Жизнь в борьбе и труде. Часть шестая

                МАМА. РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ. СТАНОВЛЕНИЕ.

                Воспоминания Владимира Тимофеевича Артемьева -
                "Ветерана труда", Заслуженного машиностроителя Башкортостана





  После демобилизации, я вернулся в г. Куйбышев, на  родной  завод КАТЭК , но,предварительно, навестил  Маму, которую я не видел около 4- лет — моя  служба  в армии  ( в  Армении ) прошла  без отпуска. Мы очень  рады были  нашей долгожданной  встрече...
 Я был рад, что  она жила не одна,  у неё был  муж - вдовец , Василий Кириллович Буйволов.
Из своего маленького домика, где  сени были из плетня и  с земляным  полом, мама с  братом  Николаем  переехали  и жили в доме   Василия Кирилловича. Коля сопротивлялся этому — не хотел жить с отчимом, но, пришёл  дед, Николай Фадеевич, объяснил обстановку и сказал Коле, что если он и дальше  будет  так  себя  вести, то  «угостит» его  черёмуховым  пирогом (прут ). Так, стали они жить  все  вместе , ещё  и  младшая дочь отчима.  Жили дружно, у них была  постоянная работа в колхозе. В домашнем хозяйстве завели  корову, свинью, овец, кур, гусей, уток.  Накопили денег и  построили новый дом — на берегу озера,  в 100 метрах  от речки — Черемшан. Райский  уголок  на  краю села — вокруг,  тополя , берёзы, да ещё  и свой  сад  заложили  где,  уже скоро  радовали  своим  первым урожаем  яблони, смородина,
малина,  крыжовник, черёмуха...   Сельчане  часто  шутили: « пошёл  на курорт  к  Василию Кирилловичу!»....   Отчим мне  нравился, с мамой они жили дружно, понимали  друг друга, чему я был очень рад..   Мой брат, Николай, с ними уже не жил, он уехал в Куйбышев, где               
 работал на заводе и учился (вечером)  в машиностроительном техникуме . 
        Значительно позже, когда  у меня уже  была  своя  семья,  мы постоянно  приезжали 
с детьми,  к маме  летом отдыхать -  здесь ещё и  рыбалка  была   отличная!  Я , иногда, и зимой  один приезжал в гости. Угощался пирожками с пылу, с жару — с  молоком, щи были — из русской печки, картошка - в горшочке...Вкусно, до сих пор!
Зимой, после бани,  прыгал  в прорубь... незабываемые — восторг и  приятные ощущения!.
Запомнилось  очень  жаркое  лето - мы всей  семьёй  приехали в этот  «уголок», где  свежий воздух, речка, озеро,
экологически  чистые  продукты.  Я  привёз с  собой «бредешок»,длиной 10 метров и  мы,  вместе с женой, в присутствии  деревенской  ребятни  и  брата двоюродного  -  Славы, ходили с этим  бреднем по речке, не далеко от  берега.
Рыба у берега  в бредень не  попадала.  Река  Черемшан  очень  чистая  была, не заилина -   здесь, на мелководье, попадалось  очень  много  раков.  Я  их  варил  в  двухведёрных   чугунах - с  солью, крапивой, смородиновым  листом.  В  то же  время, в палисаднике   сам  соорудил стол, 3-х  метровой  длины.  Сваренные  раки  дружно  ложились  на  этот  стол  и  сельские дети -  свидетели  нашей  рыбалки,  с  восторгом  угощались  этим  свежим  лакомством.
Рак, это , как и краб -  деликатес. Я ел,  только,  хвост и клешни, а  дети -  всё  подряд, да с вкусным  свистом... Никто  не  отравился и не  умер... 
В  то   жаркое  лето  я  употребил этого  деликатеса  столько,  сколько за  всю свою жизнь  больше  не употреблял...
10 лет  тому назад  ездил в  деревню, встретился с  бывшими  пацанами,  вспоминали о том лете и о  раках...  А бывало и так :  перед   тем, как реке замёрзнуть основательно,  лёд  бывает  тонкий.  Я же, ползу по льду, в руке молоток.  Заметив  подо льдом  налима, стукнулмолоточком по льду,  и...  налим — мой!...
    Простите меня  за отступления, и  здесь  я хочу,  забегая вперёд,  продолжить  и закончить свой  рассказ о дорогой  моей  Маме..    Так  было,... но,  когда  умер  отчим, вскоре, я маму забрал к себе, она  жила  с нами, в городе -  в большой 4-х  комнатной  прекрасной  квартире..  Не  очень  долго, .. так  случилось...
В 1992 году, в Куйбышеве  умерла  моя  племянница -  Нина ( дочь моей старшей сестры  и любимая внучка  моей мамы ). Молодая, красивая  женщина.   
 Мы вместе  поехали  на  похороны.   На месте  захоронения,  мама  сказала : «Какое красивое место!..Кругом сосны, земля песчаная, меня бы  здесь похоронили!"
Обратно со  мной  она  не  поехала, решив  остаться и  провести  здесь  9  дней и 40 дней.., а мне сказала : «Потом заберёшь меня».  Она осталась,  жила  в квартире  моей  сестры, а на выходные  дни  её к себе забирал  брат — Николай.  Однажды, после работы он  пришёл за ней поздновато, и  мама в этот  вечер  с ним не  пошла.  Ночью,  в туалете, она  упала и  сломала  ногу.  Около месяца  лежала  в гипсе, пошла на поправку,  а когда сняли гипс,  врачи   определили, что  у неё  начался  отёк  легких,.. и  вскоре  она  умерла . Ей было  87 лет.  Так сбылась её мечта  - похоронили  её  рядом с внучкой, видимо,  судьба... Я не  хотел  брать  ее  на похороны  Нины — она  настояла,..не  пошла с Николаем в тот  вечер, .. ночью не  включила  свет в коридоре...Получается, что  она  поехала в Куйбышев  за  своей  смертью..
Спустя 17 лет, рядом с мамой  похоронили   и  моего   брата, Николая...   
         Возвращаюсь назад. После демобилизации, встретились мы с  Валей... и, вскоре ,  решили... пожениться, хоть и  жили в разных городах.  Мама,  моё  решение  жениться  на Вале , одобрила  - девушка ей нравилась....
Но, где нам вместе жить?  Расписались,  для того чтобы быстрее получить жильё для нашей семьи. Кто  получит  раньше?!   Если она -  будем  жить в Уфе, если я -  будем  жить в Куйбышеве.  Она, как  молодой специалист, получила  жильё раньше меня, поэтому,  я,  в 1957 году   уволился  и  поехал  к ней, в Уфу.  Трест  № 3  выделил нам  одну  комнату в 2-х комнатной  квартире, другую  комнату занимали  соседи -3 человека.               
 В таких условиях мы прожили недолго, нашу  комнату  получила  семья  соседа, а нам выделили  1 - комнатную  квартиру, со всеми  удобствами ( изолированную )  на 1-м этаже    5-ти этажного дома.
Я  начал работать  в г.Уфе,  на  40-м заводе  ( приборостроительный  завод   для авиационной  промышленности ), в качестве слесаря   5-го разряда.
 Для подтверждения моего разряда,была создана  комиссия в составе:  Ковалёв — директор завода, Галеев — главный инженер, Кузнецов — начальник цеха, Романычев — главный механик и Колеснев — начальник отдела кадров. Я блестяще справился с заданием,  выполняя  практическую  работу , и отвечая  по теории. Это был результат полученных знаний в ремесленном училище.
Ковалёв  сказал: «Хоть он и молодой  слесарь  5-го разряда, я  предлагаю установить  ему 7-й разряд». После  этого я приступил к работе в новом  качестве.
Первое, что я  сделал, это — 2-х местный слесарный верстак, то  есть, рабочее место. Затем, выполнял  работы  по изготовлению  «колокольных ванн», в которых производилось серебрение деталей.  Ванна  состояла из стали и винипласта. Внутри ванны — колокольчик, который  вращался в растворе. Освоил новую  технологию  для  сварки  винипласта ( пистолет, корпус).  Пистолет состоял из корпуса, внутри корпуса — обогреватель. Пистолет подключался  к электроэнергии и сжатому воздуху. Струя горячего воздуха разогревала винипласт и электрод...                В течении  полугода изготавливал эти ванны, затем переключился   на изготовление намоточных станков, на которые мотали  потенциометры ( деталь  прибора ) из провода  диаметром  0, 05мм   Станок, величиной - два кулака, а входило в него  700 наименований деталей.  Чертежи — немецкие и всё описание — на немецком,  я же,  и по русски-то  плохо   читал. Детали в  станке  мелкие, требовали  большой  точности. Катушка, на которую наматывается провод, должна вращаться с шестерёнкой вместе.               
Шестерёнка  с модулем  зуба 0,3мм.  Для того, чтобы  вставить каркас , для намотки на него провода,  в шестерёнке надо  было  вырезать сегмент. Так как  зуб очень  маленький, а  инструмент, для вырезания  сегмента — грубый,  приходилось делать свой, более «ласковый», инструмент.  Он состоял из ручки  и  лезвия ( для бритья ). Наши лезвия были грубые, я  искал по городу  лезвия  польского  производства.  Вот, таким  инструментом  выпиливался  сегмент на  шестерёнке, которая  была   из  не ржавеющей  стали. Представьте себе,  лезвием вырезать  сегмент — сколько  требовалось  терпения и времени.... Работа была  трудная и сложная, но мы  справлялись...
       Каждое утро  приходил к нам главный  инженер, Сулейман  Сафарович, которому  мы жаловались, что много работы.  А  он  нам  говорил : «Много работы , это — хорошо. Придёт время, работы не будет»...  Как далеко он видел!...
Директор  обратился к нам, чтобы мы  изготовили опалубку размером 6м х 1м х 30см.
Мы  говорим, что нет материала.  Он — нам: «Был бы материал, я бы к вам не обратился»...
Мы — бригада:  тракторист, два электросварщика, четыре слесаря -  прицепили к трактору лист  железа  длиной  - 5 метров, шириной -  1,5метра  и,  всю ночь,  ездили по  округе ( за территорией завода), искали необходимый материал.
 Из бесхозного  материала  мы подобрали то, что нам было надо, привезли на завод.                Опалубку надо было изготовить срочно. Бригада не уходила с завода  двое суток.   На  третьи сутки, к утру,  опалубка была изготовлена.  Я  доложил  об этом  начальнику цеха Кузнецову.  Он сказал : «Ковалёв тебе давал задание, вот,  ему  ты  и  доложи».   Я доложил  директору.   Он,  ахнул от радости   и прибежал  посмотреть  опалубку.  Мы, грязные, чумазые,... и всё-таки, он нас расцеловал       и велел, через  два часа  подойти к кассе, получить премию. Мы тоже были рады этим деньгам.  Опалубку  отправили  на завод  ЖБИ-3, где на  ней  стали  делать железобетонные плиты по заказу нашего завода...  Уже  через  пять дней  начал  расти  2-й корпус  завода.    Вроде бы  не много,  но мы помогли,...от чего  на  душе  было  тепло и  радостно!   
 А,  ещё, через полгода,   в этот корпус  завезли  оборудование...               
Так,  производство  совершенствовалось и  развивалось  ускоренными  темпами....
    Цех № 9 нашего завода оказался  в  сложной  обстановке  при  изготовлении  и  в процессе освоения печатных плат.  Печатная плата, это — электросхема, вместо схемы из проводов и представляет из  себя: гетинаксовая пластина, на неё, с двух сторон наносится медная  фольга, которую  протравливают  по  разработанной  схеме, в результате  чего образуются дорожки.
Некоторые дорожки  необходимо соединить с той и другой стороны. Для этого сверлятся отверстия диаметром от 1 до 1,5мм, затем припаивается одна  сторона дорожки к другой стороне при  помощи ПОС-40-60 (припой). Так вот, при сверлении гетинакса, на  выходе сверла, образуются сколы, получается  брак платы. Для устранения  этого недостатка,принято решение  сверлить на  станке  с большим оборотом  сверла. Для этого  необходимы были  скоростные станки, которых на заводе не было. Было  принято решение — сделать эти станки.. Поручено было сделать станки моей бригаде. Я был бригадиром.
Руководил этой работой заместитель начальника цеха Ратников Борис Павлович.
Большой любитель, после работы  «поправить здоровье, и нас к этому делу стал приучать.
Но под давлением жён, мы не стали гробить своё здоровье.
Для изготовления  этих станков не было  материала, так как завод  был  молодой   -  первый фундамент был заложен в 1956 году, а станки нужны  были уже в 1958 году.
Первым директором, который  создавал  завод и коллектив, был -  Ковалёв Николай
Григорьевич, в последствии — Герой социалистического  труда.
В очередной раз он, лично, попросил нас, изготовить эти станки в кратчайшие сроки, а у нас, кроме  чертежей, ничего нет.  Пришлось, испытанным  методом, собирать металл....
Мы очень  старались, и в течении одного  месяца  изготовили 10  скоростных, настольных - сверлильных  станков.  Пригласили  директора — Ковалева Н.Г, посмотреть станки.
Как всегда  в таких случаях, он пришёл, вытер лысую голову  платком, всех поцеловал...
Сверлильные станки с 30000- ми  оборотов  шпинделя  в минуту встали  в рабочий строй.
Вопрос  брака   при  изготовлении плат  был снят.  Я никогда не думал, что мне придётся руководить  цехом по изготовлению  печатных плат...
     Наша  квартира  на 1-м  этаже  ( угловая)  оказалась  очень  холодной, все наши меры  по её утеплению  были  малоэффективными.  А прожили мы в ней  более трех лет. Семья наша
выросла, у нас  было  два  сына : Володе  - 2 года  и  родился Серёжа.  В 10 -ти  месячном возрасте  Серёжа  внезапно  заболел  и скоропостижно умер.  Мы с Валей  очень  сильно переживали.  Для меня, это был  второй  трагический  случай, после  гибели  отца...
Правда,  люди — коллеги, друзья и все  близкие, всячески сочувствовали, поддерживали.
А начальник цеха, Кузнецов  Николай Сергеевич сказал, что  ребёнка  Бог дал и  Бог взял, и что у  тебя  дети ещё будут...  Так и случилось, народился следующий  сын — Игорь.
По нормам, мы занимали малую площадь, поэтому от завода получили  2- комнатную
отдельную квартиру, в которой  и выросли наши  дети.
Позже, наша семья увеличивалась  -  сыновья  женились, народились  внучки,... жилищные условия тоже  менялись -  завод выделял  нам 3-х комнатную  квартиру,  а с приездом   мамы, наша семья  получила 4- комнатную квартиру, в которой   стали   жить  две наши  семьи:
Я, жена , мама и семья младшего  сына  Игоря — его жена Света и  дочка Юля.
Семья  старшего сына  Володи  жила отдельно.
После смерти  мамы  мы, две семьи,  4-х комнатную квартиру  разменяли на  две
2-х комнатные  квартиры, в одной  из  которых я  проживаю   в настоящее время.

                продолжение следует...
               


Рецензии