Розовые лебеди

" Над тайгой поднималось дневное светило. Пригретый туман тянулся вверх, медленно растворяясь в воздухе. Солнечные лучи веером расходились в молочной пелене. Где- то далеко слышался колокольчик нашего оленя..."
Эти строки принадлежат пермскому кинооператору Михаилу Александровичу Заплатину, к творчеству которого - фильмам и книгам - был большой интерес во второй половине двадцатого века.

На мысль стать кинооператором его навела трофейная кинокамера. Всю войну Михаил Александрович был штурманом дальней авиации на бомбардировщике.
Закончил ВГИК. Со студенчества на долгие годы был дружен с Иннокентием Смоктуновским, который озвучил два фильма Заплатина. Я часто пересматриваю их,  особенно -  "Седой Урал".

Михаил Александрович тесно сотрудничал с первым ведущим телепередачи "Клуб кинопутешествий" Владимиром Адольфовичем Шнейдеровым. И очень гордился тем, что его видовые фильмы смотрели в полётах космонавты.
А я горжусь тем, что Михаил Александрович Заплатин подарил мне свою книжку "В
чертогах Подкаменной Тунгуски", с автографом. И очень дорожу его оценкой моего

первого рассказа "Вовкина месть": " Вы маленький мастер Большого дела. Дерзайте!"
Моя единственная встреча с Михаилом Александровичем произошла в 1980 году в Перми. Едва застала его, приехав на Пермское телевидение июньским утром.
Рослый кряжистый человек с кучерявыми волосами, заметно тронутыми сединой, засунув руки в карманы брюк, энергично ходил по кабинету. Он явно не любил сидеть и вообще предпочитал движение покою. Острые глаза-буравчики, раскатистый смех - вот что ещё запомнилось в летописце Седого Урала.
"На Новую Землю сегодня улетаем, - объявил он мне. - Розовых лебедей снимать".

Я тогда искренне поверила, что бывают розовые лебеди.

 Потом смеялась над собой,  и с большим наслаждением читала написанное Михаилом Александровичем: " Небо горело малиновым закатом. Дым костра расползался по речке. Тучи комаров вились возле нашей стоянки. Над нами с характерным криком пролетели два лебедя, окрашенные в пурпур заходящим солнцем."

И вот ещё: " Дикий лебедь... на самом деле нелюдимая птица. Старик манси рассказал нам, что весной супружеская пара лебедей выбирает себе для гнездовья самое глухое таёжное озеро в безлюдных лесных просторах. Причём, гнездятся только по одной паре на озере. Они не переносят соседства своих сородичей, выживают их. Дело доходит до страшной битвы, пока одна из пар не сдаётся, не уходит с озера."

Книги и фильмы Михаила Александровича Заплатина пробуждали большой интерес к дикой природе Урала, давали обширные знания о его фауне и флоре, вызывали в людях желание оберегать природу.
Обидно говорить об этом в прошедшем времени, но приходится, потому что сузился круг читателей и зрителей его творчества.

Сюжеты для художественных произведений , очевидно, были каждодневно в экспедициях:
"...Павел двинулся к деревянным идолам. Я крикнул: "Пашка, не подходи: здесь могут быть самострелы!"
"... Как в самой страшной сказке, перед нами появился совершенно фантастический пейзаж. Между застывшими силуэтами деревьев плыл ослепительный диск луны... Тишина такая, что слышно собственное дыхание...деревья словно окаменели навсегда. Сказкой веет от их бессильно опущенных ветвей..."

Снято и написано Михаилом Александровичем Заплатиным довольно много.
 Заманчивых нереализованных сюжетов осталось ещё больше.
Просто, человеческой жизни не хватило.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.