Жизнь в борьбе и труде. Часть третья
Воспоминания Владимира Тимофеевича Артемьева-
"Ветерана труда", Заслуженного машиностроителя Башкортостана
С тех пор, началась очень трудная жизнь сельчан и моей семьи, особо. Мужиков нет, остались женщины и дети. В колхозе надо было работать, пахать землю. Помню, как я,
с товарищем пахал землю.... Один, из нас, ведёт лошадь «под уздцы», другой держит плуг - с трудом доходили до прогона. В конце борозды все падали — и лошади, и мы.
Сеялки работали плохо. Два старика и несколько женщин сеяли зерно вручную,
из лукошек. Следующая работа - прополка посевов. Особенно трудно было дергать голыми руками осоку и молочай..
Наступало время сенокоса. Траву косили женщины, начинали с дальних площадей.
И когда их приглашали на обед — они шли и пели песни. Одеты были в цветную одежду из ситца. Когда косили и шли, в цвете, сливались с зелёными лугами - зрелище было неописуемой красоты....
Кормили в обед хорошо. Председатель колхоза заботился о питании работающих и по его указанию, не редко, в расход шёл скот, под предлогом сломанной ноги или рога животного, так как районное начальство строго следило за сохранностью здорового стада.
В то время, когда косари обедали, мы с другом, Мишей, отбивали косы. А потом кормили и нас.
После сенокоса - своевременная уборка сена. Женщины деревянными граблями переворачивали валки. Мы с Мишей собирали сено конными граблями, которые управлялись педалью. Моя же нога не доставала до педали, через которую сбрасывалось сено с граблей. Я подумал, и приделал к педали необходимую деревянную «высоту».
Всё сено, на колымагах ( высокая, громоздкая деревянная повозка ) свозилось в одно
определённое место, где оно укладывалось в стог. Наверху, старик формировал стог,
а женщины, вилами — трёхрожками, подавали сено на стог.
На уборку урожая зерновых был мобилизован весь колхоз — « от мала, до велика».
Женщины с серпами, старики с косами, мы, пацаны — на лобогрейках ( жнейка простой
конструкции ). И ещё, был один комбайн, «Сталинец», который в день работал не более
2-х часов - или сам комбайн, или трактор «ЧТЗ». Все скошенные зерновые связывались в снопы. Бедные женщины - трудились, не разгибая спины, связывая снопы. Затем, все снопы свозились в одно ровное чистое место - на т о к, где стояла молотилка.
Было пять специалистов, которые управляли процессом - вставляли сноп в молотилку, предварительно распустив его, чтобы не забивался барабан. Эта работа выполнялась в дневное время, а ночью, зерно засыпали в мешки — по три ведра в каждый, мешки укладывали в повозку, и обозом в пятнадцать подвод, везли зерно на элеватор, в районный центр, за 12 км от села. Бункеры на элеваторе находились высоко — на уровне, примерно, третьего этажа 5-ти этажного дома. Мы, пацаны, таскали мешки с зерном, по 30 кг, наверх и высыпали в эти бункеры.
Спина до сих пор болит от этих мешков. Домой возвращались под утро. Лошади обратную дорогу знали и шли домой самостоятельно, а мы в это время спали. Каждый раз м а м а встречала
и несла меня на руках - 11 -летнего, спящего, домой....
Заканчивалась уборочная страда сбором колосков с поля, которые оставались в ходе
срочной массовой уборки. Эту работу выполняли и малолетние дети, колоски также сдавали
на ток, для обмолота.
Норма выдачи зерна на 1 трудодень была снижена до минимума - 50 гр. поэтому,
задолго, до нового урожая, в семье хлеба не было. Часто, дома, нечего было есть. Ранней весной, на колхозных полях мы собирали картошку, оставшуюся, случайно, после осенней уборки плугом . Она была перемёрзлая и частично гнилая, эта картошка. Но, мы её называли «крахмал» и варили из неё кисель.
На мельнице, после работы «камней», собирали мучную пыль. Собирали лебеду, липовый лист, сушили, потом делали муку. Из всего этого пекли лепёшки.
Собирали дягиль — варили щи. Так жили... и трудились, но были и «вечеринки», где
девки пели:
«Охну я, охну я, через конёвник сохну я, а через липовы листки перелопались кишки».
( конёвник - дикий конский щавель ).
С этой пищи и постоянного недоедания, я дважды опухал. Меня увозили в медпункт,
где лечили куриным супом... и я оживал.
Работал я и пастушком. Начинали с другом,Мишей, пасти телят, в хорошем природном уголке - на полуострове. Загоняли туда телят, и охраняя их, сами плели лапти и корзинки.
Затем, с таким же пацаном, как и я 11 — 12 лет ( тоже Володя ) пасли овец. Пригнали отару
на стойло, а сами пошли на крытый ток, смотреть птичьи гнёзда под крышей.
Про отару забыли, а когда вспомнили, поспешили на стойло, и увидели... овец там нет?!...
Долго мы их искали — бегали по полям, я тогда загадал: «Если есть Бог, овец найдём».
Нашли мы их — на реке Челнинка. Речка течёт по камушкам. От воды до крутого берега -
песочек, а на крутом берегу сидит матёрый волк и наблюдает за нами. Мы отогнали отару
от речки и пригнали в овчарню. До сих пор не могу понять, почему волк не загрыз ни одну
овцу. Правда, с этим волком я встречался раньше, зимой. Он с вечера до утра ходил
и уничтожал всех собак. Так как мы жили на окраине, я с палкой стал выгонять его из деревни. Он отбежал метров на 200 и остановился, повернулся ко мне мордой. Стоит он,стою я — смотрим друг на друга.. выжидаем, кто кого пересмотрит. Так продолжалось минут пять, а мне тогда казалось — вечность. Волк ушёл.
В то время, старшей сестры дома уже не было, её направили на учёбу в школу ФЗО
( фабрично - заводского обучения), в город Куйбышев, где она и осталась после окончания учёбы, для работы на заводе. Теперь этот город — Самара.
На нашей улице жила женщина, звали её Нюрой, лет тридцати пяти.
В колхозе она не работала. Называли её - «единоличница». Жила за счёт огорода и леса.
Взрослые люди все на работе. Она собрала, однажды, всех пацанов и пошли в лес собирать орехи. Стволы орешников были толстые, мы пацаны, вдвоём, поднимались на вершину орешника и убрав ноги со ствола, зависали на стволах. Вершина, от нашей тяжести, пригибалась к земле, один держал, другой собирал орехи. Тётка Нюра не стала просить держать орешник, села на него верхом и стала собирать орехи. Мы не успели отойти, как она закричала : « Разбой,.. спасите!»...
В орешнике было осиное гнездо. Осы начали жалить ее, снизу, под юбкой. Тётя Нюра отпустила дерево и бегом, в речку. После укусов она три дня болела.
В деревне были две большие проблемы, когда не было соли и не было спичек.
На нашей улице жители организовали дежурство по сохранению горящих угольков до утра.
Чтобы затопить печь в доме, надо было сбегать к дежурным соседям, взять угольки.
Однажды, я сидел у окна и смотрел на улицу. Из дома, напротив нашего, выбежал Санька
за угольками. Вдруг Санька исчез. Я пошёл к ним в дом, а его дома нет. А посредине
улицы — колодец, который за ночь замело снегом, в него Санька и упал. С большим трудом
вытащили его, отогрели...
Колхозников, правдами и не правдами, облагали натуральными налогами — так назывался «Сталинский налог» . Каждая семья должна была отдать: картофеля — 1 центнер (100кг),
яиц - 100 штук, молока — 100 литров, шерсти — 1 фунт (400гр). Многим семьям налог
был непосильным. Для «выбивания» этого налога «трудились» красномордые опричники.
Недопонимание заканчивалось тем, что опричники увозили со двора корм для скота.
Люди были вынуждены продавать корову - кормилицу семьи.
Ещё, в нашей деревне, свирепствовал лесник. Мы, с братишкой - дети 13 и 8 лет, пошли
зимой в лес, набрали сучьев и везли домой на салазках. Остановил лесник и стал придираться, якобы мы срубили деревья. В наказание, хотел отобрать топор. А что такое
топор в деревне — это жизнь. Коля схватил топор и побежал. Лесник хотел его догнать, но не смог. Он был пьян и грузный — пузо до колен. Топор остался с нами. Во второй раз, этот
же лесник хотел забрать у нас топор, но я его ударил и он упал, а брат Коля его немного попинал. С тех пор, лесник нам не встречался. Я понял, что силу признают все.
Когда на поле поспевали зерновые, мы, пацаны, вылущивали из колоска зерно - уж очень хотелось кушать. «Полевой» - Морунов загонял нас «в потрав» ( как скотину), запирал
в лошадиную конюшню и требовал от родителей «выкуп».
Чтоб не умереть с голода, в одну из зим, мы с братом пошли просить милостыню в другую
деревню, которая находилась от нас за 10 км. Прошли всю деревню, никто ничего не подал,
ответ был один - « не чего давать, сами голодаем». И только, когда возвращались домой, на выходе из деревни, зашли в один дом. В доме, за столом сидели мужики с красными лицами.
На столе — всякая еда и водка. Долго решали, дать нам чего или не дать. Наконец, отрезали
пол - каравая хлеба и сказали : « ни кому об этом не говорите!» Пока мы шли домой, ломали по щепотке, и так весь хлеб съели... Я до сих пор мучаюсь совестью перед матерью, что не донесли хоть крошку хлеба.
Я одного, из этих мужиков, узнал — он часто приезжал к нашим соседям. И только позже понял, что эти люди — курьеры, реализовывали колхозные продукты, которые находились в погребе соседей. Деревня, где мы просили милостыню, называется Макар-Челны, из неё они вывозили продукты в Нурлат ( Татарстан). Не случайно они нас предупредили, чтобы мы об этом ни кому не говорили...
И это всё было - военное лихолетье, в моём родном селе — Старом Аделякове , ...
на окраине которого, когда-то проходила битва Степана Разина и его соратников- воинов
с царскими войсками. Нас, в детстве, всегда пугали «беглыми», а мы, пацаны, всё равно
лазили по траншеям, буграм. Мой дом, где я родился, стоял на самом высоком месте, напротив его - давно забытая братская могила. По рассказам старожилов, там захоронены бойцы Стеньки Разина. На этом месте рос только бурьян. Ни кто, никогдане рискнул здесь что-то построить. Всегда я помнил об этом и была мечта - раскопать эту могилу и построить на этом месте или часовню, или церковь. Мои пожелания потомкам, чтобы кто-то сделал это, в память о воинах Стеньки Разина...
А «беглые», в самом деле, были. Отдельные солдаты, в 1941 году убегали с фронта и
обосновывались в наших лесах... От глаз пацанов ничего не ускользало. Мы всё видели и слышали, так как постоянно бродили по лесам и лугам, в поисках чего- то «съедобного».
Однажды, на наших глазах произошёл случай..По опушке леса ехал сельчанин на телеге.
Из леса вышел человек и что-то требовал от ехавшего на телеге. Сельчанин хотел уехать,
но, человек «из леса» выстрелил ему в спину, он его убил... Спустя годы, я находясь в лесу, много раз натыкался на признаки бывших землянок... По-видимому, в них когда-то проживали беглые предатели, которые не хотели воевать против фашистов и ждали падения Советского Союза, в надежде, что им вернётся бывшая царская власть. Однако, их всех отловили.
В таком далёком тылу тоже шла война...
продолжение следует...
Свидетельство о публикации №218022601722