Неортодоксальный православный. Глава 41-43

Неортодоксальный православный

Повесть Посвящается Александру Меню

Глава 41           Тайна  Троицы  Андрея Рублева.

 Я  хочу обратить  внимание на гениальный шедевр и нашу национальную святыню - икону  « Троица» Андрея Рублева. Оригинал выставлен и бережно хранится в Третьяковской галерее.
  После смерти преподобного Сергия Радонежского его преданный и любимый ученик - игумен Никон заказал инокам-иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу  Черному роспись иконостаса недавно построенного белокаменного Троицкого собора. Он поручил также написать главную храмовую икону пресвятой Троицы.
   В основу сюжета иконы легла ветхозаветная сцена из книги Бытия - Явление  Аврааму Господа в виде трех странников. В жаркий день Авраам отдыхал в своем шатре у Мамврийского дуба и увидел трёх путников. Гостеприимный Авраам пригласил их в свой шатер отдохнуть и разделить с ним трапезу. Странники приняли его приглашение. После трапезы и отдыха путники направились к Содому, Авраам проводил их. В следующей главе книги Бытия путники названы ангелами.
 Согласно православному догмату, это было явление Аврааму Бога в трех лицах Божественных ангелов, которое свидетельствует о тайне триединства Бога в трех ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. Где же на иконе Отец? Где Сын? А где Святой Дух? Как ты думаешь? И что предполагаешь?
-  Сразу и не скажешь. Обычно на иконах  подписывают и видно: кто есть кто. Но здесь этого нет.  Если Бог – Отец Всевышний, то он должен быть в центре главным и быть выше всех на иконе. Но почему-то  поклон и уважение ангелов идет в сторону левого ангела. Возможно, что левый ангел от зрителя – это Бог Отец.   Правый ангел и сидит ниже всех и ниже всех кланяется левому ангелу. Наверное, он не может  быть Отцом. Так всё-таки, кто есть кто на иконе? 
- Нет ничего удивительного, что до сих пор идут споры среди священников и искусствоведов. Нет единого мнения.  Я прочел множество работ специалистов-исследователей, посвященных Троице. Здесь перечислены специалисты, которым принадлежат исследования иконы Троица:
1-я версия: слева от зрителя – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух.
Этой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев,  В. Зандер, Д.В. Айналов, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов
2-я версия: слева от зрителя – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух.
 Этой версии придерживались: Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова.
Вторая группа исследователей основывается на том, что на списках иконы часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные греческие буквы “o”,  “w” , “y” т.е. сущий. Кроме, того, на его хитоне есть полоса, которая обычно украшает одежду Христа.
Некоторые исследователи первой группы ссылаются на зырянскую  икону «Троица», которая связана с именем Стефана Пермского, просветителя зырян  и ученика Сергия Радонежского, который основал три обители в устьях уральских рек Выми, Вычегды и Сысоли в 70-х годах 14-го века. Икона зырянская «Троица» находится в собрании Вологодского краеведческого музея.  По преданию икона была принесена зырянам - народу в Предуралье Стефаном Пермским -  современником Андрея Рублева. Нимбы всех трех ангелов на иконе имеют перекрестия с обычными греческими буквами - “o”,  “w” , “y” т.е. сущий . На зырянском языке сохранились надписи: у левого ангела (от зрителя) – Сын, у центрального «Отец», у правого ( от зрителя) – « и Дух». Здесь все предельно ясно и не может быть никаких сомнений. Стефан Пермский подписал ангелов. Он хотел, чтобы смысл Троицы был прост и понятен для зырян.  Расположение ангелов на зырянской «Троице» стало для исследователей весомым аргументом для ответа на вопрос: «Кто есть кто» на  иконе «Троица» Андрея Рублева.
  Каждый раз когда я бываю  в Москве, я иду в Третьяковскую галерею. Я много времени там проводил в молитве и размышлениях  в зале перед иконами Андрея Рублева, а также после того как я возвращался домой. Я думал, искал и находил литературу, читал и анализировал работы исследователей об иконе Троица.  Я  вновь долго молился у иконы  Андрея Рублева, общался с посетителями Третьяковки и размышлял. Мои многолетние размышления я окончательно сформулировал в этом году, поэтому я позволю себе высказать свое мнение.
  На чем оно основано? На духовной сути православия. Главная аксиома, которой я руководствуюсь: Андрей Рублев написал икону «Троица» в  полном соответствие   Символы веры и православным догматам.
 Каждая черта и каждая деталь иконы является авторским шифром и глубоко продуманным символом. Это было принято мной априори, ибо Символ веры и догматы - фундамент православия. А иначе  и быть не может!
  Я часто спрашивал людей: « Кто есть кто на иконе?» Но многим это не нужно. Я считаю, что  с пониманием духовного  смысла образа  и замысла творца,  икона принесет еще большую пользу.
Я сторонник версии: Слева от зрителя – Бог Сын, в центре – Бог Отец и справа – Бог Святой Дух.
Повторение – мать учения. Еще раз повторим главные  незыблемые постулаты христианства, на которых  основывался  Андрей Рублев при создании иконы "Троица".
  Главная идея иконы: символически изобразить Бога и Божественный мир –  единую и нераздельную Триаду, выразить Божественные качества.
«Да будет все едино… Да любовь, которую ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них…» - икона говорит нам слова молитвы Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна.
 Андрей Рублев  зашифровал икону в многочисленных  символах.   Икона еще полна нераскрытых символов и хранит тайну её создателя.
 Первоначальное предположение как всегда верно:  главное и центральное место на иконе  занимает первое лицо Троицы - Бог Отец.
Интересно  отметить, что первая мысль часто является верной на интуитивном уровне, а потом включается сознание и возникают сомнения.
Что мы  знаем о Боге Отце? Почему Богу Отцу не посвящают церквей и храмов?
Мало, очень мало мы знаем о Боге Отце. Почти ничего. За две тысячи лет сколько было святых, пророков и христианских подвижников! И никто из святых и духовных учителей ничего не добавил к тому, что известно о Боге Отце.
 Итак: Бог Отец - Вседержитель, Творец неба и земли,  всего видимого и невидимого. Бог Отец – всевышний, вечный,  всемогущий, всеблагий, всевидящий, всеведающий, всеправедный, вездесущий, неизменяемый, всеблаженный. Слово Его – слово Истины во веки веков. Бог Отец –  всеобъемлющий, любящий праведников, милосердный к грешникам, справедливо судящий и наказывающий.
 Всевышнего  изображают на старых иконах и фресках как седовласого и строгого старца. Другое изображение Бога - Всевидящее око вписанное в равнобедренный треугольник, от которого исходят лучи света.
 На иконе  Бог Отец-Ангел. Он изображен выше всех остальных ангелов.
 Жертвенная чаша является идейным центром  композиции иконы, притягивающим внимание зрителя. Стол с жертвенной чашей изображен в виде чаши и символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
 « Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих». 
Отсюда следует, что Троица изображает два плана бытия – небо и землю. Подножие ног ангелов символизирует  землю.
 Три кротких ангела взирают друг на друга с братской любовью и смирением. Центральный ангел взирает на левого ангела. Левый ангел смотрит на правого, а правый на левого. На центрального ангела никто не смотрит. Почему так?  Согласно покаянного канона, человеку невозможно видеть Бога, на Негоже не смеют чины  ангельские взирать.
За Отцом изображен зеленый дуб. Дуб символизирует древо Вечной Жизни. Изображение дуба также символично и не может быть случайным.
Рублев просто и гениально изобразил в иконе, основной догмат православия: Бог един по существу и троичен в Лицах или Ипостасях. Бог – Триединый, Триипостасный – Троица Единосущная и Нераздельная.
Лица ангелов по сути одинаковы, идентичны; Троицу объединяет жертва - чаша в центре иконы.
Бог Отец – Сущий на небе, первый и главный в Божественной Иерархии. От Отца рожден Сын, от Отца исходит Святой Дух.
 Отца  слушался Сын Божий Иисус Христос. Он  исполнил  замысел Отца, совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить, принес людям Новый Завет.
Иисус ставил Бога Отца выше Себя. «…Спросил Его некто: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ». ( Лк 18-18 )
На иконе «Троица» Отец непосредственно благословляет двумя перстами правой руки  жертвенную чашу с головой тельца, Сын благословляет чашу также двумя перстами правой рукой в некотором отдалении от неё. Святой Дух протягивает правую руку, чтобы взять чашу. Жертвенное служение Триединого Бога людям происходит на Царствии Божьем на Небесах. Жертвенная чаша - это духовный центр,  фокус и смысл действия.
 Ангелы почтительно склонились перед левым от зрителя Ангелом – Богом Сыном.  Опять обратимся к первоисточнику - к Библии: В 109-ом псалме царя Давида сказано: « Говорит Господь  Господу моему: Сядь одесную Меня, до тех пор пока положу врагов твоих подножие ног Твоих».  Сын Иисус Христос сел одесную или по правую руку Отца. На иконе это место предназначено для Сына.  После распятия и воскресения, когда Сын принес себя в жертву, исполнил замысел Отца, совершил Его дело, дал людям Новый Божественный Завет Любви. Он добровольно пострадал и принес Себя в жертву во имя спасения человечества.
 Отец и  Дух Святой склонили свои головы перед Спасителем  как знак Любви и Почтения к Жертве Сына, к Жертве поистине планетарного и космического  масштаба.
  На иконе зашифрованы все особенности одежды ангелов: цвет одежды, формы  складки одежды, спадающие вниз к земле. Все детали одежды глубоко символичны. Одежда состоит из двух частей  верхней накидки и хитона.
 Поверхностный плащ-накидка символизирует внешнюю жизнь, а хитон – сердечную суть и внутреннюю духовную жизнь.
 В  Евангелии сказано, что на Голгофу Иисус взошел в терновом венце и в багрянице. Перед распятием плащ в котором был Иисус, римские войны сняли  и разорвали по швам, разделив ткань между собой. Но хитон был без швов тканным. Разорвать его означало испортить. Римские войны бросили жребий, и хитон Иисуса достался одному из них. Впоследствии согласно апокрифам римский воин продал хитон.
Плащ Сына согласно Евангелию красноватого, багряного цвета – цвет крови мученика, распятого и пострадавшего за нас  и ради нашего спасения. Его Хитон  – голубого цвета. Голубой - цвет  неба.
Плащ Отца голубого или лазурного цвета неба.  Хитон насыщенного коричневого цвета со светлой полосой на правом плече, идущего вниз от крыла Ангела. Этим же цветом изображена жертва в чаше, что не может быть случайным совпадением.  На правом плече у Отца на хитоне имеется треугольный вырез. Насыщенный коричневый цвет символизирует духовную мощь руки Божьей. Разрез на плече это подчеркивает. Светлая  полоса на рукаве хитона называется клавом. Полоса символизирует светлую мощь руки Бога.
Об этом говорит 90-й псалом царя Давида: «Живый в помощи Вышнего»:    Бог  защищает преданного Ему и верующего в Него человека, осеняет его своими плечами, берет его под  защиту и под Его крыло.  В еврейском  тексте одно слово имеет два значения - плечо и крыло птицы.
 Плащ Отца красиво спадает с левого плеча как голубой водопад благодати Божьей и направлен прямо в жертвенную чашу.
  Святой Дух имеет хитон  небесного цвета, а плащ зеленого цвета, который символизирует Землю и все земное.   Одна из голубых складок хитона правого ангела красивым  каскадом спускается вниз и касается ножки стула, стоящей на земле. Это символизирует связь с землей.
Прочная связь с землей также подчеркнута прямоугольной подножкой стула и вытянутой вниз складкой рукава, также правая стопа Ангела Духа Святого не прикрыта хитоном  полностью, она в полном контакте на щите, который лежит на зеленом фоне. Это олицетворяет полный контакт Святого с земным.
Ножка стула, на котором сидит Сын без прямоугольной подножки. Стопа Сына прикрыта лишь наполовину хитоном. Андрей Рублев показывает, что Сын менее  связан с земным чем Святой Дух. Однако Сын более тесно связан с Отцом чем Святой Дух, так как крылья правого и центрального ангелов только касаются друг другу, а крылья Отца и Сына пересекаются и ближе друг другу. Складки плаща, который называется  гиматий, у  Бога Сына острыми краями, треугольными лоскутами спускаются вниз и даже касаются в одной точке зеленого фона, символизирующего землю.   Это показывает особую избранность характера связи Бога Сына с людьми. Бог Сын также как и Отец благословляет жертвенную чашу, но его рука в некотором удалении. Святой Дух смиренно протягивает руку, что принять жертвенную чашу. Над головой смиренных ангелов нимбы как символы святости. В руках красные посохи,  жезлы путников - символ огненного пути. Стрелки вверху на жезлах также символы пути восхождения.
  Любовь, святость, жертвенность, смирение, гармония и духовное единство   среди ангелов, как призыв  людям также относиться друг к другу.
  Жертвенная чаша покоится в центре на столе, который также изображен в виде чаши. Стол разделен на две части – верхняя часть светлая, белая  и нижняя часть более темного цвета.  Это символизирует то, что небо – престол Божий разделено на две области.  Нижняя часть стола посередине имеет прямоугольный вырез, в котором сделан подобный же вырез. Это выглядит как форточка, которая указывает вход  внутрь и направление в глубину стола.  Это окно или вход для душ, которые через него попадают на небо. Стол покоится на третьей чаше зеленого  цвета меньшего размера. Это земная чаша. Три жертвенных чаши изображены на иконе –  материального земного мира, душевного или ангельского мира  невидимого и Высшего духовного Божественного Мира света, любви и истины.  Три ангела равны между собой, их взаимоотношения полны гармонии, смирения, кротости и уважения друг к другу. Три ангела  духовно близки друг другу. Их объединяет взаимная любовь и  служение, которое выражено в благословении жертвенной чаши.
По словам лучшего исследователя творчества Андрея Рублева - Н. А.Деминой: "Изображая человека, он мыслит его как " земного ангела", а изображая ангела, видит в нем "небесного человека".
Слова христианского оратора, святителя Григория Богослова я вспоминаю, когда смотрю на икону Андрея Рублева: "Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим Сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня...Имя Троица означает не счет вещей неровных, но совокупность равных и равночестных.  Не успеваю помыслить об Едином как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому. Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы".
 Христос молился: " Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы ". (Ин 17-11).
Молитва об единстве мира на Руси, руководила святым Сергием в его бессмертном подвиге служения Господу. Он молился, чтобы этот жестокий, звериный, разделенный ненавистью мир преисполнился той взаимной любовью и молитвой, которая царствует в Предвечном Совете животворной  Троицы. Андрей Рублев явил в своем гениальном шедевре эту молитву, выразившую надежду святого Сергия о Руси.
В конце  проникновенные строки стихотворения В.М. Василенко:
Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит! Как озарена
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик
Его задумчив, он главой поник.
В другом - величье, строг и светел третий!
Пред ними чаша. Посохи свои
Они поставили. Пред вещей тайной!
Дух замирает. Тихи, не случайны
Сейчас их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти,
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль в пути.

Глава 42        Похвала Сергию Радонежскому.

 Вот, пожалуй и все о гениальном шедевре Андрея Рублева, которого вдохновил подвиг святого игумена земли русской – отца Сергия.
Вот слова святого, которые донес до нас Епифаний Премудрый — тот самый человек, который и написал житие преподобного Сергия: «Единением и любовью спасемся». Наверное, это сердцевина того послания, которое преподобный Сергий обращал к своему народу, в то время разделенному.
Многие удельные княжества враждовали друг с другом, не могли найти общий язык, не могли согласиться иногда в мелочах, а в результате теряли способность сопротивляться внешнему врагу и, как мы знаем, погубили, в каком-то смысле, Россию, загнав ее в 250-летнее владычество иноземных сил.
«Единением и любовью спасемся». А что есть единение? Существует ли единая идеология, которая была сплотила русский народ?
 Епифаний говорит о единомыслии. Единомыслие — это значит согласие совокупности мыслей и, конечно, действий, подчиненных одной общей мысли, одной общей идее и единой идеологии народа. А как же тогда с человеческой свободой выражать любые мысли и придерживаться любых убеждений? Как сочетать заповедь преподобного Сергия с идеей субординации, иерархического подчинения и дисциплины? Ведь что удивительно — то, над чем сегодня бьются  современные философов, — как примирить в обществе единство идеологии и борьбу противоречий свободных сознаний, иерархического подчинения свободы воли — давно было решено и нашло свое мирное разрешение в истории Церкви.
 Блаженный Августин сказал великолепные слова: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь».
 Любовь – это фундамент единой идеологии. Правда, каждый понимает по своему, что есть главное в идеологии и сознании, а что есть второстепенное. Консерваторы и реакционеры  считают, что человек просто должен верить и принять за шаблон безусловно общую идею, отказаться от свободы мышления. Человек бездуховного свобода портит и вредит. Бездуховному человеку вообще не нужна свобода, ему нужно слепо подчиниться религиозной идеологии и встать на защиту её догматов. 
Духовный человек – это избранный человек. Он прошел  духовные испытания и искушения в течении многих лет. Он соединил в себе высокий дух мудрости и смирения служения Высшему и умения подчинить низших и малых. Духовный человек принадлежит к элите общества.  Он является идеалом и духовным авторитетом, на  который могут и должны равняться и подражать многие люди. Таким авторитетом был святой преподобный Сергий Радонежский.
К миру, к единству на основе единой веры призывал преподобный Сергий русских князей в период междоусобицы. Когда в Твери князь Михаил отказался от его предложений заключить мир и решил продолжить борьбу с московским князем Дмитрием, то святой Сергий использовал свой духовный авторитет и распорядился закрыть в Твери церкви. Известно о миротворческой деятельности святого Сергия и общение с рязанским, нижегородским и ростовскими князем.
  Когда в главном человек подчиняется той идее, которая объединяет, это и обеспечивает жизнеспособность общества, которую ведет духовный лидер и вождь.
 А что же сегодня для нас является главным? Любовь и вера к отечеству нашему, духовное и интеллектуальное знание, духовный опыт и традиции, прошедшие проверку временем — это мы должны сберечь, чтить и передать следующим поколениям. И во всем этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства. Там, где заканчивается разномыслие — там любовь, гармония, единение. Православная соборность, любовь к родине и народное единство, вот к чему призывал преподобный Сергий.
  Я хочу рассказать о том чуде, который явил Святой Сергий, и который  поведал мне мой  знакомый профессор. Я был у него в гостях в Москве и обратил внимание на одну икону Сергия Радонежского
Уже в конце нашей встречи профессор сказал мне: 
- Я Вас задержу еще на несколько минут, коллега. Я хочу ответить Вам на вопрос, который Вы так не решились или забыли мне задать. Как только Вы вошли, Вы взглянули на изображение преподобного Сергия Радонежского святого игумена России и Троицкой обители над моим письменным столом, и у Вас, возможно, мелькнула мысль: "Удивительно! Ученый, интеллигентный человек, а на стене икона?!"
- Вы правы, профессор. Я как-то сразу постеснялся спросить: "Что это за  икона?" Я не думаю, что Вы очень набожный человек.
- Это не икона, а репродукция известной картины "Святой Сергий" Николая Рериха, которая находится в Третьяковке. Это было летом в 1990 году. За год до этого  в мою жизнь мощно вошло Православие и Рерих. Тогда еще Православное ортодоксальное духовенство не нападало на Рериха. Это был период духовных исканий,  мучительных размышлений и время, когда я задавал себе  вопросы и не находил на них  ответы.
Тот год был годом серьезных испытаний. Болезнь моей жены стало принимать угрожающую форму, и врачи заявили, что необходима  серьезная и опасная операция.
Мы медлили с решением, было страшно. К тому же денег на операцию не хватало. Но мои ученики каким-то образом узнали об этом и собрали нужную сумму денег. Как говорится, друзья познаются в беде. Это нас ободрило, но мы все еще медлили.  Риск потери жизни был велик. Ставить на карту жизнь или смерть страшно. Страшно потерять любимого и родного человека, ощутить мучительную горечь и томительную пустоту от утраты.   
Прошло несколько дней. Вдруг в нашей квартире остановились и стенные и мои наручные часы. Сколько не раскачивали маятник часы, немного помотавшись, вскоре неизменно останавливались.
И тогда моя жена сказала: « Это знак Святого Сергия. Я молилась Ему. Он хочет, чтобы я шла на операцию. Я решилась - так надо. Все будет хорошо.Ты работай как всегда. А вот лик Святого Сергия Радонежского возьму с собой и над кроватью повешу».
Действительно, во время операции я работал, но душа волновалась. Мне было не спокойно. "Все не так и все не то когда твоя девушка больна" -   очень точно сказал Виктор Цой, передав это состояние. Утром жену оперировали. Доктор разрешил мне на нее взглянуть. Я испытал невероятную муку: она лежит без движения, как мертвая, только одни глаза живут, и видно, что она страдает - трудно ей, тяжело ей, больно. И  ни чем я ей помочь не могу - вот что обидно!
Не знал я и того, что произошло утром перед операцией. Рассказал мне уже об этом жена, когда вернулась домой.
А было вот что. Отведена ей была отдельная комната, где она просто провела ночь. Накануне по ее просьбе вбили в стену маленький гвоздик и повесили над кроватью лик Сергия. Спала довольно хорошо и, проснувшись, увидела, как утреннее солнышко заиграло на стене на лике Святого. Взглянула на образ Сергия и подумала, что Он - вся ее надежда. И затем произошло то, чего она совсем не ожидала, не думала и не мечтала: раздался звук вроде жужжания. Живой Сергий  в натуральную величину появился в пространстве над кроватью. Огненное сияние окружало его голову наподобие тех нимбов, которые пишутся на иконах, но только больше и краше... И от этого  сияния вокруг головы один за одним стали отделяться огненные круги, которые опускались на грудь жены, входили, проникали в ее тело, наполняя всю ее приятным теплом и силой...Сила нарастала в ней мощной волной вместе с детской радостью бытия, с такой радостью, что спазмом схватило гортань...Так же внезапно как началось, видение исчезло, и вместе с этим прекратился странный звук жужжания.   
- Как Вы себя чувствуете? - спросила медсестра, которая тихо вошла к ней в палату - О, как Вы порозовели и хорошо выглядите. Вчера Вы были совсем бледная. Ну, что же! Давайте пойдем в операционную.
Операция прошла успешно. Никаких осложнений после операции не возникло. После операции я толкнул маятник часов, и они пошли.
Как правило, наш ум не поверит, напряженно будет искать в этом рассказе изъян или лазейку, куда можно было бы подсунуть свое замечание или реплику, хотя бы самое нелепое, логическое объяснение случившемуся с женой. Интеллект скептика найдет это объяснение - галлюцинация! Сознание материалиста и скептика не способно к объективной оценки чуда, чуда, которое лежит за гранью понимания не только его примитивного приземленного разума, но достижений  разума объективного научного познания, которое имеет человечество. Не придуманный рассказ о духовной работе святого Сергия Радонежского говорит о его святой жертвенной помощи людям.
Я хочу добавить слова болгарской ясновидящей Ванги, которая  также как Рерих сейчас подверглась нападкам церковных реакционеров. В беседе с поэтом и писателем Валентином Сидоровым в 1979г  Ванга спросила:
-Почитают ли в России святого Сергия?
-Мало. Главным образом в церкви.
- Вижу монастырь. Это сердце России. Он - большой пророк. Он не просто святой, а главный русский святой.
С неожиданной энергией Ванга сказала:
- Нет такой силы, которая могла сломить Россию. Россия будет расти развиваться крепнуть.
И добавляет, что это нее слова, а слова Святого Сергия.
- Вижу, - продолжает Ванга, - он держит Русь на ладони. Вижу церковь, парящую в воздухе. Вижу людей с копьями и в шлемах.
- Ванга, - прерываю я ее, - ты даешь точное описание одной картины Рериха.
- Что за картина? - спрашивает она.
- Она мало известна, потому что её не выставляют. На ней изображен Святой Сергий, который держит в руках собор, олицетворяющий собой Русь. Он благословляет воинов - они видны в глубине картины,- идущих на Куликовскую битву. Подпись к картине гласит: "Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине. Третий..." - следует многоточие.
- Почему не выставляют?
- Из-за пророческой надписи.
Ванга как бы всматривается вдаль, говорит:
- Картину рисовали четыре души, которые пришли из иного мира. Мало знают об этой картине. Надо, чтобы о ней знали многие, чтоб знали все. Как зеницу ока берегите картину. Это большой документ, это самое большое богатство России. Не посылайте ее в другие страны. Она предназначена лишь для России.
И как бы заключая сказанное, восклицает:
- Тот, кто  был Святым Сергием, сейчас является самым большим святым. Он водитель не только России, но всего человечества. О, как он помогает сейчас людям! Он превратился в свет, его тело из света" 

Глава 43     Первый день в монастыре.

Поздно вечером Андрей впервые приехал в монастырь, когда уже заканчивалась вечерняя служба. Он поговорил со священником, который отвечает за паломников, и показал ему свой паспорт.
Также как и всех приехавших в тот вечер, его определили в общую монастырскую гостиницу. Андрей быстро разделся и почти сразу заснул…Карелин проснулся  от резкого звона большого колокольчика прямо над ухом. Тут же загорелся свет. Он потер глаза и посмотрел на часы: пять ноль ноль.  Дежурный  удалялся, продолжая методично и громко звонить в большой колокольчик.   От такого звона проснулись все, но некоторые паломники еще продолжали лежать, закутавшись головой в одеяло.  Наконец, дежурный вернулся на свое место в дежурку, и звон прекратился. Андрей поднялся на локти и посмотрел по сторонам. Кто-то еще продолжал лежать, но многие уже одевались, два человека уже читали утренние молитвы.   Андрей зевнул и подумал: " Не выспался. Но делать нечего. Труба зовет. Надо вставать». Он не торопясь оделся, взял полотенце, зубную щетку и пасту и спустился на первый этаж к умывальнику. Дежурный набрал воду из колодца и лейка была полной. Воды должно было хватить. Но там стояла очередь из четырех человек.
- Я за тобой. Сейчас вернусь – сказал Андрей  мужчине лет сорока, стоявшему последним в очереди. Он кивнул в ответ. Андрей вышел на улицу из здания монастырской гостиницы. Он посмотрел на ночное небо и перекрестился: « Красота!»
 Звезды ярко сияли. На Востоке очень ярко выделялась и блестела Венера... Андрей вернулся к умывальнику, как раз подошла его очередь. Он с удовольствием умылся, разбрызгивая воду вокруг себя. Андрей вернулся в спальное помещение. Кто-то еще продолжал спать. Некоторые из паломников стояли, держали в руках молитвослов и  вычитывали  утренние молитвы.
 Андрей тоже открыл молитвослов и прочитал: "Восстав от сна, прежде всякого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности со вниманием сердечным: Боже, милостив буди мне грешному».
Андрей перекрестился и выдохнул. Воздух в помещении, где спали около  пятидесяти человек, был очень спертым. Андрей подумал: « Не мешало бы тут хорошенько проветрить»
В помещение зашел дежурный и сказал громким голосом: "Служба начинается через пятнадцать минут. В пять тридцать я закрываю гостиницу». Андрей решил, что лучше он раньше выйдет и будет любоваться звездным небом и Венерой. Он вспомнил, как в одной популярной статье в газете, он прочитал, что если долго смотреть на лучи Венеры, то это улучшает зрение и благотворно действует на психику.  Карелин вышел из гостиницы за территорию скита и медленно пошел в сторону храма. Он остановился  напротив входа в храм, любуясь Венерой и звездным небом. Вид был изумительный и завораживающий.
« Душа возвышается и очищается под влиянием такой красоты» - подумал он.
 Андрей стоял один в стороне и наблюдал, как мужчины и женщины один в одиночку или парами подходили, крестились и заходили в храм. Никто из них не обращал внимание  на красоту звездного неба.  Со стороны монашеского корпуса монахи торопливо заходили в храм не через главный вход, а через запасную дверь со стороны предела.  Андрей посмотрел на часы. Служба должна вот-вот начаться, но он решил  еще немного полюбоваться звездами. « Почему люди проходят мимо и не замечают этой красоты? Ведь никто даже на секунду  не остановился и не посмотрел вверх » - подумал Андрей. Он услышал, как хлопнула рядом дверь монашеского корпуса и увидел, как выбежал высокий монах и в несколько прыжков достиг храма. Он остановился, перекрестился и уже не торопясь, степенно вошел в боковую дверь храма. "Спешит как на работу. Чуть не опоздал" - подумал Андрей. Он вошел внутрь храма и осмотрелся. Дьякон  монотонно и негромко вычитывал из молитвослова утренние часы. Храм был заполнен менее чем наполовину. Свет был потушен, но много свеч горело. Мужчины и женщины стояли и дремали, опустив головы. Все скамейки возле стен были заняты. Многие сидели и спали, закрыв глаза. Один мужчина даже успел крепко заснуть и храпел. Только лишь когда дьякон чуть громче читал молитву и произносил: « Во имя Отца и Сына и Святого духа», все как по команде  вставали, крестились, кланялись, и тут же садились на место и продолжали дремать. Андрей понял, что все места заняты. Он прошел вперед. Монахи все сидели впереди  на специально отведенных для них местах. Знакомые паломники и трудники стояли в храме неподвижно как часовые на посту. Один послушник проходил по залу и раздавал людям небольшие блокноты, в которых были вписаны имена незнакомых людей.  За молитвы в монастыре  здравие или за упокой  этих людей  близкие и родственники заплатили монастырю определенную сумму денег. Андрей нашел свободное место и встал между двумя паломниками. Он  поглядел  в сторону туда, где сидели монахи. Он сразу нашел глазами того высокого монаха с густой бородой. Он сидел на скамейке и дремал. Андрей еще раз  посмотрел на постные лица полусонных людей вокруг себя и подумал: « Христос вставал рано утром до восхода солнца. Он  восходил на гору, встречал рассвет, любовался красотой природы и молился...Почему же люди не поступают также?  Что им мешает любоваться красотой природы, встретить рассвет и помолиться своими словами? Но какие же тогда мы христиане, если не поступаем, так как поступал Господь». Андрей выстоял всю службу, в конце ноги затекали так, что он специально вставал на колени, чтобы снять напряжение со стоп. Верующие  пропели «Символ веры» и молитву «Отче Наш». Андрей задумался: "Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на Земли". Христиане повторяют молитву Господа уже более двух тысячелетий, а потом своевольничают. Но кто знает волю Господа на Земле?  Никто не относит молитву  к себе. Никто не говорит: Да будет воля  Господа исполнена мной. Исполняя волю церкви, люди считают, что исполняют волю Господа.  Вечный зов Бога к человеку так и остается отвергнутым или без должного отклика. Исполнять правила и обряды церкви еще не значит исполнять Волю Божию.  Ведь Христос дал людям всей своей жизнью пример для согласования свободной воли человека и воли Бога. Он показал людям не на словах, а на деле, каким должно быть самоотверженное служение Всевышнему. Мы должны подражать Господу, который ежедневно молился и призывал к сердечной вере.  И ещё мы должны научиться исполнять волю Божию, не рассуждая: зачем, почему, правильно, неправильно».
 Закрылись царские врата,  дьякон поставил перед ними подсвечник с горящей свечой. В храме возникла суета. Послушник с корзинкой для денег обходил людей в храме. Кто-то вставал в очередь к причастию, кто-то обходил иконы, кто-то двигался уже к выходу. Многие выстроились в очередь за бесплатными просфорами. Монах в церковной лавке, брал просфоры из большого деревянного ящика, и тут же вкладывал их в протянутую руку человека. Немногие паломники отдавали деньги и брали в пакет или мешочек просфорки. Карелин тоже встал в очередь. Он успел прочитать на листке: «Святая просфорка - это маленький хлебец, из которого священником  на проскомидии вынута частица о здравии или упокоении. Просфору можно вкушать утром  после утренних молитв натощак после святой воды. Дома просфору можно дробить и засушивать для дальнейшего употребления, особенно во время болезни. Перед употреблением читается молитва на  принятие  просфоры и святой воды». Андрей получил две просфорки и тут же попробовал на вкус. Хлеб был пресный, плотный и вкусный. Он набрал стакан из чана с надписью "святая вода" и тут же выпил его. Карелин увидел, что на скамейках есть свободные места. Он тут же занял одно из них. Стопы после долгого стояния отекли, гудели и ныли.  Андрей потер  лодыжки и подумал: « Все-таки не зря говорят: в ногах правды нет. Стоишь и думаешь: « Когда же можно будет сесть? У католиков и лютеран хорошо: Сиди  и молись».
 Вышел священник забрал перед входом горящую свечу. Открылись царские врата. С чашей вышел священник и громко сказал: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и вовеки веков». "Со страхом Божьим и верою преступите". Он спокойно произнес молитву: « Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есть аз. Еще верую, яко еси есть пречистое тело Твое, и сия есть пречистая кровь Твоя. Молюся убо Тебе помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольныя и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов и жизнь вечную. Вечера Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя прими, не бо врагом Твоим тайным повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или в осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, но во исцеление души и тела». 
  Причастников было всего пять человек. Священник всех причастил, дьякон вытирал губы, хотя это было явно не нужно и вернулся в алтарь с чашей.
 Андрей прошел вперед и стал наблюдать затем, что происходит за иконостасом.  Священник с чашей встал в углу алтаря. Дьякон держал перед ним кусок красной ткани.  Священник быстро съел при помощи ложечки весь хлеб, а потом выпил всю чашу. Теперь ему было действительно  вытереть себе губы и  красной тканью, что он и сделал. 
 Священник сразу повеселел и что-то говорил, улыбаясь дьякону.
«  Всем по немножечку  - чайная ложечка, а ему вот  полная чаша благодати» - подумал Андрей.
Служба закончилась. Андрей  вышел из опустевшего храма. Он пошел  к зданию, где уже собрались большинство паломников. Кто-то вышел за территорию монастыря, чтобы выкурить сигарету. Наконец, к паломникам вышел молодой иеромонах в послушании которого, отвечать за распределение паломников для работ.
Он отправил Андрея с тремя другими мужчинами  в трапезную для братии монастыря. Там они получил столовые ножи. Отвели в подсобное помещение. Там они увидели целую ванну  селедки. Они начали разделывать и потрошить селедку. Вода холодная. Андрей  намочил ноги и сильно продрог через несколько часов работы. Он отпросился в скит в гостиницу. чтобы сменить носки.
 В гостинице он прошел мимо дежурного. Он пил горячий чай.  Он с завистью подумал: "Еще не дай Бог заболею, надо будет попросит горячего попить».
Он переодел носки и вскоре вернулся в подсобное помещение к своим товарищам.
Наконец, работа была закончена. Они вместе отправились в паломническую трапезную. Обед  вместе с нанятыми монастырем рабочими не понравился.
 Салат из кислой капусты. Каша из чечевицы, макароны, монастырский хлеб и компот. После такой пищи Андрей сразу почувствовал изжогу.
 Андрей познакомился со своими товарищами. Мужчина лет сорока восьми работал штурманом в Петропавловске - Камчатском, двое - студентов из Питера, один пенсионер. Он путешествовал из монастыря к монастырю и много уже знал о монастырской жизни. После обеда они продолжили разделывать селедку в ванне.
Малокалорийная  пища низкого качества не согрела тело. Энергии не хватало. Карелин вновь почувствовал, что продрог и озяб. Энергии не хватало. Его ноги опять промокли. Андрей стал дрожать от холода, но продолжал работать в холодной воде. Наконец, они закончили разделывать селедку, отдали ножи и убрали за собой. В голове  у Карелина была только одна навязчивая мысль и желание -  сменить носки, согреться и выпить стакан горячего чая. Андрей быстро вернулся в гостиницу для паломников. Дежурный не обратил на него внимания, он  быстро почти скороговоркой вычитывал молитвы из молитвослова. Карелин переодел носки, взял свой кипятильник, налил воды в пол-литровую банку. Он подошел к двери дежурки, постучался и произнес: 
« Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас».
Дежурный бородатый мужчина среднего роста лет пятидесяти недовольно посмотрел на него и спросил также громко:
-  Аминь. Что надо?
Карелин протянул ему банку с водой и кипятильник и попросил:
- Вскипяти воду, пожалуйста .
- Без благословения не положено. Приходи в четыре часа.
Андрей посмотрел на часы. Было пять минут четвертого. Ждать оставалось почти час.
- Слушай, я был на послушании, промочил ноги, продрог. Я боюсь заболеть. Мне нужно согреться. Воткни кипятильник в розетку на пять минут, вскипяти воду. 
- Тебе русским языком говорят: в четыре часа - значит в четыре часа.  Вон прочти, там все написано. – Он показал бумагу прикрепленную к стеклу, - Благословение игумена. А если каждый будет делать то, что он захочет порядка не будет!
- Так  для того чтобы воткнуть в розетку кипятильник на пять минут, нужно благословение игумена? Я видел, как ты пил чай здесь до обеда.
- Мне можно. Я здесь на послушании. Закрой дверь.
Андрей вышел из дежурки и стал читать бумагу прикрепленную к стеклу.

   РАСПИСАНИЕ  ЖИЗНИ ПАЛОМНИКА В   МОНАСТЫРЕ
05.00  -  Подъём
05.30  -  Начало службы.
08.30  -   Развод на работы.
13.00  -   Обед.
14.00  -   Продолжение работы.
16.00  -   Чай.
17.00  -    Начало службы.
21.00  -    Ужин.
22.00  -   Вечернее правило.
23.00 -   Отбой.
В праздничные и выходные дни чай с 14.00 до 16.00
Внизу бумаги была подписано "игумен" и стояла размашистая подпись.
 Андрей понял, что делать было нечего. Надо было ждать.
Андрей достал книгу "Притчи человечества", открыл её и начал читать:
" Крот и Змея.
Крот вырыл себе большую нору и жил в ней поживал, добра наживал. А так как нора оказалась на монастырской земле, то крот себя считал верным монастырю и преданным служителем Бога. Он ежедневно молился. Это стало для него привычкой. Крот был одинок,родственники его не понимали,  но иногда он общался с такими же как он кротами и с мудрой змеей.
  Однажды к нему в нору  заползла проведать его старая знакомая, мудрая змея. Крот как обычно читал свои молитвы и даже не поздоровался с ней. Змея слушала, слушала его, а потом спросила:
- Крот, ты что тут вообще делаешь?
- Живу я здесь - отвечал крот - И Богу служу.
- В этой темной норе? - удивилась змея и спросила - А что там в углу у тебя еле-еле светится, как будто тлеет?
- Это мой талант! - со сдержанной гордостью отвечал крот.
- Ты зарыл там свой талант? - переспросила змея.
- Ну да! А как же иначе? Зачем он мне? Я живу при монастыре, здесь не нужны таланты. Здесь нужно молиться и Богу служить.
- Слушай, крот, как скучная, безрадостная и серая жизнь у тебя! - сказала змея - А тебе никто не говорил разве, что это большой грех зарывать в землю свой талант? Живи, конечно, как хочешь. Но если бы ты вырыл бы свой талант и стал бы развивать его и дарить его людям, то ты бы узнал, что такое яркая, радостная и светлая жизнь! Ты бы узнал, как прекрасная, как удивительно разнообразна и красива земля. Ты даже не представляешь, сколько на земле замечательных людей, сколько интересного и поучительного можно прочесть в книгах, сколько удивительного и чудесного происходит каждый день на земле! А ты  живешь здесь в этой темной норе, но разве это жизнь?
Змея уползла, а крот еще долго размышлял над ее словами. Он выкопал из угла норы свой талант и посмотрел на него. Когда он выкопал нору и поселился в ней, крот зарыл свой талант. Он вспомнил, как он еще светился ровным светом. Сейчас спустя годы жизни в норе талант почти потух. Крот смотрел  и думал, что людям уже не стоит показывать свой потухший талант. Одни будут смеяться над ним, другие говорить: Куда ты лезешь? А третьи - вообще не обратят на него внимание...
 Ударили в монастырский колокол, крот вздохнул и закопал свой талант обратно и решил:
- Пора молиться".
 Андрей подумал, чтобы зарыть талант много ума не надо. Не зря есть пословица: "Заставь дурака молиться - так он лоб расшибёт".
По телу пробежал озноб. Андрей посмотрел на часы, а потом на дежурного.
Дежурный продолжал громко без интонаций как автомат вычитывать молитвы из молитвослова. Его голос звучал сухо и монотонно. Андрей послушал его пять минут и понял, что разговаривать с ним  бесполезно. Он отправился к своей кровати, одел на себя еще свитер, лег в постель и закутался в одеяло. Он продолжал дрожать от холода, он не мог согреться, его зубы стучали друг друга, все его тело дрожало.
Через десять минут из внутреннего помещения вышел гостиничный -мужчина, который следил за гостиницей паломников. Он прошел вперед и остановился возле кровати, где лежал Андрей, и сказал:
- До отбоя лежать на кровати запрещено! Ты почему не на работе?
Андрей ничего не ответил. Он продолжал лежать, закутавшись в одеяло, обхватив свою грудную клетку руками, пытался согреться.
- Я кого спрашиваю?
Андрей высунул голову и сказал:
- Мы уже закончили. Нас отпустили. Я замерз, весь дрожу. А дежурный  мне воды не вскипятил.
- Правильно сделал! Чай  можно в 16.00. Или тебе нужно персональное распоряжение игумена?   А ну, вставай, кому говорят!
- Хорошо, сейчас встану, только немного согреюсь
 Гостиничный ушел. Андрей всем телом под одеялом продолжал дрожать от переохлаждения.  Он вдруг вспомнил, что можно  внушить себе все что угодно и стал повторять про себя: «Мне хорошо. Мне тепло. Тепло идет к моим рукам и ногам.  Моим рукам тепло, моим ногам тепло. Мне хорошо. Мне тепло». 
Это мало но все-таки помогало. Наконец,  Карелин передал банку и кипятильник дежурному. Через несколько минут Андрей уже пил горячую воду, обжигаясь и обхватив кружку двумя руками. Он перестал дрожать и чувствовал, как тепло от живота распространяется по телу.
  Его сосед Владимир - мужчина лет тридцати пяти из рабочих,   обычной внешности тоже сел рядом со стаканом чая. Он задумчиво глядел вниз, опустив голову, был явно чем-то расстроен. Андрей спросил его:  « Володя, что случилось?»
Он рассказал ему свою историю:  Работал трактористом в деревне. Приехал из Башкирии. Дома остались родители. Брат с семьей. Как трудник, он проработал в монастыре на тракторе уже больше четырех месяцев. Возил стройматериалы, вывозил строительный мусор, помогал на подсобном хозяйстве. Денег ему, как рабочим по найму, не платили. Работал, как говорится, во славу Божию. А вчера позвонил домой и узнал, что тяжело заболела его мать. Нужно срочно ехать домой. Денег на дорогу нет. Он ходил сегодня утром к эконому  и написал ходатайство на выдачу денег. В бумаге он указал необходимую сумму на билеты.  А только что, он узнал, что эконом подписал его ходатайство, указав сумму ровно в два раза меньше, чем он просил.
Мужчина с чувством обиды говорил:
- Разве так можно с людьми? Я же верой и правдой работал здесь и денег никогда не просил. Почему он так со мной поступил? И денег-то не так много на дорогу надо. Я же все посчитал до рубля, чтобы лишнего не просить. Вон они какой высоченный  забор возводят? Везде только одни заборы, заборы, заборы… Деньги у монастыря есть. Книжки печатают и продают.  Меценаты жертвуют  - грехи замаливают, да и простые  паломники жертвуют. Сам мог бы взять деньги из корзинки для пожертвований, но рука не поднялась. На книгах они хорошо зарабатывают. На всем экономят. Ничего не покупают по полной цене. Видел приусадебное хозяйство? Сколько картошки, капусты, свеклы, морковки и пшена я перевез на тракторе. На рынке продают народу... Вот я работал за одну еду, на  хлебе гастрит себе заработал. Мы вот сегодня селедку разделывали для братии, а сами кислый монастырский хлеб, с капустой и чечевицей лопали. Я раз-два один зашел в братскую трапезную.  Да, ты бы видел сервировку их стола! Там как в ресторане. Вот сам зайди как-нибудь туда перед трапезой и почувствуй разницу с нашей трапезной для паломников
 Главное, конечно, не кормежка и не деньги, а люди.Хотя для эконома деньги -главное, а не отношение к людям, которые приезжают сюда и работают бесплатно во Славу Божию! Он ведь как думает: Ну подумаешь, одни уедут - другие приедут, а монастырь без рабочих рук и денег не останется.
 Я уже поговорил  с одним трудником, так он сказал, что у эконома такое правило срезать сумму в два раза всем, кто у него просит.  Просить сразу надо было как минимум в два раза больше денег, чем стоят билеты на поезд. Но мне лишнего не надо. Я честно написал, сколько стоят билеты. Вот так работаешь, работаешь как раб, а кормят кислым хлебом и картошкой, а сами заборы строят выше крыши.  А потом катись на все четыре стороны. Ну, куда мне на эти деньги доехать. Но делать нечего, надо ехать. К больной матушке  - дело святое! Доберусь как-нибудь на попутках, авось доберусь, не пропаду».
Он достал деньги и  медленно пересчитал, потом почесал голову и сказал:
- На электричках попробую зайцем.
Андрей посмотрел на него с сочувствием. Он достал свой кошелек, тоже пересчитал деньги, взял несколько купюр и протянул их товарищу.
- Вот возьми, для тебя это будет лишним.
- Спасибо, брат. 
Они пожали друг другу руки и обнялись.
Дежурный прошел мимо них и сказал: « Шестнадцать сорок пять. Через пятнадцать минут закрываю дверь в гостиницу».
- Надо идти.
 - Я  провожу.
Через четверть часа они вышли из гостиницы, прошли по лесной дороге до автобусной остановки. Они тепло расстались на автовокзале.
 Андрей проводил друга и зашел в ближайший книжный магазин.
  Они взял в руки небольшую книжку, которая называлась: « Явления Пресвятой Богородицы в 20-м веке». В книге рассказывалось о необычном явлениях Пресвятой Девы Марии.
  Богородица очень часто являлась людям в 20-м веке.  Она явилась детям в  1917 году в Португалии недалеко от селения Фатима.
Пресвятая Дева появлялась простым детям и взрослым людям много раз в разных местах на планете. Произошло явление детям в Испании в селении Гардандабал, во Франции в Лурде,   в Зейтуне в Египте, в Боснии и Герцеговине, в Японии...Эти явления Пресвятой стали широко известны, но они случились за рамками православного мира, и поэтому в православии о них молчат.
Слова послания Богородицы  просты и понятны:
 «Мы должны много каяться и приносить много жертв. Мы должны часто приступать к причастию, но более всего, нам надо быть очень добрыми, потому что иначе мы будем наказаны. Чаша весов уже наполняется и, если мы не исправимся, то нас ждет большое наказание».
    Португальская девочка Люсия после прямого общения с Пресвятой Девой в 1917 году стала монахиней. Она написала относительно послания Богородицы к людям такие слова:
 «Многие толкуют слово покаяние в смысле сурового аскетизма и умерщвление плоти. Чувствуя себя немощным и не способным к такому аскетизму, они становятся равнодушными в жизни. Жертва, которая требует от каждого из нас Богородица – это простое исполнение своего долга и соблюдение закона совести. Вот в чем, прежде всего, состоит покаяние».

Андрей вернулся в монастырь и  зашел в храм. Шла вечерняя служба.  Игумен присутствовал.  На клиросе два хора душевно и громко пели, как бы соревнуясь между собой. Андрей заметил, что присутствие игумена явно отражается на качестве пения и ведения службы. Расчет льстецов услужить  начальству также как и расчет услужить Богу, задобрить Бога ревнивым исполнением обрядов и таинств является своего рода сделкой.
Из алтаря вышел молодой и небольшого роста иеромонах. Он прошел к царским вратам и повернулся к небольшой иконе к Казанской иконе Божьей Матери, затем поднял руку, и очень красиво, просто и  сердечно нараспев  произнес: "Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим".
 Весь день потом Андрей повторял нараспев слова, которые так легли ему на сердце: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим».

 Книга Неортодоксальный Православный издана  тиражом 100экз. Объем 598стр. Осталось 12 экземпляров Приобрести книгу. Можно только связавшись со мной здесь или в соц.сетях - вконтакте,одноклассники


Рецензии
«Единением и любовью спасемся». А что есть единение? Существует ли единая идеология, которая была сплотила русский народ? Этот важный вопрос будет долго актуальным!

Вадим Гукало   15.10.2020 11:20     Заявить о нарушении