О книге Алексея Толстого Как ни в чём не бывало

Всем отлично знакомы такие произведения для детей Алексея Николаевича Толстого, как сказка «Золотой ключик или приключения Буратино», автобиографическая повесть «Детство Никиты», «Сорочьи сказки». Но есть у Алексея Толстого ещё одна интересная детская книжка под названием «Как ни в чём не бывало», с которой я и хочу вас познакомить. Написано это небольшое произведение в 1925 году, и в нём ясно прочитываются две жизненные основы – старая, дореволюционная и новая, советская.

Главные герои книги – петербургские мальчики Никита и Митя. Никита – мальчишка лет девяти, он уже умеет читать и прочёл уйму приключенческих книг про индейцев, пиратов и путешественников. Митя – совсем малыш, ему года четыре, и он во всём слушается старшего брата. Живут они очень дружно и весело, никогда не ссорятся, вместе играют. А всё потому, что Никита признаёт, что младший братишка – человек интересный и оригинальный, ничуть не хуже его самого, только помладше. Многим нынешним детям неплохо бы брать с них пример в этом плане.
Родители мальчишек явно принадлежат к интеллигенции старой формации. Они образованны, ходят на службу, в доме у них есть кухарка, да и вообще всё заведено на старый лад. А вот во внешнем мире читатель уже видит ростки нового, например, там присутствуют славные ребята – пионеры, которые готовы бескорыстно прийти на помощь тем, кто попал в сложную ситуацию, а именно – нашим героям.
Но всё по порядку.  Как пишет автор: «В свободное от службы время родители занимались воспитанием». Но их воспитательные беседы казались мальчишкам страшно нудными и бесполезными. И потому ребята решили сами себя воспитывать. А как это можно сделать? Да просто отправиться в настоящее путешествие и встретиться там лицом к лицу с трудностями, опасностями и удивительными приключениями, - чтобы закалить свой характер.
 
Сначала я подумала, что путешествовать ребята  собираются в воображении, в придуманном мире, как герои «Кондуита и Швамбрании» Льва Кассиля. Ведь недаром же Никита и Митя, не умолкая, обсуждают свои будущие подвиги – освоение новых земель, кораблекрушения, встречи с краснокожими индейцами, дикими зверями и прочими персонажами приключенческой литературы. Но, к моему удивлению, всё это, действительно, случилось с братьями, стоило им только выйти за порог своей квартиры – в большой, малознакомый мир. Причём, без разрешения мамы и папы!
Как известно, дети во все времена были склонны к совершению чего-нибудь необычного, экстраординарного, героического. А у взрослых все эти мечты и фантазии, тем более – претворение их в жизнь, могли вызывать лишь раздражение и желание запретить, оградить, не пускать! А потому главная задача ребят – не сказать ни слова родителям, но при этом усиленно и основательно готовиться к будущему походу.  И вот юные путешественники уже в настоящей лодке, на настоящей реке под названием Ждановка, вёсла на воде, самодельный парус на мачте. И главное – увлекательная игра в разгаре,  приключения разворачиваются, будто в кино: сражение со злыми аборигенами сменяется битвой с дикими зверями, и далее по плану. Никита сыплет морскими терминами, почерпнутыми из книг, буквально упивается ими: «Выбирай фалы, подымай марселя, ложись на правый галс, крепи шкоты!». Митя вполне его понимает и выполняет приказы командира.
 
Юные читатели будут захвачены развитием действия и, конечно же, оценят чудесный юмор, с которым автор описывает небывалые приключения маленьких героев книги. Смешно рассказано даже о случае реальной опасности на реке, но при этом автор подчёркивает, что из любого трудного положения можно найти выход, если быть храбрым, решительным, хладнокровным и уметь быстро принимать решения. Для Никиты знакомство с замечательными книжными героями не прошло даром: он во всём старается походить на них и действует мужественно. Маленький Митя – тоже не нытик и не хлюпик, он молодец, во всём поддерживает брата.
Но когда положение наших героев становится совершенно отчаянным – им на помощь приходят пионеры. Автор с большой симпатией описывает палаточный лагерь юных пионеров 20-х годов, абсолютно непохожий на нынешние лагеря отдыха для детей. Романтика походной жизни, красивая атрибутика, самодисциплина и самоорганизация явно импонируют писателю. А желание и умение пионеров прийти на помощь тем, кто терпит бедствие, ценится, конечно, по высшему классу. Причём, в лагере ребята тоже воспитывают себя сами: работают, занимаются спортом, варят обед, пекут картошку на костре. Присутствия взрослых абсолютно не заметно. Всем распоряжается командир – юный барабанщик.

Когда же наши герои возвращаются домой, как ни в чём не бывало, и рассказывают  родителям о своих удивительных похождениях всё, без утайки, мама с папой им не верят. Хотя, мама всё-таки почувствовала, что её дети стали немножко другими – более независимыми и самостоятельными, что они как будто вдруг повзрослели и готовы действовать не по указке родителей. Но ведь так происходит всегда и со всеми, если люди преодолевают какие-то трудности.  Важно только, чтобы эта независимость и самостоятельность вела ребят по верному пути – по дороге добра, мужества, решительности  и инициативности. А этого не достигнешь нудными воспитательными проповедями. Воспитание происходит в действии, в поступках и в умении осуществить собственную мечту!


Рецензии