Следственный комитет РФ. Итоги 1917 года

Доклад на итоговой коллегии Следственного комитета РФ

Уважаемые коллеги!

Следственный комитет, продолжая лучшие исторические традиции органов предварительного следствия, является неотъемлемой частью государственного аппарата, стоит на защите конституционных прав граждан, обеспечивая равенство всех перед законом.

Не будем скрывать – в нашей работе ещё есть нерешенные проблемы. О них мы подробно поговорим в ходе коллегии. Ну, а начать хотелось бы все-таки с хорошего.

В 2017 году исполнилось 10 лет с тех пор как стартовала реформа следственных органов, в результате которой был образован независимый следственный орган – Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, а в последующем Следственный комитет Российской Федерации, руководство деятельностью которого осуществляет Президент России.

Именно нашему поколению следственных работников удалось реализовать зародившуюся 300 лет назад во времена Петра Великого Концепцию вневедомственного предварительного следствия.

Оценивая пройденный путь, можно твердо сказать, что поставленная перед нами ответственная задача по расследованию сложных и опасных деяний в целом успешно решается. Наши следователи расследуют особо опасные насильственные преступления, сложные коррупционные, финансовые и налоговые преступления, посягающие на экономическую безопасность страны, происшествия и катастрофы, преступления в отношении несовершеннолетних и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, применяя самые современные достижения науки и техники.

За прошедшие 10 лет следователями Следственного комитета, штатная численность которых в настоящее время составляет 8 752 человека (не включая следователей-криминалистов в составе 1 138 единиц), в суды направлено свыше 1 (одного) миллиона уголовных дел. Осуществлено свыше двух миллионов выездов на место происшествия.

Многие масштабные задачи пришлось решать впервые.

Так, без привлечения дополнительного бюджетного финансирования созданы, укомплектованы и оснащены необходимым оборудованием территориальные органы Следственного комитета в Крыму и Севастополе, которыми за 3 года работы в суд направлено более 6 тысяч уголовных дел.

Причём по большей части нераскрытых украинскими правоохранителями уголовных дел, заново проводились исследования с применением новейших достижений криминалистики. Достаточно привести характерный пример, когда следователями г. Севастополя изобличен серийный убийца и насильник (Павел Бондаренко), который в декабре прошлого года признан судом виновным в совершении в период с 2009 года четырех убийств, сопряженных с изнасилованием, 3 изнасилованиях.

Уважаемые коллеги!

Чёткое разделение функций расследования и надзора за ним значительно повысило качество предварительного следствия. Число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами, в сравнении с 2006 годом, то есть до проведения реформы, уменьшилось в три с половиной раза (с 5 047 дел до 1 414).

То же самое можно сказать и о положительной динамике раскрытия преступлений прошлых лет.

Напомню, что при создании Следственного комитета в 2007 году от прокуратуры нами было принято более 200 тысяч нераскрытых уголовных дел. Активное развитие криминалистических подразделений ведомства позволило это число существенно сократить.

За 10 лет работы наши следователи смогли раскрыть свыше 68 тысяч преступлений прошлых лет, уголовные дела по которым были приостановлены и лежали без движения.

Как видно из приведенных мною цифр, от наших усилий напрямую зависит дальнейшее снижение уровня преступности в стране, благополучие и безопасность граждан.

Следует подчеркнуть, что с целью распространения положительного опыта в Следственном комитете образованы Совет руководителей следственных органов, а также Совет молодых следователей. Большой вклад в дело воспитания и подготовки наших молодых следователей, а также их подрастающей смены – кадетов вносят созданные по нашей инициативе Совет Героев Следственного комитета, а также Национальная ассоциация ветеранов следственных органов «Союз ветеранов следствия», в составе которой сейчас более 2 тысяч человек.

Существенной модернизации подверглась и система профессиональной подготовки следственных кадров. Сформирована сеть кадетских учреждений.

В 2016 и в 2017 годах в соответствии с распоряжениями Правительства России образованы Санкт-Петербургская академия Следственного комитета и Санкт-Петербургский кадетский корпус нашего ведомства.

В Московской и Санкт-Петербургской академиях Следственного комитета основной упор сделан на профильную подготовку к следственной деятельности.

Научные исследования, основанные на материалах следственно-судебной практики, в сочетании с образовательным процессом позволили воссозданному нами НИИ криминалистики Московской академии стать ведущим центром научно-исследовательской деятельности в сфере криминалистического сопровождения расследования преступлений и судебной экспертизы в Российской Федерации.

Педагогический состав Московской и Санкт-Петербургской академий Следственного комитета представлен не только учеными, но и практическими работниками, ранее прослужившими много лет в органах прокуратуры, органах внутренних дел и в суде.

В целях воспитания высоконравственных и духовно развитых специалистов заключены Соглашения о сотрудничестве с Академией военных наук, с Союзом писателей России, Мариинским и Малым академическим театром, Московской консерваторией, Федерацией дзюдо России, с Общероссийской просветительской организацией «Российское общество «Знание», а также Соглашение с Министерством обороны России (по вопросам подготовки кадров для военных следственных органов) на обучение по военной специальности «Следственная работа».

В системе Следственного комитета функционирует шесть окружных ДНК-лабораторий, дислоцированных в Северо-Кавказском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах, с помощью которых оперативно устанавливаются лица, совершившие преступления.

Уважаемые коллеги!

Переходя к вопросу о состоянии преступности, отмечу, что за прошедший год кардинальных изменений в её структуре и динамике не произошло, и позитивные тенденции её сокращения сохранились.

Общий массив преступлений уменьшился на 5%. Существенно снизилось количество насильственных преступлений, в том числе убийств – на 7%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 10%, изнасилований – на 9%.

В 2017 году следователи Следственного комитета безотлагательно возбуждали уголовные дела по фактам коррупции, уклонения от уплаты налогов, нарушений трудовых прав граждан (в связи с невыплатой заработной платы), принимали активные меры к защите детей от насилия, к пресечению экстремистских преступлений и террористических вылазок.

Это именно та работа, которую ожидает от нас общество и формирует доверие населения к правоохранительным структурам.

В 2017 году раскрываемость убийств впервые в новейшей истории Российской Федерации превысила уровень 91%, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом – 95%, а изнасилований – 97%. Это очень высокие показатели. Добиться их удалось благодаря эффективному взаимодействию наших следователей с оперативными подразделениями ФСБ России и МВД России.

Как мной уже отмечено, одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета является раскрытие и расследование преступлений прошлых лет.

В 2017 году в результате проведенной следователями и следователями-криминалистами Следственного комитета кропотливой работы на данном направлении раскрыто почти 6 тысяч (5 925) преступлений по уголовным делам, приостановленным в прошлые годы. Почти половину (46,6%) из них составили тяжкие и особо тяжкие преступления (2 763), в том числе 504 убийства, 230 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, 287 изнасилований и насильственных действий сексуального характера, 1 742 иных тяжких и особо тяжких преступлений.

Из наиболее резонансных следует отметить раскрытие серии убийств (84), совершенных в период с 1992 по 2010 годы в Иркутской области, так называемым ангарским маньяком (Попковым). По этому делу установлены прямые очевидцы и свидетели преступной деятельности Попкова, проведено более 200 судебных экспертиз, из них 60 сложных комиссионных,  допрошено  свыше 1 000 граждан, проживающих в различных регионах России.

Вынесен приговор по уголовному делу о бандитизме и 10 убийствах (в том числе сотрудника ОМОН МВД России Дмитрия Чудакова, его супруги и двоих малолетних детей на федеральной трассе «Дон»), совершенных с 2007 по 2009 годы в Ростовской области так называемой бандой амазонок – Инессой Тарвердиевой и её соучастниками.

В Ивановской области в декабре прошлого года в суд направлено уголовное дело в отношении бывшего педагога дополнительного образования, который, руководя детским театром, в течение 20 лет совершал в отношении несовершеннолетних насильственные действия сексуального характера. В ходе следствия установлено 95 эпизодов посягательства на половую неприкосновенность 22-х несовершеннолетних, а также 4 эпизода изготовления порнографических материалов.

В целях предупреждения подобных особо опасных для общества преступлений, результаты расследования на этом важном направлении мы оперативно доводим до общественности через средства массовой информации.

Считаю, что именно такая работа оказывает самое действенное влияние на профилактику преступности и формирование благоприятного климата доверия к правоохранительным органам страны, так как изобличение опасных преступников и восстановление законных прав и интересов граждан – это общий итог усилий всех наших коллег, занятых раскрытием преступлений.

На этом направлении мы активно взаимодействуем с институтами гражданского общества. Используем для этого самые различные организационные формы, включая совещания с членами Общественного и Научно-консультативного советов при Следственном комитете, Консультативного совета Следственного комитета по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Координационного совета Следственного комитета по оказанию помощи детям, пострадавшим при катастрофах и войнах, а также с Национальной Ассоциацией организаций ветеранов следственных органов «Союз ветеранов следствия».

Уважаемые коллеги!

В целом прошедший год нам удалось завершить с позитивными итогами.

Хочу поблагодарить руководителей следственных управлений Следственного комитета по республикам Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Алтай, по Кировской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Волгоградской областям, которые смогли работать лучше других и добились весомых результатов по рейтинговым показателям. Вместе с тем у нас есть вопросы к ряду руководителей следственных управлений, отчеты которых мы заслушаем во второй части заседания.

Уважаемые коллеги!

Переходя к оценке результатов следственной работы, отмечу, что в 2017 году следователями Следственного комитета в суд направлено свыше 100 тысяч уголовных дел в отношении более чем 110 тысяч обвиняемых.

Меры, предпринятые центральным аппаратом Следственного комитета, позволили существенно изменить в лучшую сторону показатели работы по основным направлениям деятельности, обеспечить законность принимаемых решений во многих территориальных управлениях, добиться улучшения качества и сокращения сроков следствия.

На 9% снизилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования (3 264). Их удельный вес составил немногим более 3% (3,1%), что ниже аналогичного показателя 2016 года (3,3%).

Сократилось число дел, возвращенных судом на доработку (1 414), а их удельный вес от числа направленных в суд составил чуть более одного (!) процента (1,4%).

Количество уголовных дел, расследованных в срок свыше 2-х месяцев, уменьшилось на 4% (47 094).

Число приостановленных дел снизилось на 7% (14 323).

Все эти позитивные результаты стали следствием той планомерной и системной управленческой работы, которую мы интенсивно проводили в 2017 году.

В 2017 году (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года № 170) в Следственном комитете начата и активно применяется практика непосредственных сношений по вопросам правовой помощи с компетентными органами иностранных государств – участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Протокола к ней
от 28 марта 1997 года.

С учетом необходимости развития и совершенствования межведомственного сотрудничества со следственными органами государств – участников СНГ в 2017 году реализована новая форма партнёрства – совместное заседание коллегий. Так, 27 апреля 2017 года в     г. Санкт-Петербурге  состоялось первое совместное заседание коллегий Следственных комитетов России, Армении и Республики Беларусь, на котором мы обсудили результаты коллективной работы по противодействию преступности, определили пути её совершенствования, обменялись положительным опытом.

Такой трехсторонний формат сотрудничества получил свое дальнейшее развитие уже осенью 2017 года.

В г. Ереване 18 октября 2017 года состоялось второе совместное заседание коллегий, на котором совместно обсуждены вопросы оптимизации работы, связанной с направлением запросов о правовой помощи по уголовным делам в компетентные органы иностранных государств – участников СНГ, а также вопросы расследования и предупреждения преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Уважаемые коллеги!

Особое внимание в 2017 году мы уделяли противодействию коррупции.

Следователями возбуждено более 17 тысяч уголовных дел о коррупционных преступлениях (17 659).

В суд направлено свыше 8 тысяч уголовных дел (8 238), в том числе 79 уголовных дел в отношении организованных групп (2016 г. – 57 дел) и 3 дела в отношении преступных сообществ, совершивших коррупционные преступления.

Большая часть из направленных в суд (свыше 4,5 тысяч), – дела о взяточничестве.

Растёт число возбужденных уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса. В прошедшем году в суд направлены уголовные дела в отношении почти 600 таких лиц, обвиняемых в совершении коррупционных преступлений.

В их числе более трехсот депутатов и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления и 9 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Есть и весьма высокопоставленные лица, которым следователями Следственного комитета предъявлены обвинения в совершении коррупционных преступлений.

Они хорошо известны, в том числе и из средств массовой информации.

По совершенным ими преступлениям скрупулезно ведется расследование в целях выявления коррумпированных связей системного характера.

Точку в этих делах поставит суд, как это произошло в отношении бывшего губернатора Кировской области Никиты Белых, который 1 февраля 2017 года судом признан виновным в получении взятки в особо крупном размере.

Подчеркну, что по уголовным делам о коррупционных преступлениях в прошлом году государству возмещено около двух миллиардов рублей, а на сумму свыше восьми с половиной миллиардов рублей наложен арест на имущество обвиняемых.

Системно велась работа по противодействию коррупции в оборонно-промышленном комплексе.

Достаточно привести характерный пример, когда начальник продовольственного управления Минобороны России (Александр Бережной) уличен в получении взятки от предпринимателей в сумме 368 миллионов рублей.

Следует подчеркнуть, что Следственный комитет принимал активное участие в подготовке Федерального закона, принятого в декабре 2017 года (29.12.2017 № 469-ФЗ), которым установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.

Вместе с тем в борьбе с коррупцией, как мы считаем, необходимы и другие кардинальные законодательные изменения.

Следственный комитет вновь предлагает вернуться к обсуждению вопроса о введении конфискации как меры уголовного наказания.

Полагаю, что именно она обеспечит неотвратимость имущественной ответственности коррупционеров.

Кроме того, анализ правоприменительной практики о деятельности по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, которая обсуждалась на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 27 июня 2017 года, показал настоятельную необходимость совершенствования законодательства о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, и репатриации из-за рубежа капиталов, полученных в результате таких преступлений.

Добиться ощутимых результатов в этой области не представляется возможным без создания эффективных  правовых механизмов экстерриториального уголовного преследования юридических лиц, так как крупные преступные капиталы практически всегда выводятся за рубеж именно посредством юридических лиц и поступают на счета иностранных компаний.

Вместе с тем в России уголовная ответственность юридических лиц отсутствует. Вместо нее была введена административная ответственность. Однако международные конвенции, соглашения и другие международные договоры в области правовой помощи не предусматривают сотрудничества по делам об административных правонарушениях.

Возникающая правовая коллизия препятствует так называемому экстерриториальному уголовному преследованию российскими правоохранительными органами компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, а соответственно, делает невозможным обращение взыскания на их имущество.

В настоящее время в связи с нашим обращением в профильных комитетах Государственной Думы (по безопасности и противодействию коррупции, а также по государственному строительству и законодательству) рассматриваются вопросы по устранению указанных пробелов в законодательстве, препятствующих эффективному возмещению ущерба и возврату нажитого преступным путем капитала, вывезенного за рубеж.

Уважаемые коллеги!

С 2014 года по инициативе Следственного комитета и Федеральной налоговой службы действует новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, и он уже дал позитивный результат.

Существенно повысился уровень выявления налоговых махинаций, значительно увеличились объемы поступающих в государственную казну платежей.

В производстве следователей Следственного комитета в 2017 году находилось 5 тыс. 113 дел о налоговых преступлениях. В ходе досудебного производства возмещен ущерб на сумму более 35 миллиардов рублей. Кроме того, наложен арест на имущество обвиняемых на сумму свыше 11 миллиардов рублей.

Эти результаты получены благодаря конструктивному взаимодействию следственных органов Следственного комитета с налоговыми органами и эта работа будет активно продолжена в текущем году в условиях значительной либерализации налогового законодательства, направленного на формирование более благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Уважаемые коллеги!

Другая не менее важная задача Следственного комитета – эффективное противодействие такому опасному с социальной точки зрения преступлению, как невыплата заработной платы.

Следует подчеркнуть, что в ноябре 2016 года между Следственным комитетом и Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) заключено Соглашение о сотрудничестве по выявлению нарушений трудовых прав граждан, а также по подготовке и направлению в следственные органы материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам невыплаты заработной платы, что обеспечивает теперь согласованный подход к оценке материалов, поступающих к нам из государственных инспекций труда.

В результате такого взаимодействия в 2017 году в отношении руководителей предприятий – злостных неплательщиков заработной платы возбуждено почти две с половиной тысячи уголовных дел (2 444), что на 43% больше, чем в 2016 году (1 713). Причём в прошлом году следователями Следственного комитета окончено производством почти на 700 дел больше, чем в 2016 году (1 815 уголовных дел, 2016 г. – 1 130).

И что самое главное, принятыми уголовно-правовыми мерами нам удалось возместить ущерб на сумму свыше трех с половиной миллиардов рублей (3 500 905 тыс. руб.), что составляет 75% от размера причиненного ущерба.

В настоящее время, как вы знаете, трудовые инспекции вправе проводить внеплановые проверки работодателей в случае получения от работников обращений о несвоевременной выплате заработной платы либо установления заработной платы в сумме ниже минимального размера оплаты труда.

Напоминаю об этом потому, что поводом для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому преступлению являются не только заявления граждан, но и сведения о невыплате заработной платы, которые поступают к нам из трудовых инспекций.

К примеру, в Тюменской области на основании материалов государственной инспекции труда, полученных в результате внеплановой проверки предприятия, возбуждено и расследовано уголовное дело в отношении руководителя строительного предприятия «Калинка-Строй», который с июля по октябрь 2017 года не выплачивал заработную плату работникам указанного предприятия (имея реальную возможность производить выплаты). Образовавшаяся сумма долга в сумме более 18 миллионов рублей была выплачена работодателем сотрудникам предприятия лишь только после возбуждения уголовного дела.

В связи с этим перед нами в 2018 году стоит ответственная задача оперативно принимать решения по защите трудовых прав граждан, так как именно уголовно-правовые меры являются одним из главных профилактических факторов, влияющих на соблюдение работодателями трудового законодательства и снижение социального напряжения в обществе.

Кроме того, как показывает практика, нуждаются в совершенствовании положения статьи 145.1 (невыплата заработной платы) Уголовного кодекса. Требуется также увеличить уголовные санкции за невыплату заработной платы, что позволит проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по указанной категории преступлений и усилить превентивное значение этой нормы закона.

Уважаемые коллеги!

В последнее время всё острее звучит тема ятрогенных преступлений.

На протяжении последних лет неуклонно возрастает количество сообщений о преступлениях, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи (с 2 100 в 2012 году до 6 050 в 2017 году).

Большинство из них поступают от пострадавших граждан и их родственников (2012 год – 1 080, 2017 год – 3 586). Многие случаи вызывают широкий общественный резонанс.

Ежегодно увеличивается число уголовных дел данной категории, находившихся в производстве (с 412 до 2 658) и направленных в суд с обвинительным заключением (с 60 до 175).

Достаточно сказать, что каждое третье обращение граждан на личном приеме Председателя Следственного комитета связано с врачебными ошибками.

Проверка обоснованности этих заявлений, расследование уголовных дел об указанных преступлениях, разумеется с участием высококвалифицированных экспертов, будет являться приоритетным направлением работы Следственного комитета Российской Федерации и впредь.

Уважаемые коллеги!

Мы находимся в условиях, когда международные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран. Достаточно сказать, что только в прошлом году во Франции, в Швеции и даже в Великобритании, считавшейся безопасной страной, совершено несколько террористических актов, в том числе на стадионе «Манчестер Арена». В связи с этим одной из главных задач Следственного комитета Российской Федерации является активное пресечение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

В 2017 году следователями Следственного комитета в суд направлено 142 уголовных дела о преступлениях террористического характера, что на 45% больше, чем в 2016 году (98). А число направленных в суд уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности возросло на 19% (623 дела; 2016 г. – 522).

К сожалению, в бескомпромиссной борьбе с преступностью мы несём и человеческие потери.

За эти годы мы потеряли тринадцать наших товарищей, большинство из которых погибли в Северо-Кавказском федеральном округе при исполнении служебных обязанностей.

Мы всегда будем помнить наших сотрудников, наших героев, которые ценой своей жизни до конца выполнили долг перед Отечеством.

ПРОШУ ПОЧТИТЬ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ ПАМЯТЬ НАШИХ СОТРУДНИКОВ,

ПОГИБШИХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Уважаемые коллеги!

Напоминаю, что 29 декабря 2017 года принят Федеральный закон (№ 445-ФЗ), ужесточающий уголовную ответственность (вплоть до пожизненного лишения свободы) не только тех, кто совершает теракты, но и за вовлечение (вербовку) в террористическую деятельность, а также за финансирование терроризма.

В качестве очередной дополнительной меры по противодействию экстремизму и терроризму, считаю, что в целях предотвращения этих особо опасных для общества преступлений, в том числе в сети Интернет, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию.

При этом, если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных государственных органов в суд.

Считаю, что именно такой способ даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в сети Интернет.

Добавлю, что в преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – Чемпионата мира по футболу в числе первоочередных задач следственных органов Следственного комитета Российской Федерации стоит организация надлежащей готовности к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.

Особо подчеркну, что Следственный комитет Российской Федерации не остается в стороне от трагических событий на юго-востоке Украины.

Оперативно возбуждается уголовное преследование военных преступников и националистов, от рук которых гибнет мирное население, наши соотечественники. Всего с 2014 года возбуждено 213 уголовных дел, по которым привлекаются к уголовной ответственности 128 лиц, в том числе 20 лиц из высшего военного руководства. Эти уголовные дела всесторонне расследуются, собираются необходимые доказательства, чтобы виновных лиц настигло справедливое возмездие.

Это лишь вопрос времени.

Уважаемые коллеги!

С момента образования Следственного комитета  защита прав детей является одним из приоритетных направлений нашей работы.

По каждому факту насилия в отношении детей мы немедленно проводим проверку и уголовно-правовыми мерами восстанавливаем справедливость.

Достаточно сказать, что только в прошлом году следователями Следственного комитета возбуждено свыше 20 тысяч уголовных дел (21 381) о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

За время, прошедшее с момента принятия Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012 году, мы убедились, насколько своевременным было решение руководства страны сосредоточиться на этой острой сфере социальной политики. Дальнейшим этапом её реализации стал Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года об объявлении 2018 – 2027 годов «Десятилетием детства».

В связи с тем, что установлены дополнительные меры материальной поддержки российских семей, следователям следует чутко реагировать на любые злоупотребления в этой сфере, чтобы своевременно пресекать возможные хищения бюджетных средств, выделенных на поддержку детей.

Справочно: за 3 года государство выделит на эти цели свыше 140 миллиардов рублей. Предусмотрено также льготное ипотечное кредитование многодетных семей. Ежемесячные выплаты тем, у кого родился первый ребенок, производятся с 1 января 2018 года.

Следует подчеркнуть, что сейчас очень остро стоит вопрос обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.

Наибольшую опасность для общества представляют сейчас действия лиц, распространяющих в сети Интернет информацию, пропагандирующую тематику суицида и призывающую несовершеннолетних совершать самоубийства. Чтобы поставить этому надёжный заслон Следственный комитет принимал активное участие в подготовке Федерального закона от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ, которым устанавливаются дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.

Вместе с тем хочу обратить ваше внимание, что самую серьезную обеспокоенность вызвали чрезвычайные происшествия с детьми, которые произошли 15 января текущего года в школе Мотовилихинского района г. Перми (где учащийся 10 класса и его несовершеннолетний знакомый умышленно нанесли 9 ученикам и учительнице ножевые ранения) и 19 января 2018 года – в школе микрорайона «Сосновый бор» г. Улан-Удэ Республики Бурятия (где ученик 9 класса напал с топором на учеников 7 класса и учителя, после чего совершил поджог школы).

К сожалению, такие трагические последствия зачастую являются прямым следствием халатности и несоблюдения установленных правил по обеспечению надёжной безопасности в учебных заведениях.

В связи с этими событиями, вам уважаемые коллеги, необходимо принять дополнительные меры к предотвращению подобных преступлений.

В ходе следствия по таким делам следует добиваться реального устранения причин и условий совершения преступлений в отношении детей и привлечения к ответственности всех должностных лиц за допущенные нарушения. В обязательном порядке давать правовую оценку бездействию должностных лиц, на которых лежит обязанность по обеспечению безопасности в учебных заведениях. При отсутствии ответов на наши представления – немедленно направлять материалы прокурору для решения вопроса о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, своевременно не принявших мер реагирования по устранению выявленных следователями недостатков.

Касаясь вопросов защиты прав несовершеннолетних, следует также отметить, что 29 декабря 2017 года мной издано Указание (№ 8/206) «О дополнительных мерах по реагированию на сообщения о преступлениях, связанных с безвестным исчезновением несовершеннолетних», в соответствии с которым в целях своевременного реагирования на факты безвестного исчезновения несовершеннолетних при получении таких сообщений из любых источников незамедлительно возбуждать уголовные дела для полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств происшедшего. Считаю, что вам не надо подробно объяснять, что запоздалое принятие решения о возбуждении уголовного дела – это во многих случаях безвозвратная утрата доказательств.

Уважаемые коллеги!

Отмечу также, что в настоящее время вами – сотрудниками территориальных следственных органов Следственного комитета оказывается активная помощь четырёмстам  восьми детским специализированным учреждениям, в которых воспитывается более 20 тысяч детей.

Уверен, что в 2018 году в рамках работы по социальной поддержке детских учреждений мы не останемся в стороне!

Всеми силами поможем подшефным детским учреждениям!

Уважаемые коллеги!

В 2017 году осуществлены правотворческие мероприятия по укреплению социального пакета наших сотрудников.

Приняты федеральные законы, в соответствии с которыми увеличены размеры пенсий сотрудников следственных органов, установлена возможность ежегодной индексации пенсий, получены дополнительные социальные компенсации и гарантии, связанные с оплатой проезда в санаторно-курортные организации, предусмотрены единовременные выплаты для приобретения или строительство жилья, а также возможность предоставления жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.

Пользуясь случаем, выражаю слова благодарности нашим сотрудникам, которые участвовали в реализации этих законодательных предложений, сопровождали их прохождение в государственных федеральных структурах, а также нашим коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации за поддержку!

Уважаемые коллеги!

В завершение своего выступления выделю первоочередные задачи, которые предстоит решить в 2018 году.

Первое. 2018 год стал началом Десятилетия детства в России. Государством установлены дополнительные меры материальной поддержки российских семей. В связи с этим, как и прежде, необходимо остро реагировать на любые злоупотребления в этой сфере, своевременно пресекать попытки хищений бюджетных средств, выделяемых на поддержку материнства и детства, на защиту будущих поколений.

Второе. В преддверии проведения в Российской Федерации крупного международного футбольного турнира – Чемпионата мира по футболу 2018 следует совместно с органами государственной власти и правоохранительными органами организовать повышенную готовность к четкому реагированию на возможные террористические угрозы и обеспечить надёжную безопасность проведения Чемпионата.

Третье. Своевременно и жестко реагировать на обращения граждан о невыплатах заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных выплат. В тесном контакте с государственными инспекциями труда и органами прокуратуры добиваться полного погашения задолженности.

Четвертое. Во взаимодействии с надзорными и контролирующими органами сосредоточить основные усилия на оперативном и качественном расследовании коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами и организованными группами в крупном и особо крупном размере, связанных с нецелевым использованием и хищением бюджетных средств, выделенных прежде всего на социальную сферу, а также на гособоронзаказ.

Максимально обеспечить возмещение причиненного коррупционными преступлениями ущерба, принимать активные меры к розыску и наложению ареста на имущество, полученное преступным путем.

Пятое. Продолжить проведение мероприятий по совершенствованию следственной и профилактической работы, межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям в сфере закупок товаров, оказания работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Повысить эффективность профилактической работы по результатам расследования преступлений, совершенных в наиболее коррупциогенных отраслях экономики с принятием незамедлительных мер реагирования по каждому факту выявленных злоупотреблений, связанных с нарушениями закона и халатностью должностных лиц.

Шестое. Во взаимодействии с Федеральной налоговой службой оперативно и качественно расследовать налоговые преступления. Выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в государственную казну напрямую зависит выполнение социальных программ.

Седьмое. Принять дополнительные организационные меры, направленные на качественное расследование и раскрытие особо тяжких преступлений. Обратить особое внимание на нераскрытые преступления прошлых лет, а также преступления совершенные в отношении детей. Уголовно-правовыми средствами решительно пресекать проявления экстремизма и каналы его финансирования. Скрупулезно устанавливать обстоятельства, которые способствовали совершению указанных преступлений, добиваясь реального их устранения.

Восьмое. Продолжить работу по повышению качества предварительного следствия и сокращению его сроков, устранению недостатков в организации работы следователей, обеспечивая безусловную законность и обоснованность процессуальных решений, особенно в стадии проверки сообщений о преступлениях. Средствами ведомственного контроля добиваться неукоснительного соблюдения конституционных прав участников уголовного судопроизводства. Взвешенно применять процессуальные меры принуждения.

В решении поставленных задач рассчитываю, уважаемые коллеги, на вашу принципиальность, профессионализм, высокие моральные качества и боевой офицерский дух!

Благодарю за внимание!


Рецензии