М. Ростропович. Человек из футляра

               
 В музыке Ростроповича можно сравнить с Николо Паганини, как  гражданина - с Альбертом Швейцером

 «Мстислав Ростропович. Непокоренный смычок. Новый фильм  французского режиссера Бруно Монсенжона. В эти дни во  многих странах мира впервые прошли показы ленты.
« ... киноленту  уже увидели Париж и Милан,  я представил ее в Нью-Йорке. После российской премьеры в Новосибирске, запланированы показы в Кракове, Москве, Монреале, Детройте и других городах», — рассказывает  режиссер  Монсенжон, документалист , режиссер и скрипач.

  Событие! Оно  навеяло воспоминания тем, кто знал или просто слышал о нем, был знаком с его   жизнью, творчеством...Когда -то,  еще в 60—70 -х годы , Ростропович  выступал и  в Латвии. И я  сохранила свою  скромную о том  заметку в  нашей легендарной  Молодежке.
В его приезд в Ригу в 90-х  мне повезло вновь. Всего одна встреча-интервью с  этой  неординарной Личностью, а   воспоминания, как вчера.


 -Правда ли, что с пеленок Вас держали в пропахшем канифолью футляре для папиной виолончели?
                -Да , это правда!-ответил гость.-Родители – музыканты, когда садились играть,  укладывали меня в футляр, чтобы  я не завалился куда-нибудь.     С тех пор футляр ассоциируется  у меня с музыкой, мамой и запахом канифоли.

Когда, выйдя из самолета, М.Ростропрович входил в здание аэропорта Рига, он услышал звуки виолончели и подумал, что звучит его пластинка. «У меня еще очень быстрая реакция,-сказал чуть позднее Маэстро,- и  потому я подумал,что у меня наверняка  начинается склероз- я не помнил такого сочинения!». А это был сюрприз от его учеников-профессоров Музыкальной академии Латвии Мариса Виллеруша и  Элеоноры Тестелец. Это ансамбль юных виолончелистов играл Медыня.

Гражданин Вселенной без гражданства

-Я гражданин  Вселенной,-сказал Маэстро в ответ на вопрос, где он чувствует себя лучше.-Когда меня лишили гражданства, мне помог весь Западный мир. Теперь я не взял российского , не взял американского, потому что не хочу никого обижать. На российской таможне у меня потребовали паспорт на виолончель.Я сказал,что паспорта не имею.-«Как  же вы ездите по заграницам  и не имеете паспорта?!»-«Пришлось заплатить миллион рублей штрафа».

...Но сын помнил      
                «Если я нужен, за мной придут»- таков был девиз его отца,профессора консерватории,заслуженного артиста страны,отличного виолончелиста Леопольда Ростроповича. Но за ним никто не пришел, его большой талант остался невостребованным и он незаметно умер в эвакуации в 1942. 
               
- Бог и судьба даровали мне то,что было недодано отцу , как бы в компенсацию за него -известность и хорошую жизнь. За недоданную ему  и всем тем, кого ограбила жизнь: я учился у лучших профессоров-своего отца,по классу инструмента у Шостаковича, композации- у Шебалина,виолончели- у Козолуповой и как бы автоматически побеждал  во многих конкурсах и попал в обойму успеха, много гастролировал за рубежом.

Иди сам!

«Никто не придет за тобой,потому что ты никому не интересен, не обольщайся. Иди сам! Заинтересуй того, кто нужен тебе, и получишь все». Из этой длинной железной формулы он принял только «Иди сам!».Потому всегда там, где нужен, рядом с тем, кому трудно,кто в беде, кто слаб, с кем поступают непорядочно. Лишение гражданства и изгнание из России-два самых тяжелых камня.Казалось бы, они требовали злобы. Но Ростропович-строитель, не  разрушитель, сумел простить обидчиков,потому что всем людям-хорошим и плохим-он желает добра. И он е спешит, а носился по миру,если знал,что может помочь и спасти, старался примирить людей,вместо того, чтобы они уничтожали друг друга.  -Ведь все равно всем нам придется жить вместе-никуда друг от друга не деться. Это медицинский факт,- объяснил Маэстро журналистам.

 Не гарем , но похоже на двоеженство

-У меня есть две виолончели, на которых я играю. Это что-то вроде двоеженства, и я не один такой.Стерн, Перельман и другие тоже играют, по крайней мере, на двух инструментах. Все зависит от репертуара. Для камерных– у меня знаменитый  Страдивари «Дюпор»-лучшего в мире нет,он очень знаменитый , с богатой историей: сделал его Страдивари   в 1711-м  специально для одного любителя-виолончелиста, доктора из города Лиона. Он знаменит и царапиной на виолончели, которую сделал случайно Наполеон  шпорами своих сапог, когда решил попробовать на ней поиграть.(Справка. Все великие инструменты имеют имена.Обычно это имена великих музыкантов,которым принадлежали).
Он встретился с этим инструментом в Америке в 1956-м , где оказался после Ойстраха и Гилельса  третьим   советским артистом, добравшимся  туда после революции.После концерта за кулисы пришел Жером Ворбург,банкир и страстный любитель виолончельной музыки, и спросил:

- Слава, хочешь взглянуть на Страдивари «Дюпор»?

 Ростроповича затрясло, он не спал всю ночь. »Понимая, что никогда не буду ею обладать, боялся встречи с ней, но соблазн был столь велик! И на утро я пошел на свидание. И  мне ее показали.Я попросил разрешения дотронуться до нее и мне разрешили. А жена Ворбурга сделала  поляроидный фотоснимок-доказательство, с которым я поехал в Москву. В те-то годы  это примерно, как если  бы поклонник  итальянского кино  из города Копейска продемонстрировал приятелям снимок, на котором он обнимает  Софи Лорен.

...1974 год, Его вышвырнули из  Москвы.Без денег,без контрактов (они подписываются заранее).Вдвоем с собачкой Кузей, он оказался в Нью-Йорке, и ни единого способа  заработать. «И вдруг мне позвонил дядя Марк, Марк Шагал, и говорит: » 10 сентября открывется моя мозаика  в первом американском  банке в Чикаго. Не смог бы ты  сыграть  на этом открытии Баха?». Мог ли я отказать дяде Марку?! 

И он прилетел в Чикаго, зашел в гостиничный номер и снова телефонный звонок: »Слава! Может быть вы меня не вспомните, я вдова Джери  Ворбурга.Он умер два года назад и  перед смертью сказал: »Предложи нашу виолончель Ростроповичу.Если он ее не купит,пусть она навсегда останется в нашей семье». Я знаю, что вы не можете ее купить, но звоню, исполняя последнюю волю мужа».

Паузы не было, хотя она предполагалась.Покрываясь мурашками от наглости произносимого, Ростропович сказал: «У Вас единственный шанс выполнть волю покойого мужа-немедленно, к концерту для Шагала, прислать мне эту виолончель». Вот теперь была пауза. Вдова глубоко вздохнула: »Хорошо, я сейчас посмотрю  расписание самолетов и, если успею, пришлю ее вам».

В Америке все просто. Перед самым началом концерта  распахнулась дверь, за ней стоял человек, держа в руках    Страдивари-«Дюпор». Не изменившись в лице, Мстислав Ростропович  недрогнувшей рукой  взял за горло материализовавшееся  сокровище, обнарув одновременно,что струны на нем не те, к каким он привык, но переставлять их не было уже времени.Он взял за горло  свою новую партнершу и на подгибающихся ногах отправился играть Третью сюиту Баха. «Все плыло у меня перед глазами, в руках моих пела моя мечта...»

У меня был друг  Пауль Сахер из  Швейцарии.На другой день я поехал к нему и рассказал ему все. Он только спросил: « Сколько тебе надо?». И тут же выписал чек.А вообще покупка была оформлена за один доллар. Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены. И даже те бешеные деньги, которые я позднее за нее заплатил, ничто!Этот инструмент-достояние человечества!И я на нем играю. Я заказал для него  специальный футляр, металлический, тяжелый, как сейф, на колесиках. И я вожу за собой  этого бегемота... 
                Вторая моя виолончель сделана в 1760-м  учеником Страдивари. Это мой самый любимый инструмент, с которым я и приехал в Ригу.

 Ps. И вот с этим, тоже не менее уникальным, во время репетиции  в Латвийской Национальной  опере на наших глазах чуть было не приключилась беда.( Мы, журналисты, сидели вблизи сцены). Сначала Маэстро, устроившись на стуле перед оркестром, попросил выключить на сцене бьющий ему в глаза боковой свет. Но минут 15 не могли найти нужную кнопку,чтобы выполнить эту «сложную» просьбу.Потом все шло отлично. Репетиция закончилась , и Маэстро, высоко оцепив  профессионализм оркестра,расцеловался с дирижером, первой скрипкой, и , послав  несколько воздушных поцелуев в зал, довольный покидал сцену. Но передумал, вернулся и сказал: »Ну , раз уж вы пришли, я вам сыграю».И в зал полились звуки «Сарабанды»...

Теперь  он уже окончательно покидал сцену. Но возле кулис, за три метра от Ростроповича с виолончелью в руках, вдруг сработала  пожарная сигнализация  и из трубы ржавым потоком хлынула вода. Хорошо, что охранник  виолончели моментально прикрыл ее  своим пиджаком. А когда охрана выводила Маэстро со сцены через запасной выход, вода снова полилась на сцену,был залит весь задник. Но все успели выскочить почти сухими.Чуть пострадала лишь одна дама из оркестра и ее скрипка.

И после всего случившегося  он сказал,примерно,  следующее:
Будем считать,что все эти неприятности компенсировал горячий прием  рижан! Ростропрович есть Ростропович А как бы реагировала и что бы было, окажись на его месте какая-нибудь другая звезда?

« Стейнвей « Оська» в четыре цены

 Еще одна история.Они учились вместе в консерватории. Потом она , Аза Магомедовна , дагестанка, талантливая пианиста,была его помощницей,концертмейстером, ездила с ним на гастроли,аккомпанировала ему на концертах, вела его открытые уроки-родной человек. Он звал ее Осей.

    Когда он уехал, все, связанное с ним, стало опальным. Она, маленькая состарившаяся Ося, кое-как на свою пенсию доживала в крошечной комнатушке коммунальной квартиры, где когда-то стояло  прокатное пианино.
               
 И однажды Ося получает от Мстислава письмо, что он жив, заработал деньги, купил и прислал ей в подарок  кабинетный рояль « Стенвей»   ( не больше и не меньше!). И  чтобы отныне  был у нее собственный инструмент назло врагам.И  какой!-который им даже и не снился , и чтобы она играла на нем, чтобы они, враги, сдохли от зависти!

     И Аза Магомедовна  помчалась в Шереметьево  за невероятным подарком.Увидев его собственными глазами, она остолбенела- на месте ,где обычно красуется  название фирмы, рядом со «Стейнвей» было начертано : «Оська» ! Единственный в мире  экземпляр!

Она уже протянула руки  к своему сокровищу, но таможенник сказал: » Не-ет, дорогая гражданочка! Вы представляете, сколько стоит этот ящичек?».Она представляла. Ведь это был уже второй ящичек от  Славы в эту страну. Первый он прислал на 60-летие своему другу Шостаковичу, так как этот уже умирающий великий классик  всю жизнь проиграл  на рояле из проката...

«Все оплачено,- успокоил Осю таможенник.-С вас только пошлина» и дал ей в руки бумажку, на которой значилась сумма в три полных стоимости рояля. Как она рыдала,  оставляя им « свой» рояль. Узнав об этом, Ростропович вышел из себя, написал таможенникам письмо, пообещав, что  если не отдадут  Осе рояль,устроит в Европе Музей одного предмета-этого самого рояля, с надписью: « Рояль,который не пустили в Советский Союз».
               
...Год «Стейнвей -Оська» украшал московскую таможню и  они вынудили Ростроповича заплатить столько, сколько они хотели. И даже в три раза больше, так как у него не было рублей, они взяли с него тройную стоимость—долларами,которые стоили тогда копейки.

Но Аза свой подарок-рояль получила. И в ее скромной комнатушке  в коммунальной квартире  с тех пор сверкает рояль, за который заплачено  четыре его  стоимости. «Стейнвей-Оська» - самый дорогой в мире рояль.
На снимке : Портрет М.Ростроповича. Автор Эмма.
--------------------
 


Рецензии