Валенки

    Все началось с 4- х летнего возраста, когда на свою беду бабушка научила меня читать по передовицам любимой в нашей семье газеты «Известия». Я был всеяден -читал все, что попадёт мне под руку: газеты, книги, энциклопедии. Выданные мне в школе 30 августа учебники,к вечеру 31 были мной полностью прочитаны, и я погружался в сомнения, а стоит ли мне идти завтра на учёбу, если в общем и целом уже все понятно.
 
    Дома у меня было укромное местечко - в углу бабушкиной комнаты, где я чаще всего и проводил все своё свободное время с куском чёрного хлеба, присыпанного солью, и очередной толстой книжкой в руках.

    Мой любимый дедушка Михаил Иванович тоже очень любил читать. Но не книги, а газеты, коих он выписывал огромное множество. Часов с 11 утра он садился у окна в ожидании нашего почтальона - странненькой маленькой женщины средних лет в сером почтальонском костюме летом и толстой синей форменной куртке зимой. На плече её неизменно висела коричневая толстая дерматиновая сумка, забитая печатной продукцией на любой вкус и возраст.

    Почтальон входила в подъезд - дедушка мгновенно срывался со стула и так быстро, как только мог, спускался на второй этаж к почтовым ящикам. Я бежал за дедом вслед - сегодня должна была выйти «Пионерка» с продолжением повести Кира Булычева «Лиловый шар». А вообще, уже новый месяц начался и, может быть, придёт свежий номер «Юного натуралиста» или «Костра». Бабушка ждала журнал «Здоровье». А родители «Литературку» и разные «работницы с крестьянками».
Мы с дедом мгновенно разбирали свежую прессу. Дедушка усаживался в любимое кресло с «Известиями» или «Советской Россией», я в своём уголке уносился в инопланетное путешествие с Громозекой и Алисой. Бабушка на диване у стола внимательно изучала раннюю диагностику болезней почек.
 
    Дедушка читал долго, со вздохами, смехом, прикашливанием - местная газетка «Знамя труда» печаталась ядовитой краской, вызывающей при прочтении першение в горле.

    Прочитав всю многочисленную прессу от корки до корки, он снимал очки и гордо,громко начинал пересказывать содержание статей бабушке, которая откладывала чтение диагностики на вечер и внимательно слушала дедушку.
Дедушка был глухой. На войне его контузило и разорвало барабанные перепонки. Себя он не слышал. А вот содержание всех передовиц в сегодняшних газетах слышал, наверное, весь наш подъезд - голос деда звучал громко и чисто, как голос самого Левитана. Я, воспользовавшись бабушкиной политинформацией, воровал у неё из-под руки журнал с диагностикой и погружался в мир болезней, операций и всяких профилактик.

    Однажды, дедушка, закончив политпросвещение бабушки и подъезда, обернулся ко мне и спросил: «А ты кем вот хочешь стать?»
-Врачом!- громко и чётко ответил я.
Дедушка почти ничего не слышал, но отлично понимал слова по движению губ.
-Врачом - это хорошо, - изрёк он, - Образование получишь. Рабфак!
-Нет, дедушка, медицинский институт. Рабфак это давно было, когда много всяких неграмотных пришли в институты. Они хотели стать врачам, учителями и и инженерами,но сначала надо было выучить азы. Вот для этого и был рабфак, - рассказал я.
-Хорошо, да. Значит, институт. Вот на войне врачи очень нужны были. И сейчас хорошая профессия. А вот если, что случится с тобой и не сможешь потом быть врачом? Например, руку бомбой на войне оторвёт?
Я поёжился и посмотрел на свои руки. Руки были очень хорошими на вид. А вчера я натянул верёвку во дворе - бабушка постирала и собиралась развесить белье. Сделал это на совесть - очень крепко ,и она сказала, что у меня золотые руки. Как так оторвёт такие золотые руки? Обидно. И тут я вспомнил нашего соседа Ивана Петровича. Он тоже воевал. Попал в плен и бежал в лес, к партизанам. Там его тяжело ранило и не было лекарств, началась гангрена. Руку пришлось ампутировать. Иван Петрович вернулся домой и выучился на учителя истории, а потом был даже директором в сельской школе. Его все очень уважали. И я радостно закричал: «Если руку на войне оторвёт - буду учителем. Биологии!» Дедушка снова одобрил мой ответ. Потом он встал и взял меня за руку:» Пойдем-ка».
 
     Мы вышли в прихожую, дед открыл шкафчик. В картонной коробке от бабушкиных войлочных сапог там лежали всякие толстые нитки, шило, коричневая кожа и кусок гудрона. А ещё куски войлока. Дед взял мои протёртые на подошве до дыр валенки и сказал: « Образование - это хорошо. Но ремесло - это кусок хлеба навсегда». И научил меня подшивать валенки. В общем, если у вас какой непорядок с валенками - приходите! И газеты почитаем, и валенки подошьём.   


Рецензии