Разум должен победить!

 
 Ни одному нормальному человеку с адекватной рефлексией не может понравиться то, что сейчас происходит в многострадальном Челябинске.

Вопреки здравому смыслу и Указам Президента №№ 176 и 683, в нарушение огромного количества федеральных норм и законов, благодаря открытой поддержке областной власти и Губернатора Дубровского, которого возненавидело подавляющее большинство моих земляков, идет наглое продавливание опасного для экологии объекта.
Согласно статистическим данным территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области, в регионе под воздействием загрязняющих веществ атмосферного воздуха находится более 1 300 000 человек (40,4% населения Челябинской области), под воздействием загрязняющих веществ в питьевой воде находится более 1 700 000 человек (53,7% населения Челябинской области). Под воздействием фактора загрязнения почвы тяжелыми металлами в настоящее время проживает ориентировочно 256 000 человек.

В сложившейся критической ситуации строить гигантский по объему токсического воздействия ГОК вблизи миллионного города и его водохранилища, израсходовав и загрязнив стратегические запасы пресной воды, – безумие! Этого не стала бы делать ни одна развитая страна в мире.

Но Россия покинула список благополучных государств, в которых к здоровью населения относятся трепетно и заботливо.

В то время, когда правительство Чили накладывает запрет на разработку медных месторождений потому, что это может негативно отразиться на благополучии пингвинов, наши чиновники плюют на здоровье людей.

Ангажированные СМИ пытаются убедить общественность в безопасности ядовитой стройки и в то, что лучше не приступать немедленно к тушению эндогенных пожаров в карьере вскрышными породами самого же карьера, а ждать пару лет, когда заработает огромный Томинский ГОК и по трубам на 13 километров потекут токсичные отходы.

На состоявшихся трех общественных слушаниях опытным пиарщикам и маститым руководителям Русской медной компании не удалось представить общественности убедительных доказательств безопасности проекта Томинского ГОКа. Тесно увязываемый с ним второй проект по перекачке токсичных отходов производства в коркинский разрез вызывает больше вопросов, чем обоснованных ответов.

К голосу авторитетных ученых и независимых экспертов, выступивших против ТГОКа, недавно присоединился один из ведущих специалистов России в области комплексной прогнозной оценки природного сырья, кандидат геолого-минералогических наук Гелий Борисович Мелентьев, который подчеркнул:

«Главным фактором химической агрессивности среды в карьере, помимо известной минерализации угля, будет являться «закладочный материал», то есть обогатительная пульпа обогатительной фабрики медно-сульфидного ГОКа. Однако в ОВОСе (отчет «Геотехнологии» - А.К.) отсутствуют какие-либо данные о химическом составе как твердой, так и водной составляющих пульпы, хотя таких данных для подобных ГОКов Урала опубликовано достаточно. Пример обводнения отработанного Дегтярского рудника свидетельствует о том, что геоэкологические последствия планируемой «рекультивации» даже на рельефе будут сопоставимы в течение десятков лет с «пейзажем» Карабаша».

«Более того, неизбежно химически агрессивное воздействие планируемого заполнения Коркинского разреза на всю гидроэкосистему района, включая реки Чумляк и Каменка вплоть до реки Миасс», – предостерегает ученый.

Регион стремительно деградирует. Область уверенно обосновалась на последнем месте в экологических рейтингах. Зато, по признанию федерального Министра С. Донского, мы первые по объему выбросов в стране.

Чиновникам можно сколько угодно говорить о титанической работе по улучшению экологических показателей, о налаживании диалога с общественностью. Однако им не верят не только жители, но и столичные наблюдатели, справедливо говорящие об ужасном воздухе Челябинска и невозможности тут жить. Я имею в виду, в частности, уважаемого Ивана Ивановича Засурского.

Этот известный российский журналист и продюсер, специалист по истории средств массовой информации России; кандидат филологических наук, является Председателем комиссии по общественному контролю Совета по правам человека при Президенте РФ. Ему нет смысла драматизировать ситуацию. Просто он честно и открыто характеризует обстановку – так, как есть.

И это находит отражение в документах СПЧ при Президенте РФ. В рекомендациях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го выездного (104-го) заседания в Челябинской области 26-28 июня 2017 года сказано:

«Минприроды России:
1. Провести независимое научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОК на Шершневское водохранилище и разместить его результаты в открытом доступе.
2. Провести исследования и углубленный анализ потенциального взаимодействия хвостов Томинского ГОК с веществами, содержащимися в горных породах Коркинского разреза, в т.ч. возможного выделения вредных веществ, и разместить результаты в открытом доступе.
3. Провести исследования воздействия на окружающую среду вредных веществ (в т.ч. тяжелых металлов и соединений серы) в результате переработки руды, которую собираются осуществлять на Томинском ГОК, и разместить результаты в открытом доступе».
Конец цитаты

Я имел дело с мышьяковисто-содержащими растворами на производстве, где мы предпринимали конкретные профилактические меры против отравления газами, и не забыл курс химии. Поэтому для меня содержание п.2 имеет особое значение. Про вредные вещества «хвостов» в отчете «Геотехнологии» нет ни слова. В руде мышьяк был, его в год должно переходить в «хвосты» около 800 тонн, но в «хвостах» по отчету геотехнологов ни мышьяка, ни свинца, ни ртути, ни других опасных компонентов уже нет. Куда девался мышьяк? Испарился? Перешел нацело в концентрат, что невозможно? Как ведёт себя токсичнейшая ртуть? Неизвестно.

Теоретически при перекачке мышьяк-содержащих хвостов в Коркино будет невидимый, но настоящий ад.

Всем специалистам известно: мышьяк получают восстановлением трехокиси мышьяка As2 03 углеродом и окисью углерода.

Трехокиси и сульфида мышьяка в руде тонны. Углерода (угля) в карьере - сотни тонн.

В кислой среде – она будет таковой благодаря интенсивному гидролизу сульфидов – возможно выделение ядовитого мышьяковистого водорода, который даже в мизерных концентрациях является сильнейшим ядом среди ядов неорганических, а среди соединений мышьяка наиболее токсичен. Он настолько ядовит, что даже сильнее некоторых органических ядов. По мощности сравним только со станнаном и стибином. ПДК арсина 0,0003 мг/л. Оказывает кроверазрушающее действие. При длительном и частом воздействии на организм может вызвать злокачественные новообразования.
Если Вы мне не верите, прочтите

https://ru.wikipedia.org/wiki/Арсин
Кроме того, известно, что вполне возможен и гидролиз арсенидов металлов по схеме:

MeS + H2O = AsH3 ; + Me OH

Где Me – металл.

Апологеты ядовитой помойки возразят, что концентрации мизерные. Умножьте на количество отходов, еще раз посмотрите на ПДК - арсина 0,0003 мг/л, сделайте вывод.

Конечно, нанятым пиарщикам и заезжим клоунам-шоуменам, готовым за деньги окунуться в пульпу, это говорить бесполезно.

Пишу и надеюсь, что меня услышат независимые ученые и те, кому небезразлична судьба уральского региона. Разум должен таки победить.

Не хочется думать, что цену непоправимой ошибки мы осознаем спустя десятилетия, когда вместо одной гигантской ямы будем иметь еще две такие же с гигантскими оползнями и пожарами. Пласты угля могут проходить и в направлении Томино, а сульфиды, которые никуда из хвостов не ушли, являются не «закладочным материалом», а средой, поддерживающей горение. Они пирофорны, наберите в Гугле.

Безумие олигархической структуры, которая ради прибыли готова отравить наш край, надо остановить. Иначе регион станет огромным большим карабашом. Олигарх выкопает руду и получит выгоду, нанятые им пиарщики и подкупленные чиновники – деньги. Жителям останется изуродованная земля и отравленная вода.

25.02.2018
   


Рецензии