Великий популяризатор науки

     Моя бабушка Нина Антоновна всегда считала себя малограмотной. Она так и говорила: «Какие науки? Я ведь всего 1,5 года в церковно- приходской школе отучилась. Читать и писать Батюшка Иван с дочками – поповнами научили и,слава Богу! Малограмотная я.»

     Однако, несмотря на малограмотность, бабушка свято верила в науку. И в людей науки, которых называла «грамотными». «Он грамотный» – в устах бабушки это звучало как наивысшее достижение, как академик или профессор, как кто-то великий. 
     Был  всего лишь один человек на свете, которого бабушка удостоила звания «очень грамотный», которому она верила безгранично.Сергей Петрович Капица. 
     Передачу «Очевидное-невероятное» бабушка обожала. В назначенный день и час, оставив в стороне все дела и хлопоты, она усаживалась перед стареньким черно-белым «Рекордом» и, не дыша, просматривала всю передачу от начала до конца. Не знаю, как ей удавалось понять, о чем в передаче ведется речь, да и удавалось ли вообще, но про черные дыры она знала главное, а именно, то, что они есть, и все, что туда попадет - пропадет навсегда. 
     Когда вечером бабушка укладывала меня спать, я с замиранием сердца спрашивал: «Бабушка, и Земля в черную дыру упадет?» «И Земля тоже, и мы с тобой» - отвечала она. 
Я испуганно прятался под одеяло, и через маленькую щелку между ним и подушкой уточнял: « А когда упадет, бабушка?»
Бабушка, гордо подняв указательный палец правой руки вверх, изрекала: «То науке до конца неизвестно». 
«Если неизвестно, то может быть и не завтра»- думал я. Завтра мы собирались на речку купаться и падать в черную дыру в мои планы, конечно, не входило. Если бы это было известно, рассуждал я, то в программе «Время» непременно б этом сказали. Однако Игорь Кириллов с Анной Шатиловой ничего сегодня о черных дырах не говорили. Значит, пока все в порядке. И, немного успокоенный, я вскоре засыпал.
 
     Как только в моей голове появились первый проблески ума, бабушка решила, что передачу мы будем смотреть вместе. Она сказала: «Сергей Петрович очень грамотный. Внимательно слушай, что он говорит. Капица плохому не научит!».И я смотрел и слушал.
     Со временем смотреть и слушать Капицу мне становилось все интереснее. Под его влиянием я читал и перечитывал все доступные мне научные книги: про космос, про физику, химию…

    Однажды, посмотрев очередную передачу про космос и черные дыры, я выглянул в окно. Было лето и во дворе радостно резвились дети. «Они не смотрят Капицу и ничего не знают про черные дыры!» - с ужасом воскликнул я. Идея возникла мгновенно. Я выскочил во двор и объявил, что сейчас расскажу нечто фантастически-удивительное. Все дети двора мгновенно собрались около меня. Изображая ученого за кафедрой, я встал за палисадник и, копируя манеру Сергея Петрович, сказал:"Добрый день! Сегодня мы с вами будем говорить о загадках космоса».
 
    Я рассказывал про космос, про пульсары, про страшные черные дыры Долго еще завороженные дети, позабыв про игры, вглядывались в небо. Я был счастлив – теперь ребята моего двора тоже знают про то, что науке известно и неизвестно. А завтра можно в соседний двор сбегать и там рассказать!

О, сколько нам открытий чудных…


Рецензии