Всё повторяется

Во внешности Юры обращали внимание глаза.  Серо-голубые, с густыми ресницами. Взгляд у него был внимательным,  дружественным.
Невысокого роста, он отличался статностью, двигался легко и ловко.
Все тяготы жизни семьи он всегда брал на себя.   И был непритязательным. Единственное, чего он ждал не только в своей семье, но и вообще - это признания его достоинств. Любил, когда его хвалили. Особенно добивался и ждал этого от жены, которую очень любил и (юной девчонкой и потом, чрезмерно растолстевшей с годами)
А она и не осознавала, что могло быть по-другому. Как должное воспринимала его деликатность, уступчивость, мягкость. Была эгоистичной, мнение своё считала неоспоримым, единственно верным.
Именно благодаря  Юриному характеру они жили дружно.
А жена всю себя отдавала детям – сыну и дочери.
Но вот они выросли и разлетелись кто куда.
Юра работал до семидесяти лет. В последние годы уже только учил молодых, передавал опыт и умение. Сохранял и в своём возрасте сноровку и ловкость. Хотя силы уже терял.
И однажды случился инфаркт. Жена услышала утром стон, очень удивилась, потому что Юра был терпеливым к боли. Когда подошла, он поднял глаза, в которых была такая мука! Казалось, он ничего не видит. Взгляд устремился как бы в себя.
Инфаркт оказался обширным. Юра совсем  ослаб, изменилась походка, стал семенить.
По-прежнему они с женой везде ходили вместе. Но если прежде он всегда поторапливал её, то теперь уже она его поддерживала, а иногда отрывалась вперёд.
Однажды они поехали на рынок за продуктами. Юра, как всегда, вышел из автобуса, подал жене руку.  И она двинулась через дорогу, не оглядываясь, считая, что он идёт следом. Пересекала проезжую часть всегда паникуя, боялась транспорта.
Так и в этот раз. Уже на другой стороне повернулась, чтобы взять Юру под руку и увидела, как его, упавшего на дороге, поднял какой-то мужчина и ведёт к ней.
Лицо у Юры было ободрано, в ранах чернела грязь. Жена, полная раскаяния, поскорее повела его в ближайшую аптеку, где ему обработали лицо. Ей было и стыдно, и бесконечно жаль его. Думала:
 - Боже мой, какая я невнимательная, помчалась, не оглядываясь. А он такой слабый!
И ещё долго грызла её совесть и запоздалое раскаяние. Особенно потом, после внезапной Юриной смерти. Вот тогда она почувствовала, кто в её жизни был Юра.
Он был её надёжной опорой, стеной, которая отгораживала от житейских трудностей.
И когда эта стена рухнула, жена почувствовала пустоту и одиночество. И ещё почувствовала, что стала старухой (Юра был на десять лет старше и она казалась себе молодой).
Как сожалела она о том, что могла бы сделать этого такого  доброго человека намного счастливее, если бы уделяла ему больше любви и заботы.
После смерти мужа она начала болеть. Особенно заболели суставы. Дочь и зять заботились о ней, не было недостатка в деньгах. Только для общения не хватало времени.
Шло время, однообразное и пустое. Жила одна в квартире, где столько лет было шумно (дети, потом внуки). Она даже стала путать дни недели, один день походил на другой.
 Дочь предлагала ей посещать одну из социальных групп по интересам. Она посетила  несколько раз и перестала, было скучно. Оставались книги, целый мир, но она чувствовала, что память – как решето. Читанное не западало надолго, просеивалось. А ведь раньше запоминались наизусть целые страницы, да и до сих пор помнились.
Однажды дочь решила взять её в отпуск с собой в Париж, чтобы внести в жизнь матери новые впечатления, развеять её тоску.
Таня, полная сил и энергии, хотела побывать везде. Мать старалась не тормозить, поспевать за ней. Насыщенная программа – музеи, поездки в разные места, даже в бельгийский город Брюгге. Она очень уставала, но радовалась тому, что видела.
Ночами не могла уснуть от боли в коленях, старалась не производить шума, (в старости появился храп), чтобы Таня могла выспаться.
А на следующий день опять походы и опять выбивалась из сил.
Как-то они возвращались в отель. Нужно было пересечь улицу с булыжной мостовой. Таня двигалась впереди, останавливаясь по временам, чтобы мать её догнала. Так и в этот раз она остановилась, перейдя улицу. И увидела мать, лежащую лицом вниз посреди улицы. Таня бросилась к ней, но её уже подняли прохожие. Лицо и колени у неё были ободраны.
- Ничего, ничего, - поспешила она успокоить Таню. И добавила:
- Всё возвращается людям, всё повторяется.
А Тане было невдомёк, почему она так сказала.   
 


Рецензии
Галина Маркова

Когда уйду

Когда уйду, кто вспомнит обо мне?
Друзья, родные, кто еще, не знаю…
Как жалко, что так мало на земле,
Я о себе на память оставляю.

Все было до меня: цвела сирень,
Сияло солнце, звонко пели птицы,
Все будет снова – ночь заменит день,
Но мне уже назад не возвратиться…

А, может быть , я все-таки вернусь
Дождем весенним, радугой над полем,
И к вам слегка стихами прикоснусь,
Чтобы помочь и излечить от боли.

И, если кто-то, прочитав мой стих,
Вдруг вспомнит обо мне, вздохнув украдкой,
Тогда я снова буду жить в моих
Простых стихах, записанных в тетрадку.

Rochlia   28.04.2018 08:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.