3. 6. Алма-Ата. Выполнение обязательств

       Жизнь в Алма-Ате почти сразу сложилась довольно удачно. Владимир Александрович получил должность начальника отдела и трёхкомнатную квартиру в кирпичном доме с водопроводом. Сын Виктор в это время уже учился на третьем курсе физмата КазГУ, и он переехал из общежития под крыло отца и матери.
     Дочери Рита и Ира пошли в столичную школу в 6-й и 5-й классы соответственно.

      В Алма-Ате в то время был Оперный театр с прекрасным  репертуаром, Русский драматический театр, Филармония, куда в летнее время с гастролями приезжали артисты из Москвы и Ленинграда.
      Мария и Владимир как будто вернулись в свою культурную Ленинградскую жизнь, а главное, могли приобщить к культурной жизни своих дочерей.

      Владимир Александрович со свойственным ему энтузиазмом часто организовывал экскурсии и походы в горы, благо в Гипроводхозе были грузовые машины, а молодые водители с удовольствием возили желающих в Иссыкское, Малое и Большое Алматинские ущелья.

       Пятого марта 1953г, в день смерти И.В.Сталина Мария и Владимир готовились отметить двадцатипятилетие со дня своей свадьбы, до которой и не мечтали дожить….
       Владимир Александрович пришёл в этот день с работы и буквально зарыдал, а потом  занавесил окна, плотно закрыл двери, и семья отпраздновала серебряную свадьбу без приглашения гостей…

      Владимир Александрович почувствовал себя Победителем, уважаемым Главой семьи и решил, что может, наконец, отблагодарить свою верную жену и подарить ей настоящее обручальное золотое кольцо. В 1956г его жене исполнялось 55 лет – можно считать золотой юбилей Человека, и Владимир Александрович попросил свою дочку Риту незаметно снять мерку с пальца мамы. Однажды вечером придумали игру по измерению пальчиков родителей и детей, так Рита получила то, о чём просил отец…

      В семье Вышенских, несмотря на жизненные ситуации, горестные события и бедность всегда чтили и соблюдали семейные традиции празднования дня рождения каждого члена семьи, с дарением подарков имениннику и празднования Нового Года также с подарками под ёлкой для детей. Даже во время Войны, в Чимкенте, в ссылке, Владимир Александрович «умудрялся» приносить для своих маленьких дочек ёлку из местной арчи, а сын Виктор наряжался дедом Морозом и дарил им подарки от родителей. Поэтому дети, приученные к труду и бедности, всегда с нетерпением ждали праздников и подарков, а жизнь в Чимкенте для них казалась прекрасной….

     Грядущий 1956г. был не только годом 55-летия жены, но и годом окончания школы старшей дочки Риты, поэтому Владимир Александрович постарался с подарком и выбрал увесистое золотое кольцо нужного размера.
     31 декабря 1955г, с боем курантов он под радостные крики детей и жены сына Виктора торжественно подарил своей жёнушке с письмом следующего содержания:
    «Моему самому дорогому  существу, лучшему искромётному другу в моей жизни и беззаветно любимой жене:
      Любимая моя жемчужинка! Пусть это обручальное колечко ещё больше скрепит своим золотым обручем нашу золотую любовь, пусть старость не разрушит нашего взаимного глубокого чувства, которое по юному будет жить во мне.
    Солнышко моё, моя отрада и зазноба, с новым годом, бесконечно родная мне!
    Об одном молю судьбу – дай бог тебе большого и крепкого здоровья, бодрости неугасаемого мужественного духа. Живи, родная, на счастье наших детишек и моё, а этим согрей и своё личное счастье.
          Вечно твой Володя  30.12.54 – 1.01.55г.»

      В июне, за месяц до дня рождения жены, Владимир Александрович вручил своим дочкам значительную по тем временам сумму денег и сказал, чтоб они  купили для  мамы подарок по своему усмотрению. Дочки долго думали, чем бы порадовать свою маму и, наконец, догадались: они купили сатиновую ткань красивой расцветки и самостоятельно сшили своей маме халат для дома.  Старая, повидавшая виды машинка «Зингер», на которой когда-то шила им платьица бабушка Александра Ивановна, а потом и мама для дочек школьные формы и платья и юбки из старых брюк своего мужа – не подвела и «секретный халат» удался!   
      Когда на праздновании юбилея дочки вручили свой подарок, оба родителя прослезились, поняв, что вырастили из своих дочек будущих хороших, заботливых жен и самостоятельных людей.
 
      После всего пережитого, у супругов «восстановились» их сердечные болезни, но новые лекарственные средства (нитроглицерин, валокордин) пришли к ним на помощь.
      Сын Виктор успешно учился в Каз.ГУ и влюбился в самую умную на курсе девушку Валентину, с которой вместе готовился к экзаменам и «дружил», помимо занятий в Университете….

       Валентина и Виктор на последнем курсе решили пожениться, чтоб распределиться на одно предприятие. Сыграли студенческую свадьбу и поселились у родителей Валентины в частном доме на Первой Алма-Ате, можно сказать в посёлке за искусственной рощей, созданной лесоводом Бауманом.
     Валентину, окончившую с отличием Каз.ГУ, оставили в аспирантуре, а Виктора пригласили в институт Энергетики АН Казахстана в качестве младшего научного сотрудника в лабораторию Промышленной теплотехники. В качестве темы своей диссертации он выбрал  разработку методов циклонной плавки металла на Балхашском металлургическом комбинате.
      Весной 1956 года у молодых супругов родился Серёжа – внук Марии и Владимира Вышенских, второй продолжатель фамилии, после Жениного Саши.

      Это был один из самых спокойных и благополучных годов их трудной жизни супругов Вышенских:
  -Рита окончила школу и по своему желанию и призванию поступила в Казахский сельскохозяйственный институт на лесохозяйственный факультет;
  -Ира перешла в десятый класс и «тянула» на золотую медаль;
  -Чимкентские верные друзья были рядом, и духовное общение с ними не прерывалось - встречались каждое воскресенье!
  -У московских родственников тоже всё складывалось прекрасно: ст. сын Евгений Владимирович работал в Кремле, ещё в 1952г. у них с женой Машей родилась долгожданная дочка Танечка, похожая на Риту. Супруги могли себе позволить отдых в Крыму вместе с детьми и регулярно присылали родителям фотоотчёты и своей счастливой и благополучной жизни в любви и согласии.
      Казалось, что мечтать больше не о чем и можно нянчить любимого внука, гулять в горах  и посещать театры…

     Но судьба как будто испытывала супругов на прочность: у Владимира Александровича случился приступ аппендицита с последующим перитонитом и врачи больницы предупредили Марию, что муж не протянет и двух дней и если есть сын надо его вызвать на прощание с отцом.
     Когда старший сын с матерью вошли в палату к умирающему, он уже не реагировал на голос жены, смирившись с участью, но услышав голос сына и слово «папа», открыл глаза. Мария не поверила своим глазам и ушам, потому что ясным голосом её муж произнес: - «Женька! Ты как тут?». А сын с дрожью в голосе нашел  нужные слова: – «Да, вот, случайно - командировка подвернулась!»…
      
      Потом врачи говорили, что все присутствовали при чуде, и в своей практике они ещё такого не встречали, а Мария Кузьминична сказала своим детям: - «Вот, что значит сила духа и сила воли Человека!» и поблагодарила сына Женю за спасение своего отца и её мужа.
 
     После выписки из больницы Владимиру Александровичу дали направление
в тубдиспансер, с подозрением на открытую форму туберкулёза, врач районной поликлиники в своё время не заметила начала болезни, объясняя затемнение в лёгких отравлением «газами» в Первую мировую Войну….

      В соответствие с поговоркой:- «Не было бы счастья – да несчастье помогло!» Владимир Александрович получил бюллетень на 1 год, бесплатную путёвку в санаторий на черноморском побережье, которое и не мечтал посетить, целый мешок сильнодействующих лекарств и специальную баночку - плевательницу для мокроты.
      
      Семью поставили на учёт и пояснили правила содержания дома такого больного. К счастью никто из близких не заразился к тому времени, а через три года их уже сняли с учёта….

     Вскоре Владимир Александрович и Мария потеряли своего друга- гидротехника из Чимкента Якова Никандровича Курзанова, который умер от рака, а  его семья вернулась в Чимкент, куда получил выгодное предложение по работе муж дочери. Расставание с друзьями, которые были для семьи Вышенских ближе и дороже родственников, с которыми было столько всего пережито в ссылке, сильно повлияло на Владимира Александровича и ещё больше ухудшило его здоровье.
      
     Вернувшись с курорта он практически сразу вышел на пенсию. Коллектив, провожая своего начальника на заслуженный отдых, одарил ценными подарками (телевизор Рубин!) и просил не забывать…
     Пенсия для того времени была максимальной – 120 рублей и дочери Владимира Александровича при наличии троек даже не платили стипендии.
      
      Мария Кузьминична всю свою жизнь вела очень активную переписку не только с родственниками, но и с друзьями своей молодости, не говоря об Астраханских и Чимкентских. В 1961г, она похвасталась своим подругам, что год её 60-летия стал годом исполнения желаний и даже затаённых мечтаний. Муж на её юбилей подарил супруге золотые часы «Чайка»...

      В 1961г Рита- старшая дочь окончила  лесфак КазСХИ и с тремя подружками по направлению уехала в Кокчетавскую область на работу в КАЛМЭ – только что организованную Казахскую агролесомелиоративную экспедицию, как отделение или филиал Всесоюзного объединения в Москве. Молодых специалистов попросили не использовать отпуск, положенный после учёбы, а направиться на полевые работы в изыскательские партии.  Рита попала  на работы, по обследованию земель, выделенных под зелёную зону и лесной питомник  г.Чимкенте, куда давно хотела попасть, чтоб навестить могилы бабушек и встретиться со школьными друзьями.
     И надо же было такому случиться, что Мария Кузьминична с младшей дочерью  на отпускные Иры и небольшие накопления самой Марии решили отправиться в гости в г.Москву на поезде для встречи с родственниками и внуками, которых Мария видела лишь на фотографиях…. А поезд шёл через Чимкент, где в это время находилась Рита!!

     Посетить Москву, встретиться с родственниками, которые не предали и помогли  пережить удары судьбы и не потерять мужа, познакомиться с родителями супруги  сына Жени и его детьми –  были тайными  мечтами Марии Кузьминичны. Встречи в Москве были организованы на высшем уровне, с большой душевной теплотой и искренней радостью с обеих сторон. Москвичам очень понравились фрукты, которыми Иру с матерью снабдила Рита и друзья, доставившие к поезду в Чимкенте коробки и корзины с самыми лучшими плодами.

      Осенью изыскательская партия, в которой Рита в это время замещала начальника отряда, переезжала на второй объект в Талды-Курганской области. Их путь лежал через Алма-Ату и Рита воспользовалась возможностью показать членам партии столицу, где они никогда не были, а заодно  привести и себя и гостей в дом родителей. И отец и мать были поистине счастливы, увидев свою дочь, такую гордую, решительную и полную энтузиазма.

      В свою очередь члены изыскательской партии были поражены гостеприимством родителей своего «начальника» и уважение к молодому специалисту резко возросло. Владимир Александрович помог водителю – молодому деревенскому парню из Щучинска, отладить мотор его грузовика, похвалил за содержание машины и вселил уверенность, что он сумеет получить следующую категорию, когда вернётся на базу. Благодарный Иван (так звали шофёра) на обратном пути в Щучинск, уже в ноябре, заехал в Алма-Ату и предложил перевезти какие-нибудь вещи Риты в Щучинск, где ей дали место в общежитии при экспедиции. Родители очень обрадовались и отправили своей дочери старый любимый диван, который отец обил дерматином и считал кожаным, а также радиолу с набором пластинок и стопку книг.
       
      Владимир Александрович, находясь на пенсии, продолжал чувствовать себя главой семьи и обустраивать свою квартиру своими руками. Когда в дом провели центральное отопление, он сам разобрал печки, вставил решетки для вентиляции и очень гордился тем, что ещё может что-то делать, как настоящий мужик! Жизнь научила его быть мастером на все руки, он всегда ремонтировал квартиру сам, сам когда-то в Чимкенте сколачивал мебель – табуретки, столы и научил своих детей и белить, и строгать. В пожилом возрасте его стала очень угнетать тугоухость, но сын Евгений из Москвы прислал «новомодный» слуховой аппарат с тяжёлыми аккумуляторными батарейками, которые приходилось носить в кармане, но слушать радио, телевизор он теперь мог.

     День рождения Владимира Александровича – второго февраля совпадал с днём рождения его любимой снохи Маши – жены старшего сына. По традиции в семье день рождения её главы всегда отмечался с приглашением гостей и хорошими подарками имениннику, обычно в этот день звонил из Москвы сын и отцу казалось, что оба дня рождения празднуются совместно. Жена и дочь уже приготовили подарки, Ире удалось «достать» в ЦУМе импортный костюм, чтоб отец не чувствовал себя пенсионером  в пижаме, а сам отец решил доказать сам себе что он ещё способен на подвиги…
   
     22 января 1963г Владимир Александрович уединился на весь день в свой любимый сарай, где оборудовал свою мастерскую, и распилил еловую доску вдоль на тонкие дощечки для  изготовления резонатора под телефон по подготовленным чертежам для улучшению звучания.
      
     Когда Владимир Александрович пришёл домой, к обеду, то жена ахнула – лицо мужа было зелёным, и он тяжело дышал. Ночью, после укола, поставленного врачом скорой помощи, он умер на руках жены и дочери Иры.
      
      Смерть мужа стала настоящим ударом для Марии Кузьминичны, она впала в депрессию и много плакала, как будто все нерастраченные за жизнь слёзы решили вылиться из её глаз. Она всё время вспоминала, что ей поставили смертельный диагноз в 40 лет, а мужу цыганка нагадала прожить до 90, а получилось всё наоборот…
    
       Старший сын Евгений прилетел из Москвы на похороны отца и постарался найти слова утешения для Марии Кузьминичны сказав, что если бы не она, то Владимира Александровича уже давно бы не было в живых….

     Женя пригласил своих сестёр Риту и Иру приехать в гости в Москву, благо получил к тому времени очень хорошую квартиру и есть место для размещения гостей.

        Сын Виктор, у которого в 1962г. родился второй сын Саша, понял, что матери необходима забота о ком-то и ответственность за жизнь маленького ребёнка – иначе она не будет сопротивляться своему горю. Через 40 дней после похорон отца они с Валентиной возложили на плечи матери заботу о втором внуке….

Конец пути- http://www.proza.ru/2018/02/26/836
 


Рецензии