей. В начале настоящей главы мы уже описывали эту цивилизацию.

Вторая цивилизация. 988 или 990—1240 годы. Древнерусской народности Киевской Руси, земледельческая, торговая, ремесленная, христианская по конфессии, общинная и феодальная по формам собственности, с властью князей, бояр и веча. От Владимира I Святого (957—1015) до Святого Александра Невского (1220–1263), с тремя подцивилизациями:

1) Новгородской вечевой республики, IX в. — 1478 г.,

2) Владимиро-Суздальского княжества, XII–XIV вв.,

3) Галицко-Волынского княжества, XII–XIV вв.

С принятием христианства по греко-болгарскому православному обряду страна поменяла отечественный ведический философский код сознания на христианский с Ветхим и Новым заветами, святоотеческими преданиями и узаконениями вселенских и поместных соборов, и тем самым приобщилась к сокровищнице Ближневосточной и Средиземноморской культур, основанных на эллинистическом неоплатонизме. На семь веков установился замкнутый характер культуры Греко-Византийско-Русского православного мира, оказавшийся благотворным для развития русской самобытности и сохранения первоначальной высокой духовности. Равноапостольный князь Владимир и его преемники сделали все возможное, чтобы незаметно и конструктивно соединить все положительное из языческой культуры с христианской культурой. В результате возникло одно синкретическое двоеверное мировоззрение светло-светлой и святой Руси, одного этносоциума, одной этноконфессии, которое служило интересам Национальной государственности. Как известно, с рождением Сына Божьего Господа нашего Иисуса Христа прекратилась богоизбранность израильского народа. Вся благодать Божия с крещением перешла к Руси. Об этом хорошо сказал в своей проповеди «Слово о Законе и Благодати» Иларион, митрополит Киевский, около 1049 г. Тогда в XI в., на среднем Днепре возникло русское казачество («Черкассы»), защитник рубежей Руси и наша святорусская вольница. Древнекиевская цивилизация погибла из-за татаро-монгольского нашествия 1237–1241 годов. С 1242 года, года основания города Сарая-Бату и государства Большая Орда, началось почти 250-летнее татаро-монгольское иго. Освобождение пришло позже от защитников Руси потомков князя Александра Невского, московских великих князей, пользовавшихся поддержкой всего великорусского народа.

Третья цивилизация. Середина XIII в. — 1547 г. Великорусской народности Московского великого княжества, земледельческая, торговая, ремесленная, православная по конфессии, общинная и феодальная по формам собственности, с властью великих князей, потом царей, опиравшихся на боярство, потом — дворянство. От Даниила, младшего сына Александра Невского (1262–1303), до Ивана IV Васильевича, первого самодержца (1530–1584), когда закончилось собирание русских земель вокруг Москвы и началось образование Русского многонационального централизованного государства. В XV в. на Дону возникло Донское казачество, защитник рубежей и наша святорусская вольница. При Василии III была сформулирована иноком Филофеем идея «Москва — Третий Рим», вобравшая в себя идейное наследие Рима, Константинополя, Киева и Владимира. Отныне Москва превращается во всемирную столицу. Это право было отнято у нее временно Санкт-Петербургом (1712–1918).

Четвертая цивилизация. 1547–1700. Великорусской народности, потом русского народа Московского царства, земледельческая, торговая, ремесленная, с нарождающейся промышленностью, феодальная по форме собственности, православная по конфессии, с властью царей из династии Романовых (с 1613), опиравшихся на придворную аристократию — бояр и дворян, с военно-феодальной абсолютистской государственностью. От Ивана IV до Петра I (1672–1725). От сословного представительства до абсолютизма. Тогда началось крепостничество (с 1580-х годов) и полная потеря личной свободы. Тогда, в середине XVI в., на Днепре возникло Запорожское казачество («сечь»), защитник рубежей и русско-украинская наша святая вольница как антипод угнетению. Присоединение к России Казанского, Астраханского и Сибирского ханства, Восточной Сибири. Ливонская война за выход к Балтийскому морю, войны с Крымским ханством и с Речью Посполитой за воссоединение с Украиной (1654) и с Белоруссией. Крестьянские войны и городские восстания. Казачество внесло существенный вклад в строительство русской государственности и защиту свободы.

Пятая цивилизация. 1700–1917. Русского народа, со второй половины XVIII в. — русской нации, Российского царства, с 1721 года — Российской империи, земледельческая, ремесленная, торгово-промышленная, с национальной буржуазией (купечеством и промышленниками — предпринимателями) и дворянской аристократией, православная по конфессии, светская по культуре, преемственная предыдущим цивилизациям, предлагающая свои пути открытых контактов с Европой и Америкой, со всем миром. От Петра Великого до Николая II (1868–1918). С 1700 года — буржуазные реформы Петра Великого при сохранении крепостничества. Открытость цивилизации ко всем культурам и конфессиям, в том числе к масонству (с 1731), к восточным учениям, к сионизму и социализму. Присоединение к России всей Украины, Белоруссии, Польши, Прибалтики, Финляндии, Крыма, Бессарабии, Казахстана и Средней Азии, Кавказа и Закавказья, Дальнего Востока с Сахалином, Камчатки, Чукотки, Аляски (кстати сказать, проданной в 1867 году США) позволило создать обширную территорию Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до Кушки на Иранской границе. Здесь русский народ был на роли основного (коренного, по Флоренскому) народа, строящего крупную мировую цивилизацию. На окраинах возникают Кубанское, Терское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и др. казачества для защиты рубежей и как оплоты вольности. В XVIII–XIX столетиях создается мощная русская классическая культура непреходящего мирового значения. Через русских «западников» интеллигенция усваивает немецкую идеалистическую философию, английский и французский социалистический утопизм и влияет существенно на верхний слой субстрата культуры. Вместе с тем возникает направление «славянофилов», отстаивающих самобытность допетровской Руси и жизненность ее философского кода. России в XVIII–XIX вв. становится доступной сокровищница Европейской культуры, основанная на греко-римской образованности и достижениях Эпох Возрождения и Просвещения. В противовес «западничеству» возникает государственная охранительная концепция «Православие, Самодержавие и Народность» в целях сохранения основ Пятой цивилизации и ее духовного мира. Царизм становится гарантом легитимных режимов стран Европы, возрастает охранительная роль казачества. После реформы 1861 года, когда было отменено крепостничество, настало время буржуазных реформ. Западничество сказалось в появлении в России нигилизма и трех поколений революционеров, а именно дворянских, народнических и пролетарских, иначе говоря, масонов, социалистов, демократов, либералов и марксистов, приведших все вместе Великую Россию к погибели. При самодержавном правлении царей Николая I, Александра II, Александра III и Николая II Россия приходит к небывалому экономическому расцвету: занимает пятое место в мире по производству товаров на душу населения в 1913 году. Однако, самодержавие уже не может удержать страну на краю ямы, вырытой для нее «темными силами». Международное масонство способствовало возникновению войн против России: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1919). Из-за воздействия тайных сил и предательства русской интеллигенции, механизм самосознания был расшатан, что ускорило разложение общества и падение самодержавия, не желавшего встать на путь конституционной монархии. Совпадение целей масонства, сионизма и большевизма привело к свержению царизма в результате нерусской Февральской революции 1917 года, к установлению власти масонской либеральной демократии (Временное правительство), к сдаче власти Керенским большевикам и Октябрьскому перевороту Ленина — Троцкого. Аморальный характер новой власти доказывается злодейским убийством царя Николая II и его семьи 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.

Шестая цивилизация. 1917–1985. Советская тоталитарная, искусственно образованной советской «интернациональной» нации, отрицавшей преемственность по отношению к предыдущим российским цивилизациям, военно-промышленно-аграрная и торговая, технократическая, с советской бюрократией и партократией во главе, с элитой из генсеков от Ленина до Горбачева и Политбюро ЦК КПСС. Продолжение имперской политики Сталиным в интересах советской элиты: присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики, части Финляндии, части Восточной Пруссии, Закарпатья, Буковины, Сахалина и Курильских островов (1939–1945). Образование СССР (1922–1991), состоящего из 16 или 15 республик при минимуме личных свобод и свобод наций, при отсутствии гарантий прав и преступной антинациональной политике геноцида. Атеизм как государственная идеология в сочетании с марксизмом- ленинизмом сталинского, догматического типа. Непрерывные военные конфликты и войны. Великая Отечественная война и победа над фашизмом и милитаризмом Германии, Италии и Японии. Образование мировой социалистической системы, противостоящей системе мондиализма в мире, сопровождавшееся вооруженными конфликтами и войнами, «холодной войной», перемежающейся разрядками, с мирным сосуществованием двух систем и противостоянием, грозящим вырасти в Третью мировую войну. Борьба с переменным успехом с «темными силами», неровная и непоследовательная, с промасонскими переворотами . Вырождение советской экономической и политической системы социализма, загнивание толпо-элитарного государства. Роль масонства, сионизма и мондиализма в развале СССР и переходе к следующей цивилизации.

Седьмая цивилизация. С 1985 года наступает новая цивилизация Демократической России через «Перестройку» Горбачева и «Реформы» Ельцина.»[Юрий Бегунов «Тайная история масонства», М., 2007, C.15 – 19]

Это пока предельно сжатый ответ Андрею Макаревичу относительно того, существует ли русская цивилизация, от тех людей, которые уже писали на эту тему. 


Рецензии
Игорь, спасибо за проделанную работу. Вы очень грамотно обобщили имеющийся материал и создали текст, с которым очень удобно работать.
А на идеологически-повёрнутых не обращайте внимания. Их поезд давно ушел, они уже давно никому не интересны. Их просто распирает злоба на тему: почему Россия не какой-нибудь там чуркистан, и просто забирает назад своё, не спрашиваясь у обитателей умственной помойки.
Вот они и лезут на глаза в расчёте, что с ними кто-нибудь поговорит. Как там Ленин выразился насчет интеллигенции? - вот они то самое и есть.

Владимир Азаров 2   07.10.2023 07:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!Если насчёт русофоба Макаревича всё понятно, то вот по поводу русской цивилизации всё не так радужно. После Данилевского в общем-то никто не стал развивать его работу. В СССР бытовала теория общественно-экономических формаций, а не цивилизаций, а значит был запрет на уровне идеологическом. А вот после 1991 года в условиях превращения России в сырьевой придаток Запада это вообще никому не было нужно. В интересных работах Платонова и Бегунова скорее показывается процесс разрушения Западом Русской цивилизации, а не её характерные черты и особенности, её сущность. У меня была мысль замахнуться на развитие темы, но пришлось остановиться перед её громадностью. А ведь развивать тему всё равно надо...Но только кто это будет делать? После разгрома советской науки в 90-х и эмиграции серьёзных учёных науки в современной России фактически нет. Пример Гарбузова это хорошо доказывает...
C уважением

Игорь Смородин   08.10.2023 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.