Ташу як, таш аяк, ташаяк, Ташаяк...
Естественно, первым встает вопрос о названии «Ташаяк». Таш - камень, аяк - чаша, другой вариант аяк - нога. Еще значение, ташаяк - фарфоровая посуда, керамика. Возможен вариант: ташу - паводок, половодье, як - сторона, место. Поскольку по преданию в центре базара находилась каменная чаша для сбора торгового налога («История Казани», том 1, Казань 1988 г. стр29), останавливаю внимание на первом варианте - каменная чаша. Почему каменная? Почему, например, не собирать подать в кожаную сумку, глиняный горшок или чугунный казан? Да мало ли других материалов - дубовая кадка, кованое ведро? Нет, остановились на каменной чаше! Но ведь кто-то дал команду ее изготовить. Возникает вопрос о структуре функционирования базара, его управлении и устройстве. Очевидно, что доход от его работы , за вычетом расходов на содержание (охрана, уборка и др.) уходили в ханскую казну. А он - хан и его окружение, были заинтересованы в развитии торговли в городе. Отсюда материал чаши - камень. Все остальное недолговечно. Хрупкость и ржавчина уничтожат любой сосуд, а каменный сохранится. Как гласит старая татарская пословица - все равно, горшок о камень или камень о горшок, но горшок вдребезги.
Следующий вопрос - когда сделана чаша? Кем выполнена? Базаров было много, но только «Ташаяк» получил чашу в свое название. Почему? Мне представляется, что ситуация могла развиваться следующим образом. Когда нашими предками, после поиска и обсуждения было принято решение о постройке крепости на холме, том который сегодня украшает Казанский кремль, встал вопрос об организации базового лагеря. Останавливаться на холме, где должна проводиться расчистка, разметка и строительство сооружений, а так же отсутствует в изобилии вода, было нецелесообразно. Лучшим местом, в этом смысле было, устье и берег речки Булак текущей непосредственно вдоль холма. Речка впадала в реку Казанку, та в Идель (Волга), а там и связь с окружающим миром. Хотя и мала речка Булак, по ней водным путем к месту строительства крепости можно было доставлять необходимые материалы: лес, металл, камень. Наиболее тяжелые материалы можно было подвезти в весеннее половодье. Кстати, высокая вода в речке Булак стояла достаточно долго, поскольку озеро Кабан, из которой она вытекала, являлось наполняемым весной резервуаром. Течние в Булаке менялось - весной в сторону Кабана, а летом в сторону Казанки. То есть весной и в первой половине лета Булак всегда был полноводен и в этом плане название слободы от слов ташу як - место половодья, не лишено смысла. С чисто бытовой стороны, для строителей крепости готовить пищу, мыться, поить лошадей тоже было предпочтительнее, обитая у речки. Возможно, что ханский шатер и его охрана располагались на холме, но мыться то они ходили в бани построенные в устье Булака.
Итак, первые слободы располагались под холмом, и одна из них называлась «Ташаяк». А быть может, так она называлась потому, что сюда привозили по воде строительный камень, который после предварительного распределения и обработки поднимали на холм для постройки крепостных сооружений. Отсюда толкование этого названия - таш аяк, каменная нога.
Строился новый город. Место было людное, бойкое и здесь стихийно возник базар, по весне превращавшийся в ярмарку. Со временем он приобрел организационные формы, получил название по имени слободы и был оснащен каменной чашей, благо рядом был соответствующий материал, и мастера, которые его могли обработать. Родилось новое толкование - каменная чаша.
А быть может, толкование названия слободы менялось во времени, каждый раз соответствуя новой ситуации? Сегодня это название улицы. Можно только предполагать, какое толкование приобретет это название в будущем?!
Но чаша, то все-таки была! Каких размеров, из какого материала? Как выглядела? Над этим вопросом я размышлял сидя на пустынном берегу реки Камы ранним июльским, но уже жарким утром. Тихо плескалась вода, а по берегу громоздились многометровые глыбы гипса и доломита, которые пыталась пошевелить моя мысль. А может быть, чаша была сделана из мрамора или гранита привезенного с верховьев Камы. После раздумий я остановился на том соображении, что не технические ограничения доставки глыбы определяли материал и размеры чаши, а скорее ее функциональная целесообразность. Представляется, что это была доломитовая чаша до двух аршин в поперечнике и около одного аршина (1 аршин = 0,7112 м) в высоте. Внутренняя часть по форме могла напоминать казан, а наружная быть многогранной и украшенной орнаментом. То есть она должна была быть достаточно объемной, но удобной и для работы с ней одному, двум человекам - дающему и получающему подать. В то же время она должна была быть привлекательной для посетителей, достаточно тяжелой чтобы ее не двигали без особой надобности , и достаточно массивной чтобы не быть разбитой.
Тут я поставил себя на место Мастера делавшего чашу и попробовал мысленно конструировать ее. Что думал он, как обрабатывал материал, чем измерял и контролировал форму? Как чисто он ее шлифовал, упрочнял ли какими-нибудь покрытиями, окрашивал ли красителями? Я мысленно подходил к этой чаше или отдалялся, представляя себя, то служащим чаши, то торговцем или простым покупателем ярмарки. В голове возникали разные ее формы и размеры, отдельные элементы и фрагменты орнаментов, местоположение и ситуации вокруг нее.
Каменная эта чаша, скорее всего, появилась уже тогда, когда крепость была построена и возникла возможность и необходимость обустраивать окружающие слободы. Быть может, ими оснащались и другие базары Казани, но первым был «Ташаяк»?
И еще один вопрос. Где находится сейчас эта чаша? Видимо там же где и была. Культурный слой за эти столетия накопился немалый и если хорошо вести раскопки, то ее можно найти, а заодно и многое другое не менее интересное...
Копать надо ребята! И исследовать.
Рустам Ишмуратов. 10. 8. 98.
Свидетельство о публикации №218022600286
Удачи в поисках!
Варакушка 5 05.02.2019 15:58 Заявить о нарушении