Туйра

Много лет тому назад в середине февраля во Владикавказе было жутко холодно. Снега навалило столько, что снегоуборочные машины даже не пытались его убрать.

Дворники лениво очищали дорожки от подъездов.
Бродячие коты и собаки страдали от холода и прятались в сырых подвалах.
А по ночам даже было слышно, как тоскливо завывала вьюга.

И в это, самое не подходящее для туризма время, ко мне приехал в гости Димос - мой друг и брат по жизни.

Он приехал, потому что соскучился.

В этот день в одном славном осетинском селении Лескен две достойные фамилии решили связать своих младших узами брака и затеяли пышную свадьбу.

Конечно же, никто и не думал их осуждать за это.
Погоду невозможно предугадать.
А многие даже были рады, потому что с обеих сторон для гостей была выделена лучшая в мире лескенская арака, которую непрерывно подогревали и подавали с горьким перцем.

Я решил непременно приобщить друга к осетинским традициям, что называется, прямо из первоисточника.

Минут сорок мы провели в процессе приветствия знакомых и родственников, поэтому изрядно замёрзли.
Когда Димос стал мне жаловаться, что уже не чувствует от холода ног, я подвёл его к ребятам около «маленького котла».

Тут нужно пояснить, что на всех торжественных или траурных мероприятиях в Осетии соседи помогают готовить и накрывать на столы.

В Лескене мужчины, которые варят мясо для мероприятия имеют привилегию приготовить для себя в небольшом котле вкуснейшее во всей Вселенной блюдо - туйра.
Они, по древней традиции, щедро делятся им с любым подошедшим к ним человеком.

Конечно же, туйра без хорошей араки - это кощунство, поэтому, прежде чем дать отведать волшебной еды, владельцы «маленького котла» предлагают выпить не менее волшебный осетинский напиток.
Обязательно подогретый.

Когда мой друг выпил стакан почти горячей араки и закусил это дело дымящимся мясом из тарелки с туйра, после чего, закусил, помокав в туйра осетинский пирог без начинки (сойнифунх), то не удержался и пустил слезу от удовольствия.
- Это невозможно! Так не бывает, Алан! Ааааа! Амномномном! Алан, так вкусно быть не может!

Выпив с ребятами пять или семь, уже и не помню, бокальчиков мы отправились к праздничным столам и хорошенько продолжили пиршество, вернувшись домой далеко за полночь.

По прошествии нескольких месяцев я уехал по делам в Москву.
В аэропорту меня встретил Димос и сразу повёз в очень пафосное заведение общепита со странным названием.

Через какие-то пол часа наш стол был заставлен изысканнейшими яствами и благороднейшим алкоголем.

Я сказал три традиционных осетинских тоста, за которыми мы выпили бутылку вкусного вина, разлитого во Франции, когда мне было лет пять.

Потом нам принесли камчатского краба, лобстера и даже нескольких склизких морских ежей.
Мы закусили ими под ещё одну бутылку вина, но уже моего возраста.

Когда официанты принесли паштет из кролика с чёрным трюфелем, я и мой друг уже были изрядно нетрезвыми.

Неожиданно Димос положил недопитый бокал с вином на стол, вздохнул глубоко, пьяно подозвал официантов и умоляюще попросил:
- А вы можете приготовить осетинскую эту, в котле варят, как её, Алан?

- Туйра! - ответил я.

- Да! Туйру можете приготовить и эту, лепёшку осетинскую без начинки, как её, Алан?!

- Сойнифунх!

- С сойню... сойенниффунхам, а?!

Официанты побежали уточнять у поваров, но довольно быстро вернулись и с сожалением сообщили, что такие блюда приготовить не представляется возможным.

- Ээээээх, Алан, я бы сейчас всё отдал за возможность выпить горячую араку и закусить её туйра с сойнифунхом - раздосадовался мой друг, почесал клешнёй краба подбородок, чокнулся со мной и залпом осушил бокал с вином.

Димос и теперь часто приезжает в Осетию.
Когда я его спрашиваю, чтобы ему хотелось по приезду, то он, непременно, отвечает:
- Туйерра с сойеннифунхом и горячую араку!
И я с удовольствием каждый раз готовлю и туйра, и араку, потому что, - ну, а как же иначе?

#аланскиехроники


Рецензии
Незатейливое чтиво с гастрономическим оттенком..

Алина Райз   14.03.2018 06:59     Заявить о нарушении
Абсолютно точная рецензия. Благодарю. ))

Алан Мун   14.03.2018 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.