Весна на улице Франко

Я люблю фильм «Весна на Заречной улице».
Когда бывает тошно на душе и никого нет дома, я нахожу в Интернете этот фильм. Звучит знакомая мелодия «Когда весна придет - не знаю...», на экране телевизора появляется вечер и здание с ярко освещенными окнами - вечерняя школа рабочей молодежи. Мне близок это фильм: я тоже окончил вечернюю школу. С тетрадками и книжками вечером после работы я шел на улицу Франко где находилась моя вечерняя школа. Почему бы мне не назвать свой рассказ «Весна на улице Франко»?

В то послевоенное время многие дети, а скорее, уже юноши и девушки наверстывали упущенное: во время оккупации или бегства на Восток не все могли посещать школу, а после войны пойти в дневные школы уже стеснялись. Кто-то даже побывал на войне, так что наш десятый класс состоял из великовозрастных учеников. 
В фильме «Весна на Заречной улице» вечерняя школа представляет собой большое двухэтажное здание с широкими коридорами, большими окнами и просторными классами, это понятно, действие картины происходит в большом городе металлургов - Запорожье, моя же школа была маленькая и одноэтажная, с узким коридором и тесными классами, что вполне соответствовало маленькому городку, в котором прошла моя юность. И если в классе где по фильму учился Саша Савченко было почти тридцать человек, то в нашем классе их было всего двенадцать. 
 
Первый урок по русскому языку, на котором мы писали диктант проходил почти как в том фильме, только наш диктант приносил куда больше волнений. Дело в том, что многие за время войны утеряли документы об образовании. Они приходили в вечернюю школу и просили записать их, например, в десятый класс. Из записывали без всяких документов и давали месячный испытательный срок. Если в течение одного месяца они набирали определенное количество двоек по ведущим предметам, педсовет решал, что они в десятом классе учиться не могут, их передвигали в девятый и так далее.

В отличие от фильма, мне запомнились уроки в нашей вечерней школе при свете керосиновой лампочки: городская электростанция была разрушена и энергией снабжал город дизель-электропоезд, который стоял на железнодорожных путях недалеко от вокзала. Энергии на всех не хватало и, видимо, наша школа не была объектом первостепенной важности. И еще: в фильме учительница специально посещает металлургический комбинат, чтобы посмотреть на работу своих учеников. В нашей школе никому из учителей такое и в голову не приходило.
Правда, сходство с фильмом некоторое есть: к нам тоже привел директор новую учительницу, она вела уроки химии, тоже была молодая и красивая как Татьяна Левченко, которую прекрасно сыграла Нина Иванова.

Кто смотрел фильм «Весна на Заречной улице», помнит, что учениками были, в основном, рабочие одного завода. В нашем городке такого завода не было, компания в классе собралась разношерстная. Я достаю фотографию нашего класса и всматриваюсь в знакомые лица, я помню не всех, поэтому расскажу только о тех кого хорошо знал. Ведь и в фильме мы знакомимся тоже только с несколькими учениками – кроме Саши Савченко (Николай Рыбников), ухаживавшего за учительницей, Жени Ищенко (Юрий Белов), который любил задавать вопросы, и Али Алешиной (Римма Шорохова), в которую был влюблен инженер, я мало кого помню.
Мне хочется рассказать о нескольких учениках, с которыми я общался, дружил и какое-то время переписывался после того, как мы окончили школу и разъехались.

В то послевоенное время в школах были популярны представления, называемые «Литературный монтаж». Собиралась небольшая группа учащихся, которые разучивали стихи советских авторов, скомпонованных под какую-то тему и затем читали их по очереди в школьном зале.
Наша учительница литературы тоже предложила выступить с таким монтажом. За это всем участникам были обещаны пятерки в журнале, и добровольцами вызвались семь человек, среди них был и я. Только что завершилась война и окончился Нюренбергский процесс. Тема войны не сходила со страниц газет, журналов и экранов кинотеатров. Поэтому стихи нашего литмонтажа должны быть о войне, о подвигах комсомольцев, об успехах Советской армии, о сплоченности нашего народа вокруг вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, и о Дне Победы.

Лучшей ученицей по русской литературе в нашем десятом классе была Майя. Она подобрала стихи, и мы в выходной день собрались у нее дома. Она распределила между нами четверостишия и начались репетиции. Майя мне нравилась, но я ей этого так и не сказал. Во время войны обучение мальчиков и девочек было раздельным и никакого опыта общения с девушками у меня не было.
Зал в нашей школе отсутствовал и когда литмонтаж был готов мы семеро выстроились в коридоре, где собрались учащиеся школы.

Первым начинал Володя.
«Выстрелы, прозвучавшие на рассвете 22 июня 1941 года, были началом одной из самых ужасных трагедий ХХ века - Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной в истории. Она бушевала четыре года.»
Володя - самый старший в классе, он уже женат и даже имеет лысину. Учиться ему  трудно, времени нет, перерыв большой в учебе и возраст уже не тот. Для подготовки к выпускным экзаменам он приглашает к себе домой меня и Яшу. Его жена угощает нас чаем, я помогаю ему осваивать математику, Яша готовит его к экзамену по истории, а он учит нас как делать невидимые шпаргалки. Делает он это так: остро заточенным карандашом без нажима чуть заметными буквами пишет формулы на листах бумаги. Различить эти формулы можно только вблизи и при очень остром зрении. Издалека - это просто белые листы бумаги, какие можно приносить с собой на экзамены, так их и видит со своего стола учитель.

За Володей декламирует Рива:
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой
С фашистской силой темною, с проклятою ордой!
Пусть ярость благородная вскипает, как волна,-
Идет война народная, священная война!»
Рива очень стеснительная девушка. Учится она средне, хотя любит математику и иногда даже поправляет учительницу, показывая, что эту теорему можно доказать более коротким путем. Меня интересует, это она где-то прочитала или додумалась сама? Но спросить я не решаюсь. Когда кто-то из парней пристает к ней с вопросами и дотрагивается до ее руки, она густо краснеет и отодвигается. Нас это забавляет и мы подговариваем кого-то из парней спросить у нее что означает фраза «Уж замуж невтерпёж»?

Потом моя очередь. Вместо порученного мне текста я самовольно читаю собственное четверостишие:
«Рассвет июньский тих и розов,
Когда страна в глубоком сне
Удар немецких бомбовозов
Вдруг раздается в тишине.»
Кажется, кроме Майи подлога никто не заметил. Я - самый младший в классе. Во время войны потерял родителей и меня устроили на завод, чтобы я мог сам себя прокормить. Сначала я не хотел дальше учиться, но меня уговорила родная тетушка, тем более, что я не пропустил ни одного года. Учиться мне легко и старшие товарищи мне завидуют, а я, по возможности, им помогаю. Что буду делать после школы - не знаю, кем хочу стать - не имею понятия.

За мной стоит Майя, она делает мне угрожающую гримасу и читает стихи Асеева:
«Как саранча на цветущие ветви,
Налетели насильники эти!
Люди без слов, лица без чести,
Все что есть злого, сплавилось вместе.»
Майя мне кажется очень красивой даже спустя годы, когда я смотрю на фотографию нашего класса. С ее лица никогда не сходит улыбка, густые черный волосы вьются по плечам. Когда я обращаюсь к ней с каким-нибудь вопросом она отвечает очень приветливо, наверное, знает что я к ней неравнодушен. Она невысокого роста, слегка полновата и немного картавит, но это ее совсем не портит. Однажды она пришла в школу мрачная, ни с кем не здороваясь, села на свое место и уткнулась в тетрадь. Я решился подойти к ней.
- Майя, что-то случилось?
- Если бы собака сейчас лизнула мое сердце, она бы издохла.
Майя много знает, приносит нам почитать интересные книжки, у нее самые лучшие сочинения в классе.

Следующим произносил свой стих Яша. Он говорит так громко и призывно, что все невольно оборачиваются к дверям, как будто сейчас в школу войдет наш вождь и ответит на Яшин призыв.
«Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас?
Ты должен слышать нас, мы это знаем!
Не мать, не сына в этот грозный час.
Тебя мы самым первым вспоминаем!»
Яша – прирожденный гуманитарий. По истории, русскому, украинскому и немецкому языкам у него одни пятерки. На уроках украинского языка он говорит только по-украински, и, наверное, один в классе знает тайный смысл «девятки» в украинском языке, который заключается в фразе «Реве та стогне Дніпр широкий, човни з циганами жене». На уроках немецкого – Яша говорит только по-немецки, повторяя все время загадочное слово «аусгедрукт». Все исторические даты помнит наизусть. Кроме того, он прирожденный оратор и раз в месяц хорошо поставленным голосом читает нам политинформации, а его скупые жесты напоминают выступления Владимира Ильича Ленина.

Потом очередь Люды, она как диктор на радио, четко отделяет слова Юлии Друниной:
«Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.»
Люда - высокая стройная девушка лет двадцати. К учебе относится серьезно, домашние задания делает аккуратно, у нее лучшие конспекты уроков, которые можно выпросить на одну ночь из-за пропуска занятий. Одевается скромно, но красиво. У нее в классе самые стройные ножки, но она строгая и к себе близко никого не подпускает, и ее оставили в покое. Я бы хотел увидеть того парня, которого она подпустит к себе.

Заключает наш литературный монтаж Зяма:
«День Победы должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить, и мы обязаны помнить об этом.»
Зяма невысокого роста, ходит на занятия в военной офицерской форме, правда, без погон: зеленый китель, синие брюки галифе и хорошо начищенные хромовые сапоги. Форма на нем отлично сидит, наверное, шита на заказ. Он очень веселый, общительный и знает множество еврейских анекдотов. Служит на почте, работу свою не любит и хочет получить солидную профессию. Для этого надо окончить школу и институт - это его цель. Девушки к нему так и липнут, но он не спешит.
Выступление закончено. В коридоре звучат аплодисменты, и мы возвращаемся в класс. Учительница не обманула: у всех семерых по литературе в журнале появляются пятерки. От Майи я получаю втык за самовольство, хотя ей понравилась строчка «Рассвет июньский тих и розов».
- Очень поэтично, - говорит Майя, - я не знала, что у тебя такой хороший вкус.
Мне стыдно признаться, что слово «розов» я выбрал, чтобы срифмовать со словом «бомбовозов»…

Наконец, весна приходит на улицу Франко. Текут ручьи, начинается пора волнений, мы все думаем: а что дальше? В фильме эта тема отсутствует, и мы так и не узнали как сложилась жизнь этих тридцати одноклассников и чего они добились в жизни. А наша семерка твердо решила поступать в институты. Покупаем справочники ВУЗов и делаем шпаргалки. После сдачи выпускных экзаменов в последний раз собираемся у Майи. Она сообщила, что намерена подавать документы в литературный институт и стать журналисткой. Володя собрался пойти в Высшую партийную школу, Рива и Яша твердо решили стать учителями, я выбрал путь инженера, а Люда сказала, что у нее больная мама, и она будет учиться заочно. Наиболее трезво рассуждал Зяма, который решил снять свою военную форму только тогда, когда поступит в институт.
- Ребята, - сказал он, - будьте реалистами. Разве мы сможем конкурировать на вступительных экзаменах в институт с выпускниками дневных школ? Смотрите, сколько у них ежедневно уроков в десятом классе? Шесть. У нас - четыре. У них полдня на приготовление уроков, а у нас один час. Они приходят утром в школу свежими и отдохнувшими, мы - вечером уставшими после трудового дня. Кто-то из нас при свете керосинки даже засыпал.
Мы все потупились, это была правда.
- Я лично, - продолжал Зяма, - решил идти в сельскохозяйственный, там нет конкурса и я уверен, что поступлю. В педагогическом, пожалуй, тоже конкурс небольшой, а о литературном и думать нечего.
- Зяма, - говорю я, - ты будешь отличным председателем колхоза.
Наше прощание было грустным, а будущее - туманным. Больше мы не встречались.

Прошли годы и десятилетия. Время неумолимо берет свое, состарились мы, состарились герои фильма «Весна на Заречной улице». «Иных уж нет, а те далече» – наши судьбы сравнялись с судьбами артистов.
Жизнь разбросала нас по всей стране, но многие наши надежды осуществились. Насколько я знаю, Майя работала в редакции одной из газет, Рива стала учителем математики, а Яша – историком. Зяма устроился преподавателем в сельскохозяйственный техникум, а я стал инженером, благодаря тому, что попал в институт, где был недобор студентов. Да, в чем-то Зяма был прав. Судьба Володи и Люды мне неизвестна, он, наверное, где-то работал мэром, а она, я думаю, пошла по административной линии, может быть, стала регистратором в Загсе? Я вспоминаю с благодарностью их всех, они многому меня научили, с ними я повзрослел и стал лучше понимать жизнь…

Я люблю фильм «Весна на Заречной улице». Когда бывает тошно на душе и никого нет дома, я нахожу в Интернете этот фильм. Звучит знакомая мелодия «Когда весна придет – не знаю...», на экране телевизора появляется вечер и здание с ярко освещенными окнами – вечерняя школа рабочей молодежи. И я вспоминаю наш класс. «Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои?»


Рецензии