о бабушке

12 февраля не стало моей бабушки. Когда тебе 20, ты не особо понимаешь, что такое потерять близкого человека, когда становится 30, хочется вернуться в прошлое, и еще побыть с ней, поболтать, обнять, поцеловать.
Моя бабушка - это самый добрый человек, которого я когда-либо встречала. Она обладала такой мягкостью и душевностью, была готова пожалеть любого, хотя, у самой жизнь протекала далека не идеально.
Я помню, что она работала в психиатрической больнице медсестрой и всегда уходя в ночную смену пекла хлеб, делала бутерброды для больных и покупала конфетки. Я спрашивала: "Бабуль, а зачем ты им готовишь, там же их кормят?" Она отвечала: "кормят больных плохо, они голодные ходят и не ко всем родственники приезжают, как же я их оставлю?"
И приходя с ночной смены рассказывала мне о судьбах пациентов. Я забыла эти истории, но в памяти всплывают моменты, что люди оказавшиеся в психиатрической клинике были  не только душевнобольные, но и те, кто злоупотреблял алкоголем или те, от кого хотели избавиться родственники. Бабушка переживала за судьбу каждого. И когда уходила на пенсию, плакали все её пациенты и она продолжала их навещать. Она всегда была против, чтобы буйных больных связывали. У неё получалось сделать укол им без насильственных действий, за что её все уважали.
Бабушка - это фарфоровая статуэтка, которую никто в этой жизни не оберегал. Почему статуэтка, спросите меня? Её рост составлял 150 см с 33 размером ноги. У неё были небесного цвета глаза и белые, кудрявые, густые волосы. Она всегда заплетала косу, а потом закалывала её гребешком, а я маленькая ей эту косу переплетала.
Она любила животных и приносила бездомных кошек домой, ухаживала за ними, раздавала. К ней ходили соседи за крупой, сахаром, деньгами, и она никогда не кому не отказала. Всегда помогала людям. Мама в неё не пошла. Мама брюнетка с зелеными глазами и бойким характером, пошла в деда. А вот когда мама вышла замуж за папу, именно он оказался похожим на мою бабушку. Бабушка очень любила отца. Все эти анекдоты про порванные гармони, это точно не про отношения бабушки и папы. Последние её слова перед смертью были: "Где мой сын?" Мама даже подумала, что у бабули галлюцинации, но она четко сказала: Где мой сын Миша? А Миша был со мной в другом городе, т.к. у меня была сессия и я сдавала экзамены.
Когда мы приезжали, я даже не помню кому она больше радовалась маме или папе. Она кружилась возле него, всегда говорила: "Миша, а я тебе пива купила." Она никогда не пила алкоголь, я даже представить не могу, чтобы бабушка пригубила, но отцу всегда покупала бутылочку к ужину. А знаете какую рыбу она жарила? Я больше никогда такой рыбы не ела. Эта зажаристая корочка, такое белое рассыпчатое мясо, какая же вкуснотища. И еще она пекла великолепные блины. Сколько бы я не пробовала их у разных людей, самые вкусные блины были тогда, в детстве у бабушки.
Её нет уже 14 лет, а я до сих пор хожу в варежках и следках, которые она вязала.
Она жила в Новокуйбышевске, а мы в Тольятти. Редко, в выходные она на автобусах приезжала к нам. Я её очень ждала. Когда мы переехали с родителями в новую квартиру, бабушка на новоселье купила ковер на всю комнату, такой огромный с фиолетовыми розами и привезла его сама, закинув за спину, а в руках у неё были еще 2 сумки с продуктами. Я вышла её встречать на остановку и даже не поверила, как такая маленькая, хрупкая женщина может на себе это все нести? Но ей так хотелось нас порадовать, что поездка с двумя пересадками в Самаре её абсолютно не смущала. А сколько серебряных цепочек она мне покупала, мне больше никто не дарил их, кроме неё, одну ношу до сих пор, с крестиком.
У неё были такие шершавые, но очень сильные руки и когда я засыпала, она гладила меня по спине и рассказывала разные истории.
Я помню её, её глаза, руки и присказки. Она всегда говорила пословицами или какими-то неизвестными выражениями, а я в силу возраста их почему то не записывала, о чем сейчас крепко жалею. Например: Господи, Господи, какие люди все толстые, а я бедный сирота не пролажу в ворота.
 Помню её квартиру на четвертом этаже и то как я бежала через ступеньку, чтобы побыстрей её обнять, звук дверного звонка, даже обивку входной двери и фотообои в маленькой комнате.  Кухню, в которой жили 2 морские свинки и начинали пищать, когда она поднималась по лестнице, и двух её наглых котов. И молоко, которое она всегда покупала к моему приезду. Мне так её не хватает. Я знаю, что встречу её и обниму, но так жалею, что не обнимала её чаще при жизни...
    Берегите близких, когда они уходят, они не возвращаются...


Рецензии