Долгое эхо детства 18 ч

(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)

Предыдущая  17 часть

http://www.proza.ru/2018/02/23/1281

         Ритка,  дочь Златиной  свояченицы, прожужжала всем уши рассказами про прикольного своего  одноклассника Женьку и про всякие розыгрыши, которые он устраивал в школе.   
-  Слушай, познакомь уже меня с этим Женькой, - не выдержала как-то Лена  после очередной порции восторженных историй.

          Женька оказался внешне совсем невзрачным, даже некрасивым, можно сказать,  но очень остроумным и интересным, жизнерадостным. С ним действительно было очень весело,  он хорошо  танцевал, плавал, управлялся с лодкой, играл в волейбол,  был занятным собеседником и  прекрасно  вписался в  их компанию.  Леной он заинтересовался особенно, может даже немного влюбился, да и ей он был очень симпатичен,  в то лето они немало времени проводили вместе, ходили на танцы, в кино.  Впрочем, со многими  из ребят этой компании   он был уже давно знаком по школе,  были общие увлечения и интересы. 

           Как-то после кино и танцев он проводил Лену домой и ещё долго развлекал её во дворе анекдотами и шутками, которых у него был миллион  в запасе.  Молодые люди разговаривали, смеялись. Мимо же то и дело с недовольно поджатыми губами сновали две мамины старшие сестры, ленинградские  Ленины тётки, которые как раз приехали погостить к родне на лето. Они выяснили, что Женька - не еврей, и всем своим видом выражали недовольство. Парень сразу почувствовал настроение:
- Знаешь, я  боюсь, что эти твои тётки  скоро меня сожрут  живьём, - пошутил он.
 
              Надо сказать, что к  перспективе заключения смешанных браков между  евреями и не  евреями старшие относились  в те годы настороженно, с опаской. И  дело было вовсе не в религиозных или национальных предрассудках – советская власть в этих краях существовала уже  четвертое десятилетие,  все подобные предрассудки  давно канули в прошлое. Но прошедшая война  и мрачные  последние сталинские годы с разгулом антисемитизма посеяли в сердцах людей  страх и недоверие.
       До войны в городке и окрестностях было  около семи тысяч  евреев,  около полутора  тысяч из них успело эвакуироваться в первые недели войны   и примерно столько же подлежащих призыву  успели   мобилизовать в Красную Армию.
 
         Город был оккупирован быстро, в первый же месяц войны,  и   порядка четырех тысяч его еврейского населения   попали в лапы оккупантов и оказались в гетто. И все они были уничтожены, случайно спаслись только четыре  человека .  Женщина, накануне расстрела тайком отправившаяся в деревню на поиски продуктов для семьи, по возвращении узнавшая о гибели мужа и детей…   Молодая  девушка, по пути к месту казни выпрыгнувшая на повороте глухой улицы из машины,  сумевшая  скрыться  и добраться до партизан…   Подросток, за секунду до залпа свалившийся  в расстрельную яму и притворившийся мёртвым… Двухлетний ребёнок,  которого выпрятала и вырастила заменившая ему родителей белорусская женщина…    Только четверо из четырёх тысяч, которым посчастливилось выжить…  Места же массового уничтожения людей не были отмечены даже скромным памятником вплоть до 70-х годов, когда  собравшие на памятник собственные средства жители сумели, наконец, добиться разрешения властей  отметить место массовой казни памятником.

           Соседи- не евреи, пережившие оккупацию,  рассказывали о страшных событиях, происходивших в городке на их глазах, о судьбе друзей и знакомых, в том числе о судьбе смешанных семей.   Рассказывали о железнодорожнике Николае, который принял мученическую смерть вместе со своей  женой и двумя детьми, хотя, как не еврей, имел возможность уйти из гетто.  Рассказывали и о подавшемся в полицаи Петре, подлеце,  который сам привел свою жену еврейку и своих малолетних детей к расстрельной яме, чтобы выслужиться перед фашистскими ублюдками. Рассказывали, как ещё до начала массовых расстрелов евреев на глазах у матери- белоруски убили двух ее малолетних детей лишь за то, что их отец был евреем и в это время воевал на фронте против немцев…    Рассказывали ещё много страшных  историй.

          Мрачный  1952 г. и начало 1953 г. ,  сложившаяся тогда неприятная обстановка в обществе, антисемитские настроения, которые подогревали поднявшие голову низменные элементы ,  только укрепили страх и недоверие между людьми.  Старшие рассуждали так: любовь приходит и иногда проходит, всякое может случиться в семье и между супругами, и  с их  родителями – и ссоры, и недоразумения, и разводы.  И  как бы не бросил в лицо в гневе кто-нибудь грязное  «жид», не обвинил во всех смертных грехах – «все вы такие». Хотя бы от этого  хотели уберечь своих детей старшие, потому и с опаской смотрели на  перспективу создания смешанных семей.  Да и с другой стороны  тоже иногда  бывало неприятие смешанных браков и сопротивление  со стороны старших, одни   не хотели принимать в семью «не своих», другие откровенно  с неприязнью относились к "чужакам" .  А вот жизнь распоряжалась по-всякому, особенно, когда дети уезжали из городка учиться и работать в чужие края. И судьбы их складывались по-разному. И тогда стереотипы и убеждения ломались или наоборот укреплялись, страхи и опасения рассеивались или наоборот усиливались. Это кому как повезло в жизни.  Одни жили в любви и счастье в смешанных семьях, а другие не могли поладить даже , так сказать, с «соплеменниками  и единоверцами». …
               Да, всё это было так, как было ,  и я не могу умолчать об этом или лакировать действительность, раз уж взялась писать о таком непростом времени.    Так было…

Продолжение 19 часть
http://www.proza.ru/2018/03/10/63
         


Рецензии
Читаю, вспоминаю свои детские годы... В 50-е наша семья жила уже в Иркутске. Жили мы тогда в одном из поселков, населяли которые, люди в основном приехавшие со всей страны на строительство Иркутской ГЭС. Таких поселка было тогда три и жило в них во всех вместе в общей сложности около 5-6 тысяч. Национальности были самые разные, процентов на 80 это были русские, много было приехавших из Украины, Белоруссии и Молдавии. Еврейских и кавказских семей были буквально единицы. В школе со мной учились близнецы, мальчик и девочка из еврейской семьи. Они немного выделялись из общей массы тем, что редко принимали участие в беготне на переменах или дворовых играх после школы. Поскольку не было даже понятия делить сверстников по национальности, такая отстраненность, видимо, шла из семьи. В старших классах, когда начались уроки пения и появился драмкружок, их зауважали, у девочки обнаружился сильный и красивый голос, а у мальчика была выдающаяся способность запоминать с первого прочтения тексты, выдаваемые для ролей в спектаклях. Их мать работала преподавателем в нашей же школе, вела классы с первого по четвертый. Отец был прорабом на стройке. После окончания школы девочка поступила в консерваторию в Новосибирске, а мальчик стал студентом иркутского политехнического института.
Читая эту и предыдущие главы, подумал, что во многом в характере повествования отразилось то, что оно написано по воспоминаниям и рассказам очевидцев, принадлежавших, как правило к общности людей одной национальности, с присущими им национальными чертами. Поэтому читая, я как бы пропускаю через дополнительный фильтр то или иное описываемое событие. Так мне легче понять и поверить достоверности повести.

Николай Таурин   22.01.2024 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, за интересный отзыв
Конечно, вы правы, очевидцы описываемых событий принадлежали к одной национальной общности и не могли не акцентировать то специфическое, что касалось положения своей национальной группы.
В Сибири, на Урале, вообще в России не было свойственно людям делить по национальности. Это отмечали все мои близкие. Иное дело национальные республики, особенно западные регионы. Здесь национальные вопросы всегда стояли достаточно остро для всех национальных групп. Да еще война добавила проблем и обид.

Эми Ариель   22.01.2024 19:24   Заявить о нарушении
Война, да. Помню посетивший меня ужас, когда попав в 68 году в Ивано-Франковск, узнал, что когда в 44-ом наши его освободили от немцев, в городе где до войны жило 40 тысяч евреев, осталось чуть больше ста. Тогда город еще Станислав назывался.

Николай Таурин   22.01.2024 20:31   Заявить о нарушении
Да, Николай, это страшные цифры. Я заниммаюсь краеведческими поездками по Прибалтике и помимо всего историей Холокоста , а так же посещаю места братских могил советских воинов. Ох и полита людской кровью наша земля. В Литве 227 мест массового убийства евреев, где была уничтожена почти вся община - это более 200 000 человек. Почти столько же и воинских захоронений и не меньше погибших воинов. Вот какой след оставила здесь война, столько шрамов на земле и в душах

Эми Ариель   22.01.2024 20:37   Заявить о нарушении
Извините за опечатки

Эми Ариель   22.01.2024 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.