В то время. я ещё никого не любила...

 Наступила  зима со снежными  заносами      и   сильными   холодами.     Пришлось одеваться теплее.    Но   это  мало нас    выручало.
 Зимние  сапоги  уже   не   спасали  ,  и   тогда ,   несмотря  на нашу молодость,   мы доставали  привезенные  из   дома валенки    ,   вышивали    по
 их  краю     из   цветных  ниток   рисунки  и   весело   щеголяли в них.
 Приближалась   защита  курсовой   работы      по   технической   механике.   Темой    послужило   сцепление    двух   колёс,     несколько   напоминавших   часовой    механизм.    Я ,   с    удовольствием   начала ею   заниматься.    Мне   это было    интересно.   Применив   соответствующие   формулы, я  рассчитала - что и   как   и   под   какими       углами     я    должна    была    начертить.

Наконец   расчеты      были   окончены.     И    уже    используя   их,    я    должна   была    на    ватмане    начертить   эти   два     колеса    с     зубцами    в    непосредственном    их    зацеплении.
 Сделала      работу    быстро.      Легко    защитилась.     После   чего   долго   ещё    недоумевала-   где   же    мне    в   жизни   это    может    пригодиться.    Поразмыслив,    решила, что   эта   работа  была  нам  дана     только  лишь   для    тренировки ума.   и  перестала  о ней  думать.
Однако.  это были только цветочки.     Ягодки  были ещё   впереди.    Предстояло   написание самой   дипломной   работы.,    а   затем  и   её    защиты.
 Получив   направления   в   районы,   которые  мы   должны   были   обследовать,   на   следующий   же   день,     выехали   на  места   назначения.
 Необходимо  было    собрать   информацию    для   дипломной   работы.

 Декабрь   по-прежнему   нас   не   баловал.      Я   взяла   оставшиеся   деньги,   надела самые   тёплые   вещи   и   выехала  на междугороднем   автобусе      в     посёлок   городского  типа,    где   всегда   снимала  квартиру   у бабушки.
 На  этот раз   я приехала к ней   одна   и      сразу   же    утром       выехала   в    соседний      посёлок,    где и   находился     подлежащий     моему   исследованию      завод..    Приехав   туда.  я   сразу   же    направилась   в   сельсовет,    чтобы   получить   достоверные   сведения     о   количестве    проживающих        в    нём      людей,   а    за одним  и   косвенно          удостовериться в   их    покупательской   способности.    Быстро набросав   сведения,   я    помчалась   на   завод.   - время  летело   неумолимо-   приближался и вечер.   Ведь  это была   зима.

 Местные сказали мне,  Что автобусов в мою   сторону   уже  не   будет   сегодня    и    отправили   меня     с   их    молодой    работницей     к  ней    домой.     Её   ждали муж   и   мама.     Само   жилище   оставляло    желать   лучшего-оно  было   маленьким и   неухоженным.
 Меня   покормили      супчиком   и    чаем     и    на    этом я   поспешила   лечь        спать,   сказав  им   большое   спасибо.   Я    легла    на    указанную    мне    кровать.   Через   стол,   в    этой   же    комнате   легли и муж   с   женой.      Они     ещё   о   чём-то   шептались  и   ,  наконец,    я   заснула.

 А     утром, я    отдала   за    постой  бабушке       последние    три    рубля   и     ушла    на      вокзал,    поблагодарив   их    от    души.
 Подошла   к   автобусной   кассе и   там   уже    узнала.   что мне   на   билет    не   хватает   семнадцати    копеек.    Огорченная  ,    я     ушла    на    трассу,  в    надежде,   что   меня   кто-нибудь    подвезёт.    Простояла я  там  более часа,   но так и не уехала.    И    уже   потеряв   всякую   надежду,   я     вернулась   к    кассе   опять.   Попросила  кассиршу  посадить меня   на автобус   за  имеющиеся   у   меня   деньги,  без   билета.   Она внимательно   посмотрела на  меня,   вздохнула и    сказала-
 --   Высыпай   свою   мелочь.   Я   высыпала,   она  просчитала  её     и   сказала      махнув   рукой--
 --   А   ,  ладно,   дам я тебе  билет,,  беги на автобус. он уже стоит.     Может  быть и   мою   дочь   вот также   кто-нибудь   пожалеет.--
 Моей   благодарности  не   было   предела.    Я   сказала   ей   много  раз   спасибо      и     пошла   в   автобус

 Доехали    быстро.    От    холода    бегом   добежала    до   бабушкиного дома.   Ключ   всегда   лежал   под    половиком  у входной   двери.    К моему великому счастью,           печь   была    натоплена,    а    горячий    чайник    стоял  , как всегда .  на плите.     Я   до   слёз   была   тронута   её   заботой.     Вот   она   русская      добрая   душа!    Съев   оставшиеся   булочки,     я    легла,   прижавшись   к   печке    и   сразу   же    заснула.

 А   утром,,    попрощавшись с  бабушкой., поцеловала её, сказала ей много  искренних   добрых  слов  и взяв свою   небольшую  сумочку    ,  ушла   ловить   попутку   на  трассе.  Мне  надо   было  доехать  ещё   до Омска.
 Я    пыталась   останавливать   машины,    но   проезжавшие   были  либо  до отказа   забиты  людьми,  либо       мотались   по    посёлку    по   своим   делам.   Постепенно   мороз    проник,   казалось,,  в          каждую    клеточку   моего  организма.    Рейсовые автобусы   проходили,  но я не посмела   попроситься даже,   ведь   денег   у    меня   не   было.   У  бабушки я   постеснялась  занять  денег,  ибо  точно   знала.   что     мы  с  ней   уже   никогда   не встретимся и отдать их я не смогу.

 Неожиданно для меня,     совсем   рядом   остановился   маленький     автомобиль   для   инвалидов.    Водитель   поинтересовался-куда я еду.      и     предложил   мне   ехать с ним.   С     сомнениями,    поразмыслив,   я    села   в    его    машину.       Впрочем ,     назвать  автомобилем          то   на чём   мы   передвигались,      было    трудно.
 Я    благодарила   бога,      что    у   него     была   хотя   бы    крыша,   что   несколько      защищало    нас    от    мороза.   Отъехав   несколько   километров,    водитель   остановил   машину  и   вышел ,  а    постояв   немного   вернулся     и стал   неуклюже      затаскивать в  неё    ноги.     И    тогда   я   поняла,   что  у   него   были   протезы.   Мне искренне , до  слёз,   стало   жаль   этого   молодого   мужчину.

 В голову пришли и другие мысли, а что если случится так, что он по   какой-то причине не сможет  вести  машину.    Она   ,   как я  уже  успела   заметить,   была    полностью   на   ручном      управлении.      И     тогда   .    я     незаметно.     стала    изучать,   что   он   делает,   чтобы   завести   автомобиль, либо   его   остановить.  Я   так   внимательно   это   делала,   что  к   концу  нашего   пути    была   совершенно   уверена,   что   справлюсь   сама.
 Подъехали   к   речному  мосту.    Машину   он   остановил   поближе   к   городскому   транспорту.   Я    вышла ,     сказав   ему   огромное   спасибо    и  пожелав ему   только  самого  хорошего в жизни.   Денег не   предложила,  о   чём   очень   досадовала. ,   но   их   у меня не  было.    Я    честно   ему   в   этом   призналась,   на что он   только  улыбнулся и    пожелал мне   всего   хорошего в жизни.

 Стоя уже   на   троллейбусной   остановке.,  поразмыслив,   решила,    что     буду      заходить     в     салон только   на    заднюю  площадку.   И   если   уж    меня    выгонят  из   троллейбуса   за   неуплату,   то не  так     это   будет   стыдно. Подошла   кондуктор,    но  я   сразу   же  ей    призналась.   что у меня  нет   ни   копейки,   чтобы   взять  билет и   собиралась  было   уже   выйти,   но    она   только   махнула   рукой- Поезжай,   сегодня   не   каждый   хозяин   выгонит   собаку  из  дому,  а  я   что   не   человек.?  Доедешь до   своей остановки   и   выходи тогда.   Со   слезами   на   глазах,  я   сказала    ей   огромное   спасибо  несколько раз,    пожелав ей   здоровья и    хорошего     дня.

 Так    я    и   доехала   до   своего    общежития.     На    столе   у    дежурной,   к   своему   великому   счастью    обнаружила сиротливо  лежащий   денежный    перевод   от    родителей.   Счастью    моему   не   было    предела
 А    на     следующий   день , я    уже    приступила   к    написанию   моей    дипломной    работы.   Мне всё   было   понятно.     Чертила   я     стоя   на   коленках.,     установив    чертёжную   доску  на своей  кровати.
 Дело спорилось.      А    закончив    чертить,      начала    написание   самой      дипломной    работы.      Плохо   питались,   недосыпали,   но    выбора   не   было.    Защиту   дипломов   объявили   на 23    февраля.   Я   была   пятой    по   списку     на   защиту.    Зайдя в зал, я решительно прикрепила свои чертежи  на доску   и   сразу   же   начала   рассказывать  о   сути   моей   дипломной   работы.   Вопросов   задавали мало.
     Но   тут    произошло   непредвиденное-    сам    председатель комиссии       задал   мне    каверзный    вопрос,    упорствуя   при   этом.   чтобы   я   доказала   обратное  .Я   твёрдо стояла   на своём.   Он   же  .   охваченный    спором    с   какой-то   девчонкой,   решил,   видимо,   указать   мне   моё    место.    Наконец он   замолчал  и   разрешил   мне   покинуть зал.

 Я   машинально   сняла   чертежи  и вышла.   Девчата   набросились  на   меня  с   вопросами ,     на     которые  я  не знала     что    им    ответить.    Я только   сообщила   им, что поспорила с   самим   председателем    комиссии.
 Меня  охватило  полное   безразличие  к своей  судьбе и ко всему    прочему.   Какое-то  незнакомое мне ранее опустошение   заполнило меня   полностью .   Я  ничего   не   чувствовала, кроме  усталости.

С  трудом   дождалась   листочка       , где   напротив   каждой    фамилии      были   проставлены        оценки    наших   защит   дипломов.       Напротив    моей    фамилии стояла   красивая   цифра    -    пять.     Боясь, что       я    ошиблась.   попросила  свою  подругу проверить-так ли это. Но она подтвердила.       Я    защитилась   на   отлично.

 Ну   вот и  конец   мучениям.    Я       уже    не   любила   свою   будущую     специальность.,   но   решила,   что подумаю   об   этом   позже.     На   следующий   день   нам всем      выдали    деньги-подъёмные    по    пятьдесят   рублей.   , а   также   направления. кому     и    куда   ехать отрабатывать   на производстве.
 Завершение учёбы   отгуляли в ресторане ,   а    на    следующий    день   стали     собирать    вещи    и    уезжать   кто   куда    в   свой    первый   отпуск.
 Меня   вызвался   проводить   на    вокзал  мой     друг.      Мы   стояли в   тамбуре   вагона.   Он   что-то говорил     о   нашем   совместном   будущем,   на что   я.   не   оставляя ему   никакой   надежды,     сказала ему     ,    чтобы   он   не  питал   никаких    иллюзий  на   этот счёт.   И   добавила. что точно знаю, что вместе нам  никогда   не  быть,    потому   что я   его   никогда   не  любила.    Мы    слишком   разные   люди.   Мне   было   с   ним   только   весело.     Но   детство   закончилось.    Наступает   взрослая   жизнь,   где   все   мы   будем      уже   сами   отвечать   за свои      поступки.
Поезд   тронулся.     Я    смотрела как   он   пытается   его  догнать     и   бежать   рядом с ним.    И    уже   отстав   от   него,   он   помахал   мне   рукой.    Это моя   юность      навсегда   уходила         от    меня.         В   то    время я    ещё    никого   не   любила...


Рецензии
Здравствуйте Татьяна! Замечательный и волнующий рассказ, читала с удовольствием. И вспомнила про свою дипломную работу по механике, чертежи и защиту на пять. Творческого настроения и счастья в жизни! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   03.09.2020 23:26     Заявить о нарушении