3. 4. Встреча

         Поезд в Алма-Ату прибыл ночью и пришлось выгружаться в зал ожидания. И Женя и Витя сразу повалились на скамейки  и уснули. Но тут же раздался окрик милиционера, который прохаживался по залу: - «Спать нельзя!» Мария было удивилась: - «Это же дети!» - «Всё равно не положено» - хмуро буркнул милиционер.

       Утром Мария первым делом побежала искать жильё, которое нашла довольно быстро в какой-то «халупе» на окраине, и почти на крыльях полетела в отдел НКВД по наивности полагая, что встретиться с мужем. В сером двухэтажном здании на ул. Дзержинского её ждало не просто разочарование, а очередное унижение и привычная уже неизвестность…
      «Уполномоченный» с холодными и жестокими глазами, взглянув на «предписание», усмехнулся и сказал: - «Вы что же рассчитывали жить в столичном городе, при Вашем-то статусе?... Нет! Произошла задержка с отправкой Вашего мужа и я не знаю, когда его переправят в г. Чимкент, поэтому пока отдохните здесь, отмечайтесь, как положено у нас, а когда будут сведения о его отправке, мы Вам сообщим и вместе переправим в город Чимкент.»…
    
     Николай о частичном освобождении брата уже успел сообщить Елизавете Дмитриевне и она, недолго думая, примчалась в Алма-Ату, надеясь на встречу с сыном и внуками.
     Тогда, в 35-м году, Елизавета Дмитриевна не осталась жить у Николая, ей не нравилась Тося – сноха, да и детей у них не получилось из-за её бесплодности, и пришлось уехать в Одессу к дочери Марусе и уже подросшей Танечке Сидоровой. Золовки – сёстры первого мужа грека, давно простили Елизавету Дмитриевну и хорошо приняли Марусю с дочкой, поэтому мук совести Елизавета Дмитриевна не испытывала и неплохо прожила у дочки в эти годы, волнуясь только о своём старшем сыне и внуках.

      Елизавета Дмитриевна, конечно, была расстроена,  что семью сошлют дальше, в захолустный город Чимкент, но вида не подала и нашла для Марии и Александры Ивановны слова утешения и одобрения. Она похвалила прекрасный вид своих внуков, и сказала, что цыганка нагадала в детстве её Володечке жизнь до 90 лет, так что не надо беспокоиться, а что касается Чимкента, так на юге жить-то гораздо лучше и всем полезнее, чем в этом ужасном и холодном Петербурге….
      Мария сумела на летние каникулы, до приезда мужа, устроить Женю в геопоход по Казахстану, как отличника, получившего грамоту за окончание 8-ого класса в Астрахани.
      Женя вернулся загоревший, возмужавший и очень довольный…. Казахстан поразил Женю степными просторами, высокогорными альпийскими лугами, садами апорта и частоколом Тяньшанской ели на склонах Заилийского Алатау. Он решил, что после окончания школы станет геологом и поедет работать только в Казахстан!
      Наконец в НКВД Марии вручили «бумагу» на освобождение мужа и высылку всей семьи в город Чимкент.
      
      На рассвете Мария уже сидела у ворот тюрьмы и поймала себя на мысли, что молится Богу… Наконец открылись ворота и под конвоем вывели человек 20 заключённых, которые почти не отличались друг от друга в одинаковой арестантской серой одежде и с одинакова хмурыми серыми лицами. На уровне инстинкта Мария почувствовала в седом, как лунь, маленьком, очень худом старике своего Володечку. Она бросилась к конвоиру со своей «бумагой» на освобождение и тот равнодушно крикнул: - «Вышенский! На выход из строя, за тобой пришли…»
   
      Сколько времени они потратили на путь до дома – Мария не поняла. Владимир Александрович не имел понятия о своём освобождении и думал, что его отправят куда-то дальше, на другие рудники, а уж о воссоединенинии с семьёй и не мечтал.
     Через каждые 10-15 метров они буквально падали на землю, бросались в объятья и плакали, не замечая своих слёз и не обращая внимания на прохожих. В Алма-Ате к тому времени добрая половина населения были ссыльные, поэтому вид освобождённого и их слёзы никого не удивляли, а скорее всего, вызывали сочувствие.

     Владимир Александрович помылся, побрился, переоделся и стал похож на себя прежнего, только с абсолютно белой головой….

     Елизавета Дмитриевна уехала в Одессу, а семья Вышенского, вместе с Александрой Ивановной – в Чимкент

    


Рецензии