Жизнь в борьбе и труде. Часть четвёртая

                БЫСТРОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ.

                Воспоминания Владимира Тимофеевича Артемьева -
               "Ветерана труда", Заслуженного  машиностроителя Башкортостана





          С гибелью  на фронте  моего  отца,  и после войны,  у  нашей семьи  родственников 
и поддержки  в селе не стало. Мы  жили втроём, близкие  люди -  мама, я и  младший брат, Коля.
Многие, в том  числе  и  местные  власти, как могли, над  нами  издевались. Было  очень
трудно жить, особенно, когда маму послали на лесоповал, за 50 км от дома.
Мы с братом  вели  хозяйство. Это было очень унизительно. Но, если бы мама  не пошла
на лесоповал, её  могли отправить в  Хабаровский край, в наказание.
Соседка, тётя Дуня  - не работала, дочь  18-ти  лет, сын  15-ти  лет  тоже не работали
в колхозе. Их не пугали и не отправляли в  Хабаровский край, так как  Гришко — калека, был их зятем, он же -  Председатель  сельского Совета.  И жили они  все  прекрасно.               
Один раз  я рискнул, тайно  спустился в их погреб.  Там, в молочных флягах — сметана,
масло, сало и другие продукты питания. Я хотел  рассказать об этом  маме -  она  мне
рассказывать  запретила и сказала, что  меня  могут  посадить в  тюрьму, так как я воровски
заглянул в их погреб. Все эти продукты были  ворованы  из колхоза.   А правды здесь  нет
и её не добьёшься.
И мы с мамой  решили -  мне надо  уходить из дома, искать  лучшей доли  в городе, где жила,
замужем, моя старшая  сестра Валентина.  Так, наверное, с маминой  молитвой, с небольшой котомкой за плечами, в которой был свежеиспечённый  мамин каравай хлеба, да картошка               
«в  мундире» — я, 14- летный  подросток, ушёл  зимой из дома, пешком за 200 км  от моего села, в неизвестный мне город Куйбышев. Шёл я вместе с 18- летним  сельским парнем Антоном  Ковшовым. Он  хотел устроиться  на работу, в городе.  Шли мы  три дня.  На  две ночи мы останавливались  в  сёлах,  Зубовка  и Городок,  у  совершенно незнакомых людей, чтобы поспать до утра, и снова  в путь...  Спасибо этим людям, которые не отказали  в ночлеге!
Преодолевая  холод и усталость, мы всё-таки добрались  до своих  намеченных целей...
Мама, с братом  Колей,  переехала на свою  родину — в  село Старое  Эштебенькино,  где жили ее близкие родственники -  родители и младшие  четыре  брата и сестра. Родственники в то время  и поддержали ее, помогли  купить  маленький домик. Впоследствии,  мама  еще раз вышла замуж,  а Николай, закончив  школу, тоже уехал в  город Куйбышев. 
       В Куйбышеве, я, какое - то время,  жил  в семье  сестры, которая  занимала  комнату  14
квадратных метров в коммунальной квартире, с частичными удобствами.
Главная моя задача была — купить, ежедневно, две буханки хлеба. К этому  времени  карточную систему отменили, а хлеба на всех не хватало. Были  большие очереди  за хлебом.  Люди,  в  5 часов  вечера забирались  на  чердак центрального общежития завода и до  9 часов утра соблюдали  очередь,  перекличкой.  Каждый из нас старался попасть в первую
сотню, тогда успевали до 12 часов  зайти  в магазин. Запускали по 10  человек.
В 12 часов  дня — гудок завода.  Рабочие пошли на обед  и все ринулись в одну дверь магазина. Сплошная давка. Один раз, я до 12 часов не успел зайти в магазин и попал в эту   давку, с трудом выжил.               
Вторая  задача была — поступить в ремесленное училище.
Спасибо  зятю, мужу сестры, Николаю Михайловичу Васину!  Он меня научил решать
примеры с десятичной и простой дробью. В училище принимали  с 5-ти  классным школьным образованием, на  СЛЕСАРЯ, и с 7-ми  классным образованием, на  ТОКАРЯ. Нужно  было сдавать  вступительные экзамены. По арифметике  я сдал  на «хорошо»,
а по русскому  языку -  диктант диктовали три раза. Нас было 40  пацанов с трёх- классным образованием.  Слава Богу, всех приняли!   Всего в училище было 200 человек.
Моя учёба шла нормально. Жил я в общежитии, в комнате нас было 20 человек.  Кормили    три  раза в день,  бесплатно, в заводской столовой.  Жизнь мне начинала улыбаться.               
Из 40 человек, 2-х годичное обучение закончили только  18 человек,  остальных — 22 человека                посадили в тюрьму,  за различные преступления -  воровство, драки и другие.
Из  группы, с  пятым разрядом слесаря  вышли два человека, в том числе  и  Я -  «слесарь   по ремонту промышленного оборудования»,   три  человека  с  четвёртым разрядом,   остальные  -
с третьим разрядом. 
По окончании учёбы, мы с другом — Хальзовым Володей решили  сфотографироваться на память. Для этого  нужны были деньги — 25 рублей. Где  их взять?
Первый источник — на свалке собирали медь, сдавали на приёмный пункт.
Второй источник -  делали  кухонные ножи и продавали их  на « вшивом  рынке», в Овраге  подпольщиков.  Третий источник, стыдно, но я признаюсь. Рабочие  ботинки мы получали  на два размера больше, в них мы ходили на практику, на завод.  Там, в ботинки насыпали  мы  медные отходы  после штамповки пластин для коллекторов, примерно  200 гр.  Охрана нас,               
 с такой  «начинкой»,  ни разу не задержала. А мы, сдавая эти отходы, накопили 25 рублей и сфотографировались. Это была первая фотография в моей «взрослой» жизни, кроме одной
детской — в  трёхлетнем возрасте.
Однажды, вечером,  всей группой  пришли в  столовую на ужин. Официантка  долго , так   нам  казалось, не несла ужин.  Ребята начали  баловаться  -  бросались  «птюхами», это  куски
чёрного  хлеба, как кирпич, весом около 200гр.  Какой-то парень попал «птюхой» в портрет, который висел над моим столом. Портрет упал на стол, стекло разбилось. На этом портрете
был  Берия.  Нас, четверых, кто сидел за этим столом, забрали и держали в «кутузке»  три дня. Был постоянный допрос. Этот портрет  «аукнулся»  в  дальнейшей  моей  жизни               
В аттестате, по окончании  училища, в графе «поведение» поставили — 4. И, уже взрослым
человеком, меня  не  избрали  Председателем  комитета  профсоюзов  завода. 
Как только   организовывались  какие — либо   мероприятия  в коллективе завода,  мне  напоминали о  « портрете», как  врагу народа.  Реабилитировали  много позже.  Объявил  мне  об этом  полковник КГБ, с которым мы, однажды,  летели  в одном самолёте в  г.Сочи.


                продолжение  следует...

    


Рецензии