М. Чюрлёнис Рай

М. Чюрлёнис. Рай.1909г.

    Наверное, во всем его творчестве нет более светлой и, на первый взгляд, радостной картины, чем “Рай”.Это одна из последних его работ, написана в 1909 году. Его мечта о рае: Золотистый свет; прозрачный воздух; голубое небо и светлые облака; спокойные воды, плавное очертание берега; полевые цветы, бабочки, стрекозы, Ангелы и ступени широкой светлой лестницы, уводящие ввысь. Современники так отзывались об этой картине.

 Поэт Вячеслав Иванов писал: «Основной мотив всех художественных выявлений религиозного чувства у Чюрлёниса есть мотив восхождения». Отзыв критика Сергея Маковского: «Какая волнующая необычность и свежесть концепции!.. Кто среди художников, кроме итальянских тречестистов, достигал такой воздушной мелодичности, этого лёгкого касания «мирам иным» - такими несложными средствами?..»

        "Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чурлянису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал…— Б.Леман,

      Картина открывает перед нами прекрасный неизведанный для нас мир, показывает зрителям всю красоту потустороннего мира. Эта работа наполнена чистотой и красотой, необыкновенностью пейзажа и персонажей, изображенных на полотне.

  Чюрленис объединил свои таланты к живописи и к музыке и воплотил все свои мечты и фантазии на картине в единое целое. Прекрасные ангелы бродят по поляне, ни о чем не беспокоясь, их души чисты и прекрасны, рядом ступени, ведущие прямо к Богу. Синеватое небо затянуто белыми облаками, кругом нежно летают белоснежные голуби, спокойное море омывает берег, оно отражает небеса.

          Всмотревшись в облака странной формы и пробившееся сквозь них небо кажется, что это все зовет нас обратно, туда, к старой обыденной жизни, на мгновение хочется вернуться, но тут же посмотрев на ступени, ведущие наверх, понимаешь, что нет жизни прекрасней и спокойней чем здесь.


Рецензии