Традиционные моральные ценности

Сейчас, как и не раз в прошлом, многие люди пытаются обосновать, что традиционные моральные ценности устарели и их надо менять в сторону большей свободы от накладываемых ими ограничений. А нужно ли менять взгляд на традиционную мораль? Ответ вроде бы очевиден. Тем не менее, вопрос не потерял своей актуальности.

Часть таких новаторов пропагандируют свободную от обязанностей любовь. Они говорят, что семья уже не нужна или будет не нужна для существования общества. В будущем людей будут клонировать, генетически программировать пол, внешность, темперамент и характер детей, выращивать их в инкубаторах и т. п. Они считают, что семейные отношения эволюционируют в сторону отказа от старой морали. Они озабочены сексом, тем, как получить больше физиологических удовольствий. Понятия любви, честности, верности, преданности, по их мнению, будут либо не нужны, либо их смысл поменяется.

Так кто же эти люди? Новаторы, двигающие общество к светлому будущему? Или сластолюбцы, поощряющие свою похоть и тянущие общество к моральному разложению и деградации?

Встанем на их позицию и посмотрим на семейные отношения их взглядом. Для этого воспользуемся взглядом лорда Генри в классическом романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Он был сторонником теории наслаждения, гедонизма. Приведём некоторые его мысли.

Зачем любить всю жизнь одного человека? Это привычка, отсутствие воображения, доказательство бессилия, жадность собственника. Есть люди, которых брачная жизнь делает сложнее. Сохраняя своё «я», они дополняют его множеством чужих «я». Такой человек вынужден жить более чем одной жизнью, и становится личностью высокоорганизованной.

С позиции гедонизма, когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы. Быть хорошим – значит жить в согласии с самим собой. А кто вынужден жить в согласии с другими, тот бывает в разладе с самим собой. Не нужно другим навязывать свои нравственные правила и вмешиваться в жизнь других. Угрызения совести? Это устарело.

Секрет счастья в том, чтобы испытывать великое мгновение (близость) как можно чаще. Любовь питается повторением. Предмет страсти меняется, а страсть остаётся единственной и неповторимой.

Почему мужчины не могут быть верными? Потому что они отдаются чувствам, ощущениям, идут на поводу своих влечений, инстинктов. Они – полигамны.

Как обычно бывает? Если муж изменяет жене (или наоборот), то чтобы скрыть это ему (или ей) приходится лгать. Когда ложь открывается (а рано или поздно, как правило, так и бывает), приходится слышать упрёки, видеть слёзы, испытывать страдания. А если любовь станет свободной, то лгать не надо будет. Всё будет честно и по обоюдному согласию – сошлись, побыли вместе и разошлись. Нет лжи, привязанностей, упрёков и страданий. Все будут довольны и счастливы.

Теперь встанем на противоположную позицию.

В свободной семье подразумевается, что мать и отец будут постоянно менять партнёров. Рождённым в них детям будет даваться меньше родительской любви, потому что родители будут уделять больше времени встречам с разными партнёрами. Могут ли в таких семьях полноценно воспитываться дети и стать полноценными людьми? Нет. Такие дети вырастут с психологическими проблемами.

Если поменяется понимание морали, то поменяются понятия – хорошо и плохо. Наука направлена на получение могущества, использование которого может привести к изменению людей и их гибели. Возможно, гибели не в буквальном смысле слова, но к гибели природы человека. Тогда  люди будут уже – не люди. Если мы победим природу, то она победит нас. Это хорошо показано в эссе Клайва Льюиса «Человек отменяется». В своём эссе он призывает не сводить классическую мораль, дао, как он её называет, к неведомым инстинктам, а наоборот, рассматривать инстинкт в свете морали.

Любовь делает человека человеком. Природа человека направлена на любовь. Стремясь получать наслаждения от жизни, люди, чаще всего, получают лишь мимолётные ощущения счастья и любви, а в целом остаются несчастными и лишёнными любви.

Как показывает практика, у людей, выступающих за новые моральные ценности, не всё гладко, удачно и счастливо складывается в жизни. То есть их теории не работают. А традиционные моральные ценности приводят людей к более гладким, удачным и счастливым событиям в жизни.

Желание уйти от традиционной морали связано со стремлением к «абсолютной свободе». Оно приводит человека к пропасти. Важнее «несвободы», выбираемые для себя свободным человеком. Это – семья, жена, муж, дети и другие традиционные ценности.


Рецензии