Сладкая сосулька в руке

    Поколение 60-70-х, вы помните какая раньше была зима? Утро. Воздух прозрачен и свеж. Выбежишь в половине восьмого на крыльцо дома, и тут как схватит тебя мороз за левую щеку, потом за правую цапнет. Пока трёшь связанной бабушкой варежкой щеки, а уж и уши побелели. Да и ладно. Подумаешь. Быстренько согреешь уши ладонями и вприпрыжку в школу. А по дороге раскатанные ледовые дорожки. Это ж трасса! Пока по одной прокатишься, пока по другой, раз пять упадёшь в снег. Вот и школа. Бегом в дверь. У двери куча веников и техничка тетя Дуся ворчит: «Снег, снег с себя сметайте, идолы, водища вона по всей школе. Сами на ей и оскользнётесь».
 
     Пролетели уроки. И в 13.50 кто с пятёрками, а кто из с двойками - домой! Путь домой непрост.  Утром дала бабушка на буфет 35 копеек. Понятное дело, что экономили, чаем с булкой не сильно увлекались, потому что в магазине с двух часов продают мороженое. Суровая мороженщица баба Тоня неспешно и основательно укладывает в деревянный ящик коробки с лакомством. У ящика, в ожидании, переминается с ноги на ногу страждущая кучка школяров - монетки серебряные считает.
 
     Все,- уложила коробки, подняла голову: « Кто из вас,хулиганье, наклейку на ящик приклеит -уши оборву». Помните круглую наклейку сверху стаканчика пломбира или сливочного? Особый шик - купить мороженое, облизать наклейку и, пока мороженщица не видит, прилепить на ящик, ну, или на крайний случай, к двери магазина.
 
     Мелочь баба Тоня кидает в старую тарелку с битыми краями, а «рублевки», «трешницы» и «пятерки» старательно прячет в карман старого замызганного фартука. Бывает, что прям несколько дней экономишь и заветные два, а то и три стаканчика или брикета приятно холодят руку.

     Говорите минус 25 на улице? Разве это повод не поесть мороженого?!
Если только лизнуть? Ха, кто вам сказал, что его именно так надо есть? Огромными кусками и никак иначе!!!!
 
     Мороженое съедалось как раз на подходе к горке. В начале зимы отцы и деды нашего двора делали большую ледяную горку. Сбоку вырубались ступени, а сверху заливалась вода. Горка -место ребячьего счастья. Взобрался, сел на портфель и вперед. Подумаешь, снег попадет на учебники - высушим на батарее. Вот так раз десять. Бабушка вышла на балкон. Обед стынет. Стряхнул с портфеля снег и домой. Дома уроки, то,да се. А часов с пяти вечера все дети двора на горке. Собираюсь и я.
 
- Уроки-то сделал? - недоверчиво спрашивает бабушка.
- Ага, - кричу я, -а нам мало задали.
- А чего это так?
- Только по русскому. Я сделал. Упражнения написать и правила выучить. А Марьиванна по математике заболела. Ой, бабушка, столько учителей уже заболело.

     Пока бабушка еще чего-нибудь не спросила, быстро- быстро натягиваю шаровары с начесом, валенки.
- Да, -вздыхает бабушка, - это сильно вы от программы отстанете. Потом загружать будут. Нагонять.
- Нагоним, ба! - я хватаю картонку и пулей лечу на улицу.
- Свитер -то в штаны заправь, и шарф, шарф потуже завяжи! - кричит мне в вдогонку она.

     На горке столпотворение. Кто с фанеркой, кто с картонкой. А у кого кусок линолеума - тот истинный богач. Линолеум вызывает зависть. Его обладатели важны и горды. Если хорошо попросить или посулить конфетку, то могут и дать скатиться разок -другой.
 
     На ступеньках толкотня. Кто не удержался - тот кубарем летит вниз. Но никаких обид. Поднялся, шмыгнул носом, подобрал картонку и снова наверх.
Иногда на горке разгораются нешуточные страсти - замечены гости из чужого двора. И тогда вся дворовая ребятня встает в оборону: « Идите в свой двор, это наша горка!!!!» Захватчики отступают и веселье продолжается.
Поодиночке, паровозиком, и даже стоя на ногах - демонстрируют свое мастерство катальщики.

     Час идет за часом. Совсем темно. Жарко, аж пар идет. Как же пить хочется. Какие пепсифантыколы? На карнизе наивкуснейшие сосульки!!! Погрызть - святое дело! А то и втихаря на «фанталку» сбегать, похватать ледяной воды.
 
     В конце концов,наступает ночь и родители загоняют детей домой. И за мной пришла бабушка. Шарф давным давно размотался и тянется за мной хвостом, шапка висит на одном ухе. Мокрые варежки в кармане шубейки. И, да простят меня читатели, из носа свисает вниз длинная прозрачная сопля. Бабушка сует руку под шубейку - так и есть - спина вся голая и мокрая. С причитаниями и угрозами смерти от менингита( в соседней с бабушкиной деревне все дети так умерли, а кто выжил остались навсегда дурачками) бабушка ведет меня домой.
 
     Из валенок сыпался снег, шаровары, покрытые ледяной коростой, вставали по стойке «смирно» у батареи. Я, умытый, без сопли, переодетый во все сухое, сидел за столом и бабушка со слезами поила меня горячим чаем с малиновым вареньем. Было вкусно. А потом, распаренный в горячей ванне и укутанный до носа двумя ватными одеялами, я засыпал. Мне всю ночь снилась горка, свой собственный кусок линолеума и сладкая сосулька в руке.


Рецензии