Единорог - Кергедан

16 век. Вотчины Строгановых находились в плотном окружении тюркских народностей (башкиры, киргизы, черемисы, сибирское ханство и др.), представляя собой своеобразный анклав. Особенно это хорошо видно на современной карте отошедших земель опричнине Ивана Грозного (Карта из книги Владимира Шилова "Очерки истории династии Строгановых").
16 августа 1566 года Аникию Строганову была выдана грамота о причислении к опричнине построенных им в Перми городков Канкара и Кергедана.
"После смерти Иоанникия сыновья его переселились в 1570 году во вновь построенный ниже по Каме городок Кергедан" - говорится в крупном издании А.Ф. Девриена 1914 года. Там же, "первый соляной промысел был заведен Строгановыми в 1564 году в урочище Орле (Орел-городок)". По Миллеру, название Орел использовалось местным населением и раньше.
При реке Орле есть урочище Орел "на Каме, на Орле на наволоке росол нашли" (грамота Ивана Грозного о построении городка на реке Орле от 2 января 1564 года).

По какой-то причине это место получает тюркоязычный топоним "Кергедан" - многие неясные названия достаточно обоснованно переводятся то с азербайджанского, то с киргизского, то с башкирского и даже с казахского. Почему? Возможно, чтобы с помощью них указать враждующей стороне свои намерения относительно взятых земель. Например, таинственный Кергедан. Его пытались переводить с местных языков, но все как-то приходится притягивать за уши, подстраиваться. Археологи О.Н.Бадер и В.А.Оборин переводили "первоначальное" название Орла-городка как "город в устье реки", соотнося его с финно-пермским "Каргедым" (Кардын). Лингвистическую основу «кер» считали искажением финно-пермского слова «чер» («чор», «шор» - ручей), поэтому переводили первоначальное название Орла-городка и как «устье маленькой речки или ручья».
Также существует гипотеза о татарском происхождении названия от «карга» - ворона - и «дан» - слава.
Пермский историк Е. Н. Шумилов связывал название Кергедан с тюркским родовым именем, означающим носорог. Не сразу верится, но это наиболее вероятный перевод.
В Жалованной грамоте от 2 января 1564 г о построении на РЕКЕ ОРЛЕ городка нет ни единого слова о Кергедане. Появляется он впервые как раз в грамоте 1566 года о причислении к опричнине.
Более того, вот что пишет Оборин В.А. в своей работе "Орел-городок" 1957 года.
"В раскопах 1953-1954 гг. найдено еще несколько железных наконечников стрел и костяные наконечники, по своему типу очень близкие к стрелам родановской культуры. Все они найдены в слое 16 в. вместе с русской посудой и красноглиняными изразцами. Т.о., мы НЕ МОЖЕМ говорить о существовании дорусского поселения на этом месте. Коми-пермяцкое название городка - Кергедан, очевидно, связано с тем, что коми-пермяки в 16 в. жили на нем вместе с русскими".
Интересно, правда.
На 1566 год Орловские земли часто подвергались набегам со стороны Сибирского ханства и его сторонников (остяки, вогулы и др.), время от времени бунтовали волжские булгары, нападали башкиры и черемисы. Так бывает, когда приходят другие народы, навязывают свою веру, да еще и осуществляют колонизацию земель. Врагов, в целом, хватало.
Представьте, в государевой грамоте по каким-то причинам указан новый русский острожок с тюркским именем Кергедан, несмотря на то, что первоначально место именовалось Орел. Кто же землю осваивал? Кто здесь жил до? Хотя Строгановы, по легенде, сами татарского происхождения, но уже родилось не мало поколений и правнуки мурзы Спиридона давно обрусели.

Естьверсия о том, что в 15-16 веках цари пользовались тюркской речью, и арабской, и русской, конечно. В Оружейной палате, например, есть шлем Ивана Грозного с арабской вязью и старославянским письмом одновременно. Не было такого резкого разделения в культуре и религии, как сегодня.

Так откуда это название Кергедан? С азербайджанского добуквенно переводится, как носорог (kergedan).
Да, в палеолите здесь обитали шерстистые носороги, ближайшая находка рядом с Таманом. Предположим, нашли скелет и не один, по факту находки назвали Носорог, но почему не на русском языке?

922 г - Ибн-Фадлан "Записка о путешествии на Волгу в Волжскую Булгарию". Чем интересен этот литературный источник? А тем, что в нем рассказывается о единорогах, как реально существующих животных. «И сообщают некоторые (кое-кто) из жителей (этой) страны, что это (животное) носорог». Т.е. единорога называли носорогом.
Фантастично, но ведь могли исходя из постоянного обитания этого животного на данной территории назвать острожок "Единорог". Орел же соотносят с одноименной птицей.Однако, вернемся на землю.
На Руси в XV–XVII веках единорога называли инрогом, именно так назывались тяжелые пушки. Самое древнее орудие с таким названием, дошедшее до нашего времени и хранящееся в Артиллерийском музее, — это 68-гривенная (калибр 216 мм) пищаль «Инрог», отлитая из меди в 1577 г. в Москве мастером Андреем Чоховым.
 
В Средние века единорог присутствовал на гербах герцогов, графов и английских королей. Он изображен на спинке трона Ивана Грозного.
Свою устремленность исполнять Волю Бога в чистоте сердца Своего, как меча и слова Божия, Царь Иоанн Васильевич Грозный выразил через символ единорога, поместив его в Своей государственной печати. Единорог, как символ свирепой чистоты, идеал богоданной власти русского Самодержца.
До сих пор на башнях Кремля красуются фигурки единорога.
 
Кергедан - это стратегический объект, задача которого укрепление позиций русских на севере и каждый тюрк должен был понять, что теперь это земли Ивана Грозного. Название, думаю, и планировалось быть временным, может даже просто на бумаге, на период установления власти. Это как, флажок на карте - здесь владения единорога.
 
Из Орла под знаменем с единорогом отправился в 1581 году атаман Ермак. Не исключено, что и пищали отливали в Орлове-городке наподобие московского "Инрога" 1577 года. Неужели такую мощную боевую технику того времени не использовали в сибирском походе, да еще с огромными финансовыми возможностями Строгановых? Определенно могли.

Вопрос религии был далеко не последним. Затрагивая его, видим, что единорог был символом непорочности Девы Марии. Это непорочное зачатие единорожденного сына Иисуса Христа, что в умах людей позволило связать образ единорога с Христом.
Инрог - мифическое существо, символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания.
Пишут, что самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. Т.е., за 2 тыс. лет до образования христианской веры. Мог ли процесс христианизации, по своим причинам, использовать символику единорога для продвижения своих идей в массы, если этот символ был для своего люда и «язычников» дорог и значим? Конечно, кто бы так не сделал. А может, в принципе, религия была другой и не было разделения на мусульман и христиан, например?

Восточные предания из википедии: 
"Каркаданн (что на фарси значит «господин пустыни») — мифическое существо, упоминаемое в средневековой арабской и персидской литературе. Представляло собой свирепого единорога, встречавшегося в Северной Африке, Персии и Индии; он был способен напасть на слона и убить его. Возможно, речь идёт лишь о носороге, либо о близком ему виде вымерших животных (эласмотерий). В современном арабском и персидском языках этим словом обозначается носорог.
Аль-каркаданн — один из источников питания мифической птицы Рух".

Такой стратегически ценный пункт, как Орел-городок стал не только центром уральских земель Московского государства, которые в скором времени дадут возможность объединить окрест лежащие земли всех остальных народов, включая непокорное Сибирское царство, но и религиозным центром распространения христианской религии в противовес исламской или любой иной - "языческой". Монастыри, как головные пункты, часто носили оборонительный характер, не зря после построения Орла, вскоре в 1570 году вместе со Строгановыми туда был перенаправлен из Пыскорского монастыря целый гарнизон военных. Впоследствии, роль обороны заключалась во внутренней защите от крестьянских бунтов и восстаний. Иначе, зачем многочисленные подземные ходы от церквей и монастырей? На случай ухода. Военная функция монастырей - это отдельная тема и к чистой вере никакого отношения не имеет.
Отныне Грозный стал господином камских "пустынь", наместниками его власти -
 Строгановы. Быстротечно формировалось вероисповедание в единорожденного Христа и власть от бога на земле в руках царя. Границы новой религии расширились, как никогда. Сформировался новый психотип человека, вольного и широкого душой, как речные просторы, но склоняющего голову перед новым богом и его "представителем". Что уж говорить, и женились-то только с благословения хозяина. И нравственность вроде проповедуется, да как-будто что-то не так, раз современным богом все чаще признают деньги. Нужно вернуться и вспомнить что-то или кого-то...где-то закралась ошибка жизненных ценностей...может того самого древнего единорога (инрога), целомудренного и чистого душой, под знаменем которого шли вперед Ермак и Грозный.


Рецензии