Главная опасность стресса

О вреде воздействия стресса на организм нам прекрасно известно, однако я хотел бы рассказать о самом его опасном воздействии на человека. Вернее, описать тот вариант развития событий, когда стресс воздействие на человека максимально негативно.
Самое тяжелое испытание для человека чаще всего не то, которое в один миг «вываливает» на его психику ужасную, но одноразовую нагрузку. Да, когда случается, что-то феноменально не приятное, ничего хорошего в этом нет, но так как воздействие краткосрочное, то и шансов противостоять ему больше.
Удар – расстройство – приход в себя.
А представьте, когда стресс (тревога, сомнения, волнение) воздействует на Вас постепенно – минута за минутой и так часами и днями. А что если такое воздействие растягивается на годы. И его самое большое коварство в том, что не происходит увеличение нагрузки – негатив постоянен и неизменен.
Может показаться, что это не так и плохо – человек мол, должен приспособиться, подстроится и сумеет жить дальше.  Но это не атк.
Подобное постоянно воздействие стресса на человека я хотел бы сравнить со одной из самых жестоких пыток – пытка каплей воды.
Первое упоминании о таком способе пытки мы можеи свтерить с Вами в древнем Китае. Осуществляли ее так:
Человека помещали в яму таким образом, чтобы он не мог пошевелить даже кончиком пальца. Из земли торчала только голова, которую выбривали на лысо. Над головой закрепляли кувшинчик с водой из узкого горлышка которого вода вытекала лишь по капле и с одинаковой периодичностью.  Располагался этот кувшин на высоте от 1 метра до 1,5. Объема воды в нем хватало на день.
Человека закопав в такую яму оставляли наедине с капающей водой на день. Не смотря на кажущуюся простоту и уверенность читающего эти строки в том, что ничего страшного в этой пытке нет на самом деле все было весьма ужасно.
Очень часто хватало одного дня такой пытки, чтобы даже абсолютно здоровый человек от регулярного падения капель на голову сходил с ума.
Капля за каплей, в одно и тоже место падала вода. Сперва человек больше страдал от обездвиженности – у него затекало тело, немели руки, но вот (спустя пару часов) он начинал замечать, что каждое падение капли начинает отзываться в голове болью, пронзающей мозг словно тысячью раскаленных игл. Постепенно едва слышный звук от падения капли становится вполне себе различимыми, а через несколько часов превращается в удары молота о наковальню. Бум-бум-бум и все громче и все больнее. Теперь капли становятся горячими словно свинец и попадая на выбритую кожу словно прожигают голову на сквозь.
Любой, сколь бы не был крепок и устойчив, за день такой пытки согласится приняться в чем угодно, только бы она прекратилась. Но часто бывало, что получив нужную информацию палач улыбнувшись жертве просто доливал воду в кувшин и уходил.
Была известна эта пытка и в Европе. Единственное отличие от китайского варианта в том, что человека не закапывали, а с помощью ремней и кандалов закрепляли в тяжелом кресле фиксируя голову. Иногда, с целью скорейшего получения информации, воду могли заменять на кипяток – к постепенной боли от монотонного ударения капли в одно и тоже место добавлялись ужасные ощущения от ожогов, длящихся долгие часы.
Хорошо описал подобную пытку Николай Васильевич Гоголь в своем произведении 1834 года - «Записки сумасшедшего»:
Сегодня выбрили мне голову, несмотря на то что я кричал изо всей силы о нежелании быть монахом. Но я уже не могу и вспомнить, что было со мною тогда, когда начали мне на голову капать холодною водою. Такого ада я еще никогда не чувствовал. Я готов был впасть в бешенство, так что едва могли меня удержать. Я не понимаю вовсе значения этого странного обычая. Обычай глупый, бессмысленный! ...
Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они льют мне на голову холодную воду! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня!
Вот и Вы представьте себе, что неразрешенные проблемы, трудности, отодвинутые на задний план до более подходящего времени выполняют роль такой вот пытки.
Вы встаете утром и на задворках сознания начинает крутится тревога о том, что кредит не выплачен, что необходимо садиться за отчет.
Вы волнуетесь сумеете ли при очередной встрече произвести впечатление на любимого человека.
 Потерян покой от постоянного опасения потерять работу.
Лишний вес лишил спокойствия – чувствуете, как день за днем здоровье уходит, а вместо него проникают дополнительные граммы (а затем и килограммы) жира.
Ощущаете неловкость от того, что не сумели на выходных встретится с детьми, а на традиционную встречу выпускников в этом году не сумете попасть.
Поводов для стресса у нас вполне достаточно. И если оставлять их неразрешенными, то каждая минута в таком состоянии и есть та сама я капля на выбритый череп.
Задумайтесь над этим. Не стоит оставлять и накапливать проблемы и трудности. Научитесь решать их сразу, а если это не всегда возможно, то приучите себя не прятать их, а так отлаживать в сторону, чтобы они не становились для Вас пыткой.


Рецензии