Напиши мне письмо... к столетию влксм

                Долго дни проходят северной зимой,
                Мы весной, родная, встретимся с тобой!

  Наконец-то небо открылось и дало добро на полёт кукурузников Ан-2.
В аэропорту Ухты скопилось столько народу, что яблоку негде упасть. И
вот вся эта, утомлённая недельным ожиданием, масса людей разом за-
шевелилась. Крики женщин, плач проснувшихся детей и настороженное
выжидание, куда же объявят регистрацию. Потому что разом вскакивать
и бежать в сторону стоек регистрации билетов было неразумным шагом.
Освободившее, ещё не остывшее, место моментально занималось теми,
кто провёл ночь на полу, застеленном местной газетой. Те пассажиры, 
кто провёл ночь на лавках второго этажа, свешивалось с перил вниз, пы-
таясь понять, что там творится на регистрации.
  Работницы аэропорта молча стояли у стоек, готовясь к отражению ата-
ки пассажиров, изредка отвечая: " Успокойтесь, сейчас всё объявят".
   Раздавался треск микрофона и строгий голос разносился по всему аэ -
ропорту, проникая в туалеты, буфет и ресторан: " У стойки номер один
объявляется регистрация билетов на рейс номер … Ухта - ….."
  Но Ан-2 на свой борт брал только 12 человек, а к стойке регистрации ра
зом  устремлялась многочисленная толпа с билетами на более поздние
рейсы, с надеждой, что кто -то опоздает, проспит и ему посчастливиться
попасть именно на этот рейс.
   Бывало и так, что выпустив два-три рейса, аэропорт закрывали снова
ввиду метеоусловий. Командировочные устремлялись на второй этаж,
в местный ресторан. Семейные бежали в конец улицы в гастроном за
продуктами, надо кормить детей.
 В аэропорту наступала гнетущая тишина, предстоит ещё одна бессонная
ночь. Матери с грудными детьми возвращались в комнаты матери и ре-
бёнка. После недельной задержки рейсов не хватало мест и в местной,
аэропортовской, гостинице.  Потому и спали на газетах на голом полу,
и не толко в аэропорту Ухты.  Я спал на подоконнике в аэропорту Шере-
метьево в 1970 году, на лавках Сыктывкара, Перми, Казани.
 И какое это же было счастье после всех мытарств с малыми детьми ока-
заться в родном вуктыльском вагончике.  После прилёта мы бежали на
почту и подавали своим мамам телеграммы о прибытии на место.

  Хорошо, что такие ситуации мы переживали в летний, отпускной, пери-
од. Зимой выбраться из Вуктыла было значительно легче, в основном
летали командировочные и по великой нужде. Многие добирались по
зимнику, проложенному по замёрзшим болотам. 
  Вот и занимались эпистолярным жанром и писали письма родителям,
родным и знакомым.

                … Лётной нет погоды,
                Значит, нет письма (М.Тукалевский 1969г)

 А почта от Ухты до Вуктыла доставлялась только по воздуху. И если над
Тиманом и Уралом опускались облака, то письма можно было не ждать.
  Вот и писал Тукалевский Матвей своей молодой жене, оставшейся на
Большой земле, стихи о любви. И вешал на стенку вагончика фото своей
любимой, как все мужики, приехавшие разведать, почём фунт лиха в тай
ге.  И пришлись эти стихи молодым парням по душе и стали они мурлы-
кать их, чтобы быстрее запомнить. Постепенно этот стих стал гимном вук
тыльцев - первопроходцев и ветеранов таёжного города, расположен-
ного в предгорьях Урала.

 Но письма писались всегда, даже в нелётную погоду и носили их на поч-
ту, расположенную в самом первом таёжном посёлке. И бегали потом
туда по трапикам за ответами, только заслышав звук летящего Ан-2.
   А в письмах мы клялись в любви, описывая все прелести таёжной жиз-
ни и просили решиться и приехать, пообещав половинку бугульминского
вагончика. И они молодые влюблённые "декабристки" ехали, побросав   
в свои 18 лет тёплые квартиры своих родителей.

   И нет-нет да всколыхнётся память и закрыв глаза, ты оказываешься в
том далёком, комсомольском, прошлом и прокручиваешь одну из се -
рий своей жизни на Северах и бежишь с Жилпосёлка на почту, которая
находится всё ещё на Старом Вуктыле, с надеждой, что то письмо от лю-
бимой Северянки с согласием приехать на Вуктыл ещё лежит там, на поч-
те.
  Ты влезаешь в болотные сапоги, перелазишь через сплошную грязь на
улице Пионерской, выскакиваешь на трапики "Киевской аллеи ( постро-
енной студентами из Киева) и бежишь - бежишь, благо, что сегодня тра-
пики не сломал бесшабашный бульдозерист. Ты бежишь мимо старого
здания клуба "Строитель", где в 1972 году выступал будущая звезда
Валерий Леонтьев, мимо котельной "Аврора", с трудом перебираешься
через рабочую дорогу у треста "Вуктылгазстрой".
  Кто-то из знакомых окрикивает: " Петрович, что, опять на почту? Пос -
мотри на мою фамилию", а ты мимо конторы Вуктыльского газопромыс
лового управления перебираешься на трапики Пионербазы. Пересека-
ешь улицу Строительную, затем Молодёжную и у конторы УМР-14 ( уп-
равление механизированных работ) следующая преграда - рабочая до-
рога к базе СМП-331 ( строительно-монтажный поезд). Но крылья люб-
ви несут и несут и ты не замечаешь грязи.  Потом опять трапики, вплоть
до "Голубого Дуная"( водочного магазина). Сегодня этот магазин закрыт,
так как на Вуктыле "сухой закон" и спиртное продают только перед праз
дником. Перевожу дух на мосточке через ручей и несусь по трапикам
посёлка "Черёмушки"  к дороге на базу ВМК-1 ( вышко-монтажная кон-
тора).  В болотниках перебираюсь через грязь дороги и подхожу к дере-
вянному лестничному маршу, считаю ступеньки.  Слева контора буровых
работ, справа - клуб "Геолог".  Иду не спеша, думая-гадая: " А была ли
почта? А есть ли письмо? А согласна ли она приехать?"
    Сердце готово вырваться из груди и ты ни как не решишься открыть
дверь почты. Нервно куришь одну за другой сигарету.
 
  И вот так каждый раз прокручиваю мысленно это кино из тех далёких,
комсомольских, лет… Хотя уже под пятьдесят лет как знаю результат, но
всё равно каждый раз как в тот, первый, раз!.
 
 Такая история повторялась как до меня, так и после меня. И на Вуктыле,
и в Усинске, в Ноябрьске, Уренгое и на других новостройках Севера.
Когда собирал материалы для книги о строителях Вуктыла, перерыл все
сети Интернета в поисках людей, начинавших строить город.
 И пришёл к такому выводу: отправной точкой освоения северных место
рождений был наш Вуктыл, как и задумывалось в планах министерств и
ведомств Советского Союза.

  Вышкомонтажники и буровики Татарии, Башкирии и Азербайджана бы-
ли собраны сначала для бурения Вуктыльского газоконденсатного мес-
торождения, а потом, набравшись опыта работы в условиях Крайнего Се
вера, они разбредались по месторождениям Коми и Западной Сибири.

 В двадцать первом веке, веке цифровых технологий, новых видов строи-
тельных материалов, более развитой сети подъездных путей работа на
Северах не такая пугающая и тяжёлая, как в первые годы освоения газо-
вых и нефтяных месторождений Крайнего Севера. Сети Интернета скоро
охватят Северный Полюс. Письмо через электронную почту, лицо род -
ное хочешь увидеть - скайп.
  А нас на Ми-6 доставят на строительный объект и работай одиннадцать
месяцев, до отпуска. Письма - не дождёшься, не дозвонишься.
 Но всё равно ты гордишься своим Вуктылом и кричишь во весь голос:
                Тайга, болота, родная земля,
                Позовёшь, я вновь пойду за тобой.     (На фото - аэропорт г.Ухта 1972г)


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий!
Понравился мне Ваш рассказ. Написан с душой. Все-таки не все ехали тогда за деньгами! Были и те, кто "за запахом тайги". Жаль только не у всех оправдались их надежды.
И рубрика Ваша "к столетию ВЛКСМ" очень нужная.
Здоровья Вам и всего самого доброго.
С уважением

Григорий Ходаков   01.03.2018 23:47     Заявить о нарушении