Сонет, сонет... и явь, и бред

У речки хладной яркий костерок -
ногам уютно, тянет к разговору,
ещё не скоро луч пробьёт восток,
ещё даёт нам ночь пока-что фору.

Звезды зовущей свет весьма далёк,
а тема не располагает к спору,
с другого брега отвалил челнок,
но к нам прибудет, видимо, не скоро.

Мой собеседник - местный старожил,
знакомый с топонимикою местной,
и мой вопрос мне кажется уместным:

названье этой речки я спросил.
И он осклабился, блеснувши златом фикс:
её древнейшее названье - Стикс!

            *******
                "Мой дух к Юрзуфу прилетит" А.С.Пушкин

         НА ЯУЗЛАРЕ*

Я этих мест и друг, и пленник,
видна отсюда моря даль,
в погожий майский день весенний
мой часто путь лежит сюда.

Мне всё здесь мило, в упоеньи
я пребываю, те года -
мечты лазурной освоенья -
тут вспоминаю без труда.

Когда ж уйду в Аид кромешный,
восторг, подаренный Судьбой,
навек мой прах покинет грешный

и здесь, соединясь с душой,
покинувшей Элизий спешно,
журчащей станет тишиной.

              *Яузлар - малоизвестный
                в Крыму водопад, хотя находится рядом с
                всемирноизвестным Учан-Су.

                ******

Я размыкал уста, я говорил,
услышанным быть вовсе не надеясь,
словами во все стороны сорил
и растворялся в собственных затеях.

Архангел надо мною воспарил,
жар разогрел в моём незрячем теле,
и я увидел "алости зари",
брегов песчаных "солнечные свеи".

В помощники я Данте не зову,
а Пушкина теперь иначе слышу,
и "горний ангелов полёт" над крышей

теперь я созерцаю наяву.
И многое себе позволить смею,
когда словами не сорю, а сею!


Рецензии
Первый сонет. Первая строчка красотой своей располагает к уюту, хорошо заметил, что когда ногам тепло, то тянет к разговору - я это тоже замечала! Но сразу нарастает тревога : тема-то не простая, спорная у разговора, а вот какая и о чём?
И ночь всего дана в фору, на отгадку. Ребус. И кто же этот собеседник со златыми
фиксами? Неужто Харон? !И тут разгадка - Стикс! Как-то жаль становится доверчивого
твоего ЛГ.! Только ноги напрасно согрел...

Второй сонет "Я этих мест и друг, и пленник" Сразу захотелось ответить арией Кончака "Нет, князь, ты здесь не пленник мой!"... Так, повеяло.
Но сонет этот очень понравился!!!
Если бы только ты согласился заменить чктвёртую строку в первом катрене на:
"мне топать в эту даль не жаль!" Тут рифма лучше звучит, КМК.

Третий сонет! Почти шедевр! Привыкли мы сорить словами, а сеять "доброе, вечное" не умеем, не дано! Правильная, актуальная мысль, как часто говорят рецензенты.

Ты прости, Долик, мой вопрос пусть не покажется тебе неуместным. Но объясни,
пожалуйста, что оно такое - - "солнечные свеи" Никогда не слышала раньше.
И второе: если тишина журчит, как водопад -это тоже тишина?

С уважением и пожеланием творческих успехов!

Валентина Марцафей   27.02.2018 20:56     Заявить о нарушении
Спасибо,голуба моя! Так дотошно разбирать чужие опусы может только заинтересованный, а, значит, добросовестный человек. Я, разумеется, попробую учесть твои советы и отвечаю на вопросы. Для ясности приведу выдержку из самого Есенина: ...и меня по солнечному свею,
по тому песку
поведут с верёвкою на шее
разгонять тоску.
Будучи на Волге и беседуя с местными поэтами, Есенин обратил внимание на словосочетание солнечные свеи и ему популярно объяснили и показали это на прибрежном песке.
Получается такая картинка: мелкие волны под ветерком набегают на песок и он завивается извилистой цепочкой вдоль берега и при определённом солнечном освещении создаёт ажур из теней, отброшенных валиками надутого ветром песка.
Я прочитал об этом у Паустовского, который тоже занимался выяснением происхождения этого феномена.
На второй вопрос ответ моего собственного слышанья ворчания движущейся среди скал воды. Разумеется, не гула во время паводка. а летнего тихого умиротворяющего журчания. Надеюсь, что удовлетворил твоё любопытство в самом благодарном его проявлении. Целую.

Адольф Зиганиди 2   27.02.2018 22:21   Заявить о нарушении
Возможно, ты не так поняла смысл строки:
мой часто путь лежит сюда... это не в даль моря, которая видна отсюда,
а мой путь из города к водопаду.
У меня есть давний стих об этом водопаде и он вошёл в 8-ю главу поэмы "Мои пенаты"
Ты читала её. Там более конкретно описывается восприятие этой тишины.
Здоровья!

Адольф Зиганиди 2   27.02.2018 22:45   Заявить о нарушении
Долик, мне всё понятно было с самого начала! Я о тех местах,
куда твой путь лежал И откуда видна была даль морская!
Я хотела лишь обратить твоё внимание на рифму "даль - сюда"!

Валентина Марцафей   28.02.2018 16:06   Заявить о нарушении
Спасибо! Рифма тут, к сожалению, трудно угадываемая - сюДА - ДАль.
Есть так называемая ассонансная рифма. А вообще-то ты права. Но сейчас я уже вряд ли захочу что-либо менять. Проехали!

Адольф Зиганиди 2   28.02.2018 18:27   Заявить о нарушении